План урока Рассказ об основных цветах. Беседа о составных цветах. Смешивание красок на палитре. Творческая практическая деятельность учащихся. Проба красок - создание «красочного коврика». I. Организационный момент. Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. Проверка готовности учащихся к уроку. П. Повторение изученного материала. Познавательные и коммуникативные УУД. III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Основные и составные цвета. Введение в тему урока. 1. Эвристическая беседа. Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Дети высказывают свои предположения. Давайте представим, что исчезли все краски. Как скучно и грустно стало бы жить на нашей планете! А теперь рассмотрите свои краски. Назовите их цвета. Какие еще вы знаете цвета? Что напоминает вам цвет каждой краски? (Голубой - цвет неба; желтый - цвет солнца, цыпленка, подсолнуха; зеленый - цвет травы и листьев на деревьях; красным бывают закат, цветок и др.) Красивы все цвета красок! Какое настроение вы испытываете, когда начинаете рисовать или когда смотрите на краски? (Радостное, восторженное.) Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение.) 2. Правила работы. Познавательные УУД. Вы знаете, что есть три главных цвета? Кто может их назвать? Правильно! Это красный, желтый и синий. А вы знаете, что другие цвета красок можно получить путем смешивания главных цветов? Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы, иногда с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги. Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх. Воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнялись. Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько - тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой. 3. Смешивание красок. (Познавательные УУД.) А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру. Мы знаем три основных цвета: красный, желтый, синий. А если нам нужно нарисовать оранжевый апельсин? Какие основные цвета нам нужно смешать? (Красный и желтый.) Нанесите на палитру красную краску, рядом желтую и аккуратно их перемешайте. Какой цвет получился? (Оранжевый.) Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили? (Высказывания детей.) А как получить зеленый цвет, чтобы нарисовать листочек к нашему апельсину? Кто знает? (Ответы детей.) Смешаем синюю и желтую краску на палитре и можно рисовать листочек. (Рисуют.) Какой цвет получится, если смешать красную и синюю краски? Смешаем на палитре синюю и красную краски. У нас получился фиолетовый цвет. И рядом с апельсином можно нарисовать сочную сливу. Работа по учебнику. Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников. Посмотрите детские работы на с. 32 и 33. Что вы можете сказать об этих работах? (Яркие, красивые, выполнены гуашью.) Какое настроение вызывают эти работы? (Высказывания детей.) Как можно назвать первую работу? (Пейзаж.) Что изображено на второй? Что вы можете сказать о красках, выбранных ребятами? Это смешанные краски? Как их получали? Вы заметили, какой еще цвет добавлен в работы? (Белый.) Если немного добавить белого цвета в краски и смешать, что получится? (Более светлые цвета.) Не забудьте, что кисточку сначала нужно опускать в воду, а затем брать немного краски. Чтобы изменить цвет, кисточку нужно мыть, а лишнюю воду промокнуть тряпочкой. (Выполняют) Посмотрите, что держит в руках Мастер Изображения? (Палитру.) Для чего нужна палитра? (На ней смешивают краски.) Зачем смешивают краски? (Чтобы получать новые цвета.) Физкультминутка Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей! И рожь, склонись к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет. IV. Педагогический рисунок. Познавательные УУД. Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья, или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы. Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга. Например: мне захотелось нарисовать коврик с узорами растительного происхождения: это цветы, листочки, ягоды. Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии. Края коврика разрисую волнистой линией. Беру гуашь. Её не надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь - краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы. Раскрашиваю свой коврик. Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например квадратики, и раскрасить различными цветами. Получится яркий, нарядный, разноцветный коврик. Как вы уже знаете, для получения нужного цвета краски можно смешивать. VII. Творческая практическая деятельность учащихся. Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала. Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке. Послушайте стихотворение В. Берестова: И в десять лет, и в семь, и в пять Все люди любят рисовать. И каждый сразу нарисует Все, что его интересует: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, пляски, сказки... Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле! О чем это стихотворение? (О том, что все любят рисовать.) Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага.) Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужны мир в семье, на Земле и хорошее настроение - тогда все получится. Используя все краски, нарисуйте красивый коврик. VIII. Итог урока. Рефлексия. 1.Выставка работ учащихся и их обсуждение. Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок. У вас получились замечательные коврики. Что помогло вам при рисовании? (Разноцветные краски.) Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель - прозрачная, гуашь — непрозрачная, более плотная.) 2.Обобщение. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Чему мы учились на уроке? (Смешивать краски и получать новые; рисовать коврик.) Что нового узнали? (Как получать новые цвета, как работать с красками.) 3.Уборка рабочего места. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы. |