Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Внутренний мир русской избы»
Цели урока:
-сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.
- познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о богатстве традиций и обычаев, связанных с миром крестьянской избы
- привлечение учащихся к поиску старинных вещей, сбору пословиц, загадок, поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развивает творческие способности учащегося.
- активизирование познавательного интереса к истории.
- развитие кругозора детей, памяти, внимания, мышления, умения анализировать.
- воспитание эстетического и художественного вкуса в процессе восприятия учебного материала.
Презентация
Слайд №3
Когда-то немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Что мы должны дать детям две вещи-корни и крылья…»
«Мой дом – моя крепость», - сказал мудрец
И был абсолютно прав
Не важно, избушка или дворец
Кров дарит, теплом объяв,
Под сенью тихой родной избы
У милого очага
Сил набирались наши деды,
Когда шли в бой на врага!
Изба- колыбель наших предков, отцов,
Обитель добра и тепла,
Без русской печи и её пирогов
Представить Россию нельзя.
Слово учителя
Ребята, как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь?
- (ответы детей: «Русская изба»)
Актуализация опорных знаний
Слово учителя
История нашей страны неразрывно связана с традициями, обычаями и устным народным творчеством. На слух простые, но с перчинкой русские народные загадки о предметах быта.
Загадки (4-5 слайды)
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт
Сам себе плита и чайник -
Сам заварит, сам нальёт
(самовар)
Кочет голенаст, кланяться горазд.
(топор)
Два братца хотят подраться
Да руки коротки
(коромысло)
Суну, посуну в золотую посуду
Там поколочу, назад поворочу
(кочерга)
Без рук, без ног,
Во все стороны клонится.
(Зыбка)
Был на базаре, очутился на пожаре.
(горшок)
Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт.
(замок)
В небо дыра, в землю дыра,
А посередине – огонь и вода.
(самовар)
Зимой нет теплей, а летом холодней.
(печь)
(На экране изображение избы, кадр №4) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)
Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
(Кадр №8) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.
(Кадр №9) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
(Кадр №10) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
(Кадр №11) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
(кадр 12) Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и располагались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает"
- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )
(кадр № 13). Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.
Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.
В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения.
(кадр № 14, 15) А теперь давайте познакомимся с вариантами композиционного размещения крестьянского интерьера.
Слово учителя:
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Практическая работа
Задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №14)
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. выполнение в цвете
Итог урока
Анализ работ учащихся.
Вопросы для рефлексии (слайд 16):
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.