kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по изобразительному искусству на тему: "Внутренний мир русской избы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

-сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

- познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.
Задачи:
          - расширение знаний учащихся о богатстве традиций и обычаев, связанных с миром крестьянской избы

- привлечение учащихся к поиску старинных вещей, сбору пословиц, загадок, поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развивает творческие способности учащегося.

- активизирование познавательного интереса к истории.

- развитие кругозора детей, памяти, внимания, мышления, умения анализировать.

- воспитание  эстетического и художественного вкуса в процессе восприятия учебного материала. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внутренний мир русской избы»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Внутренний мир русской избы»

Цели урока:

-сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

- познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о богатстве традиций и обычаев, связанных с миром крестьянской избы

- привлечение учащихся к поиску старинных вещей, сбору пословиц, загадок, поговорок по теме урока, что способствует повышению интереса к предмету и развивает творческие способности учащегося.

- активизирование познавательного интереса к истории.

- развитие кругозора детей, памяти, внимания, мышления, умения анализировать.

- воспитание эстетического и художественного вкуса в процессе восприятия учебного материала.

Презентация

Слайд №3

Когда-то немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Что мы должны дать детям две вещи-корни и крылья…»

«Мой дом – моя крепость», - сказал мудрец

И был абсолютно прав

Не важно, избушка или дворец

Кров дарит, теплом объяв,

Под сенью тихой родной избы

У милого очага

Сил набирались наши деды,

Когда шли в бой на врага!

Изба- колыбель наших предков, отцов,

Обитель добра и тепла,

Без русской печи и её пирогов

Представить Россию нельзя.

Слово учителя

Ребята, как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь?

- (ответы детей: «Русская изба»)

Актуализация опорных знаний

Слово учителя

История нашей страны неразрывно связана с традициями, обычаями и устным народным творчеством. На слух простые, но с перчинкой русские народные загадки о предметах быта.

Загадки (4-5 слайды)

  1. Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встаёт

Сам себе плита и чайник -

Сам заварит, сам нальёт

(самовар)

  1. Кочет голенаст, кланяться горазд.

(топор)

  1. Два братца хотят подраться

Да руки коротки

(коромысло)

  1. Суну, посуну в золотую посуду

Там поколочу, назад поворочу

(кочерга)

  1. Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.

(Зыбка)

  1. Был на базаре, очутился на пожаре.

(горшок)

  1. Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт.

(замок)

  1. В небо дыра, в землю дыра,

А посередине – огонь и вода.

(самовар)

  1. Зимой нет теплей, а летом холодней.

(печь)

(На экране изображение избы, кадр №4) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы, кадр №6)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(Кадр №8) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(Кадр №9) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(Кадр №10) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(Кадр №11) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

(кадр 12) Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол.  В печном углу управляла женщина. В женском углу и располагались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" 



- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )

(кадр № 13). Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.
Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.
В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения. 

(кадр № 14, 15) А теперь давайте познакомимся с вариантами композиционного размещения крестьянского интерьера.

Слово учителя:

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Практическая работа

Задание:

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №14)

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете

Итог урока

Анализ работ учащихся.

Вопросы для рефлексии (слайд 16):
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.


Просмотр содержимого презентации
«урок в 5 классе внутренний мир русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

Цели урока:  -сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.  - познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.

Цели урока: -сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы. - познакомить с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище.

Когда-то немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Что мы должны дать детям две вещи-корни и крылья…»  «Мой дом – моя крепость», - сказал мудрец  И был абсолютно прав  Не важно, избушка или дворец  Кров дарит, теплом объяв,  Под сенью тихой родной избы  У милого очага  Сил набирались наши деды,  Когда шли в бой на врага!  Изба- колыбель наших предков, отцов,  Обитель добра и тепла,  Без русской печи и её пирогов  Представить Россию нельзя.

Когда-то немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте сказал: «Что мы должны дать детям две вещи-корни и крылья…» «Мой дом – моя крепость», - сказал мудрец И был абсолютно прав Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой родной избы У милого очага Сил набирались наши деды, Когда шли в бой на врага! Изба- колыбель наших предков, отцов, Обитель добра и тепла, Без русской печи и её пирогов Представить Россию нельзя.

Загадки Руки в боки, как начальник,  Раньше всех на стол встаёт  Сам себе плита и чайник -  Сам заварит, сам нальёт Кочет голенаст, кланяться горазд  Два братца хотят подраться Да руки коротки  Суну, посуну в золотую посуду  Там поколочу, назад поворочу Без рук, без ног,  Во все стороны клонится.

Загадки

  • Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встаёт Сам себе плита и чайник - Сам заварит, сам нальёт
  • Кочет голенаст, кланяться горазд
  • Два братца хотят подраться Да руки коротки
  • Суну, посуну в золотую посуду

Там поколочу, назад поворочу

  • Без рук, без ног,

Во все стороны клонится.

Загадки Был на базаре, очутился на пожаре.   Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт. В небо дыра, в землю дыра,  А посередине – огонь и вода.  Зимой нет теплей, а летом холодней.

Загадки

  • Был на базаре, очутился на пожаре.
  • Маленький, пузатенький, а весь дом бережёт.
  • В небо дыра, в землю дыра,

А посередине – огонь и вода.

Зимой нет теплей, а летом холодней.

Входящий в избу клал поклоны, Смотрел на образа крестясь, И пахло хлебом испеченным, И ждали щи, в печи томясь, Горел огонь, в печи гудело, На улице метель, пурга, Окошко всё заиндевело, У печки сторож – кочерга.

Входящий в избу клал поклоны,

Смотрел на образа крестясь,

И пахло хлебом испеченным,

И ждали щи, в печи томясь,

Горел огонь, в печи гудело,

На улице метель, пурга,

Окошко всё заиндевело,

У печки сторож – кочерга.

Под потолком избы шли полавочники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Под потолком избы шли полавочники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол.             В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили:

Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол.             В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: "бабья дорога – от печи до порога". А еще посмеивались: "баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает" 

Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.  Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.  В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения. 

Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы. Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным. В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения. 

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Вопросы для рефлексии:  - Зачем люди украшают свои жилища?  - О чем может рассказать декор крестьянской избы?  - Назовите элементы избы.

Вопросы для рефлексии: - Зачем люди украшают свои жилища? - О чем может рассказать декор крестьянской избы? - Назовите элементы избы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока по изобразительному искусству на тему: "Внутренний мир русской избы"

Автор: Марисюк Светлана Фёдоровна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "методическая разработка урока ИЗО 5 класс ФГОС ООО по теме: Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-izo-5-klass-fgos-ooo-po-tiemie-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "230526"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442164024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства