Просмотр содержимого документа
«Природа и художник»
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: Природа и художник
Цель урока: создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.
Задачи:
Образовательная: научить самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию, работать в группе;
Развивающая: развивать у учащихся творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, наблюдать;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, патриотизм, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Для учителя: иллюстрации картин великих художников, карточки- задания, интерактивная доска
Для учащихся: полный набор изобразительного материала по выбору, техника исполнения свободная.
Тип урока: интегрированный
Вид урока: творческая мастерская
Форма организации учебной деятельности: работа группами, индивидуальная.
Межпредметная связь: литературное чтение, изо, музыка, развитие речи
Ход урока:
I. Вступление
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством художников- пейзажистов. На уроке творчества вы будете выступать в роли писателей, поэтов, художников, т.е. людей, для которых творческая деятельность- обычный повседневный труд.
Для начала сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха… Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце.
- Что удалось услышать? (Ответы)
В нашей творческой мастерской понадобятся доброе сердце, упорство, настойчивость и конечно же дружба и взаимопонимание.
II.Основная часть.
Обратите внимание на доску, на ней много иллюстраций великих мастеров изобразительного искусства.(см. приложение I)
В каком жанре они написаны? С частью из них мы ознакомились на прошлом уроке и написали эссе, т.е. письменно высказали свое мнение о произведении художника , сумевшего мастерски передать красоту природы. Пожалуйста, зачитайте из каждой группы по одному эссе. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданиями.
III. Объяснение новой темы
1. Зачитать эпиграф урока «С природой одной он жизнью дышал»- эту строчку и стихотворения Е.А. Баратынского Исаак Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. Левитан «поэт русской природы», крупнейший представитель русской пейзажной живописи XIX века.(см. приложение II)
Творческий диапазон художника необычайно широк и многообразен. В своих произведениях он очень тонко простыми изобразительными средствами раскрывал характер пейзажа. Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно, добиваясь ясности, простоты и совершенства исполнения.
2. Сейчас раздам карточки- задания для каждой группы, на которых есть текст о жизни и творчестве И.Левитана. Вы должны прочитать и подготовиться к ответам на вопросы. (групповая работа: методом жужжания читают текст карточек- 3 мин. Приложение III)
1. Что вы узнали о юношеских годах Левитана?
2. Как называется его первая картинка?
3. Какое время года любил изображать художник?
4. С каким дипломом художник вышел из училища живописи?
5. Сколько лет прожил великий мастер- пейзажист?
Итак, ребята сегодня мы начали знакомство с творчеством художника- пейзажиста, который до конца почувствовал прелесть слова «Родина» и в своих картинах передал любовь к ней. Мы еще не раз будем обращаться к его творчеству. А, сейчас, пришла пора и вам показать свои творческие способности в тематическом рисунке «Времена года». По жеребьевке каждой группе на прошлом уроке досталось определенное время года. Поэтому , я думаю, вы в нашу мастерскую пришли не с пустыми руками. И в своих работах через жанр пейзажа тоже сумеете передать свою любовь к природе и родному краю, воспеть ее красоту.
IV. Работа с учебником.
Прочитайте на стр. 144- 145 как работать над пейзажем.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Каждая микрогруппа работает в разной технике исполнения над изображением пейзажа по временам ода . Учитель в течении самостоятельной работы подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся. (В течении самостоятельной работы звучит классическая музыка Чайковского- Времена года).
VI. Выставка работ
Когда работы будут готовы разложить их в один ряд- сделать улицу и полюбоваться творческими работами . Учащиеся из домашних заготовок могут зачитать стихи о временах года.
VII. Домашнее задание.
Еще раз изучить картину И.Левитана «Весна» на стр. 144 и написать эссе к произведению.
VIII. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Сложилась ли творческая атмосфера в нашей мастерской? Чья работа вам больше всех понравилась?
IX. Подведение итогов.
Приложение I
К.Ф.Юон «Мартовское солнце»
И. Остроухов "Первая зелень"
Пластов "Первый снег"
И.Шишкин "Зима"
Портрет Левитана
Приложение II
Карточки- задания
I группа
Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем. В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве. После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период.
II группа
Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.
После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.
III группа
Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка». Любимое время года, которое любил изображать художник в своих картинах- это осень.
IVгруппа
Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.
Вернувшись домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался. Прожил он 40 лет.