4. Изуче ние нового материала | Частично- поисковый | Постановка проблемы: Ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым создают натюрморты и в заключении выполнить свой проект - натюрморт -А сейчас немного истории… - Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы и т. Д (работа с учебником) В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI - начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета. Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта -“обманки”. Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными, чтобы у зрителя появилось желание дотронуться до предметов, представленных на “обманке». Мастера умело использовали светотень, тщательно выписывали фактуру предметов на таких натюрмортах, стараясь сделать их осязаемо реальными. Изображение мира вещей увлекало очень многих русских художников: Пётр Кончаловский, Илья Машков, Константин Петров – Водкин … В начале XIX века в русском натюрморте появилась мода на «ботанический натюрморт» В XIX в. многие ведущие мастера живописи писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем. (слайд14) Постимпрессионизм – художественный стиль в искусстве XIX – начала XX вв. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передать мир, прибегали к декоративной стилизации При изображении натюрмортов существуют правила: 1-е: Все предметы композиции должны соответствовать теме натюрморта. Давайте поиграем: трем ребятам я дам карточки с заданием, им нужно из названных там предметов убрать лишние, которые не должны присутствовать в натюрморте. Пока они готовятся, остальные ребята будут работать со мной в игре «назови предмет натюрморта»: «цветы», «фрукты», «инструменты» 2-е правило: Должна быть правильно составлена композиция натюрморта. - А что такое композиция? Правильное расположение предметов. Что главное в композиции? Центр. (слайд ) Существует множество решений композиции натюрморта: Треугольная форма, прямоугольная, диагональ, перпендикулярная и другие. Перед вами композиции из двух предметов - кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку и сзади, в изображениях допущены ошибки). На какой из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Объясните почему. Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия) Сейчас к столу выйдут 2 учащихся и попробуют составить композицию из этих предметов. Почему вы решили поставить предметы именно так? А можно ли изменить положение? Какие ошибки допустили? Как их исправить? 3 – е правило: Натюрморт можно выполнить в любой технике изображения, В декоративном натюрморте используется стилизация предметов. На сегодняшнем занятии мы должны с вами выполнить декоративный натюрморт используя фактурный материал. Для создания натюрморта можно использовать различную фактуру изготовленную самими. Дома вы можете попробовать изготовить ее используя краски и подручные материалы. (показ фактуры) И чтобы продолжить нашу работу давайте немного отдохнем (физминутка) – Закройте глаза, представьте большое зеленое яблоко, покажите руками в воздухе какое оно большое. Попробуйте нарисовать его головой в воздухе. А теперь наши яблоки упали на пол и нам нужно их собрать, наклонитесь, и взяв яблочко положите его в корзину которая находится у вас над головой, а другое яблоко в корзину слева от вас, а третье яблоко в корзину справа . Молодцы. - | Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-те- оретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композициии | Фронтальная,индивидуальная работа | Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Личностные: осознают многообразие взглядов, свою позицию | |