МБОУ «Усть-Майская средняя общеобразовательная школа»
Урок изобразительного искусства
Тема:«Хохломская роспись»
4 класс
Учитель начальных классов
Гершевич Вера Ивановна
Тема: «Хохломская роспись»
Цель: Познакомиться с особенностями хохломской росписи.
Упражняться в технике гуаши и приемах росписи.
Развивать творческие способности учащихся.
Расширить сведения учащихся о русской национальной культуре.
Воспитывать эстетический вкус. Прививать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование. Предметы с хохломской росписью и альбомы с их изображением. Таблицы с элементами росписи, гуашь и все оборудование для рисования.
Организация класса, объявление темы и целей.
- Рассмотрите внимательно эти предметы.
-Скажите, что это?
-А кто из вас знает, из чего они сделаны?
Сегодня мы с вами познакомимся с легендой, из сел Горьковской области, о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где взяла она свои огненные краски.
Вступительная беседа:
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил вольную жизнь и поэтому тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься любимым делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и так чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили свои избы и селились рядом.
Наконец дошла слава и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно не простой была кисть мастера-кисть из солнечных лучей.
3 Анализ изделия:
Давайте познакомимся, как изготовлены изделия хохломы.
Россия – страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу. Сани, розвальни, дровни, телеги- нехитрый транспорт, челны. Ладьи-все из дерева.
Самые древние письма - выполнены на бересте, крестьянская обувь - лапти, мебель, игрушки и посуда из осины и липы.---------------------
Токари дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на мелкие чурбаки-баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов. А остальное доделывали ножом.
Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называется «Бельем», которые сушат, затем шлифуют -убирая все мелкие шероховатости, а затем
грунтовщики обмазывают льняным маслом и особым составом -вапой (грунтом) Красновато-коричневого цвета, потому что в ее состав входит глина.
Лудильщики сушат в печи, шлифуют и покрывают олифой и алюминевой крошкой –полудой.
Красильщики и лачилы расписывают, лакируют и снова помещают на закаливание, и вот теперь изделие приобретает золотой цвет.
В первом случае роспись называется верховой.
--------------------------
Во втором случае роспись сложнее. И называется она фоновой. Художник черной или красной краской рисует на полуде контуры будущего золотого узора - кудрину, ягодки. Листики. Рыбок. Затем этим же цветом закрашивает оставшуюся поверхность. Получается серебристый узор на цветном - черном или красном фоне. После лачки и закалки получается золотой узор на цветном фоне.
-Кто запомнил, сколько умелых мастеров приложило свое старание к созданию красивых хохломских изделий? (токари, грунтовщики, лудильщики, красильщики, лачилы и печники)
Золотистый, красный и черный – такое сочетание цветов мы можем встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров.
Красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный - усиливает его сияние.
(Песня)
Русские люди издавна воспевали природу в песнях и сказках, старались передать ее красоту в простых предметах домашнего обихода. Все мы наслаждаемся красотой цветения земляники, цветочком-звездочкой, ее трехпалым листочком, изогнутой веточкой и красной сладкой капелькой.
Узоры разнообразны.
Растительный
Травка
Ягодки
Ромашка
Кудрины
Рыбки
4. Ход выполнения работы
1. Сегодня мы с вами будем украшать изделия гуашевыми красками. Познакомимся с нашим образцом. У вас на столе заготовки. Которые вы будете украшать орнаментом.
А) Чтобы у вас получились красивые изделия, обведем их по шаблону.
Б)простым карандашом легкими линиями нанесем орнамент какой вы выбрали.
В) начинаем наносить гуашью рисунок легкими движениями.(С какого тона начинаем?)
2. Повтор последовательности
5. Самостоятельная работа
6. Выставка рисунков
7 Итог урока
- С чем познакомились на уроке?