kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Осенние мотивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого занятия по закреплению навыков работы в технике "узелковый батик" с использованием природного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Осенние мотивы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНЕШЕСТВА







ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ОСЕННИЕ МОТИВЫ»

Для детей второго года обучения (7-11 лет)











Выполнила:

педагог дополнительного образования

Винокурова С.Ю.

(отдел декоративно-прикладного творчества)













г. Воронеж

2011 г.

Тип занятия: комбинированный.


ТЕМА: «Осенние мотивы» (Совершенствование умений и навыков в технике «Узелковый батик»)


Форма занятия: конкурс


Методы: наглядный, словесный. Репродуктивный, практический, проблемный, контроль, поощрения.


Межпредметные связи: изобразительное творчество, литература. Биология.


Технологии: дифференцированного, проблемного, развивающего, здоровьесберегающего, игрового обучения.


ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей на основе бережного отношения и любви к природе через изучения техники «Узелковый батик»


Задачи:

Обучающие:

  1. Повторение знаний осенних явлений в природе.

  2. Закрепление основ цветоведения (теплая гамма, холодная гамма, получение цвета при смешивании основных цветов).

  3. Формирование навыка работы в технике «Узелковый батик».

  4. Формирование умений выполнять узор с помощью природных материалов.

Развивающие:

  1. Развитие интереса у детей к живой природе.

  2. Развитие творческих способностей, фантазии и вкуса.

  3. Развитие мелкой моторики и координации рук.

Воспитывающие:

  1. Воспитание бережного отношения к природе.

  2. Воспитание аккуратности при работе с тканью.


Наглядно-дидактический материал:

- Цветовой круг;

- Изображения схем: теплая гамма, холодная гамма;

- Изображения схемы этапов работы для получения узора с помощью природного материала;

- Образцы изображения красок «Осенней палитры»;- Образцы узоров в технике «Узелковый батик»;

- Иллюстрации времени года - осень.;

- правила игры «Дружные краски» (цветоведения);

- Стихи А.С.Пушкина, загадки.


Оборудование и материалы:

Клеёнка, газеты; фартуки и нарукавники;

нитки №40;ткань х/б 30*20;кисть – белка;

набор красок «Батик»;

природный материал (шишки, каштаны, орехи, жёлуди, ракушки);

ёмкость для воды, ёмкость для красок- 3шт.;

ножницы;

изготовленные педагогом - цветные листики для подсчета очков – 20 шт.; мешок для мусора.



ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Водная часть (Организационный момент, техника безопасности при работе, назначение дежурных).

  2. Основная часть.

  1. Повторение изученного ранее материала.

  2. Игровой момент (по цветоведению).

  3. Изучение нового материала. ( Получение узора в технике «узелковый батик» с помощью природного материала, этапы последовательности работы).

  4. Пальчиковая гимнастика.

  5. Практическая часть.

  6. Промежуточный контроль (проверка правильного обвязывания природного материала тканью).

  7. Практическая часть.

  8. Промежуточный контроль (проверка правильного окрашивания изделия).

  9. Практическая часть.

  1. Заключительная часть.

1.Выставка работ. Анализ работ.

2.Итог занятия (Педагог подытоживает всё занятие. Подсчёт результатов конкурса).

3. Уборка рабочего места.



ХОД ЗАНЯТИЯ.



  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Проверка посещаемости детей и готовности к занятию. Педагог назначает дежурных.

(На доске написана тема занятия).

Педагог – Сегодня проведём необычное занятие виде конкурса для этого, разделимся на две команды.

(Дети разбиваются на две команды, дают им названия. Например:1-команда Кисточка,2-команда Карандаш).

Педагог – Проведём небольшую разминку. За каждый правильный ответ команда будет получать листочки своего цвета. Команда «Кисточка»- листочки жёлтого цвета, команда «Карандаш»- листочки красного цвета. (см. приложение №1)

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Педагог – На занятии мы изучим новый узор в технике «Узелковый батик». Вспомним технику безопасности.

Педагог задаёт вопрос к команде «Кисточки».

1вопрос – Как правильно организовать своё рабочее место?

Дети - Краски находятся в коробке закрытыми крышками. Наливают их в специальную ёмкость по мере необходимости. Затем баночку сразу ставят в коробку и закрывают крышкой.

За правильный ответ педагог ответ педагог выдаёт листик отвечающей команде. Педагог задаёт вопрос к команде «Карандаш».

2- вопрос – во время работы с нитками необходимо воспользоваться ножницами. Как правильно работать ножницами? Как правильно передать их друг другу?

Дети – Режим ножницами от себя. Передаём ножницы кольцами вперёд.

За правильный ответ педагог выдаёт листик отвечающей команде.

Педагог – молодцы! Не забываем так же. что работать с красками и кисточками надо осторожно и аккуратно. Во избежание опрокидывания и разлива воды, ёмкость нельзя ставить на край стола и делать резких движений.

  1. Основная часть.

Демонстрация иллюстраций времени года: «Осень»,схема «Цветовой круг» (см. приложение №2)

Педагог - Ребята, послушайте стихотворение русского поэта А.С. Пушкина.

-Унылая пора! Очень очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

И их в сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрытые небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдалённые седой зимы угрозы.

Педагог - Какое время года описал поэт?

Дети - Осень.

Педагог - Правильно – осень. По каким признакам в природе можно определить осеннее время года?

Дети – Похолодало. Листопад. Улетели птицы и т.д.

Педагог - Хорошо! Осень называют по-разному: золотой, серой, хмурой, дождевой. А.С.Пушкин очень любил осень, с её меняющими красками. Вслушайтесь ещё раз в строки стихотворения.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

Как вы думайте, какие цвета имел в виду поэт? Как они выглядят?

Дети – Багрец - темно красный. Золотой – светло-жёлтый.

Педагог вывешивает цвет краски на доску.

Педагог – Молодцы! Ещё, какие цвета могут быть у осени? Давайте вместе составим палитру осени.

Коллективно перечисляются осенние цвета, и педагог вывешивает их на доску. (см. приложение №3).

Педагог – Посмотрите, какая чудесная осенняя палитра у нас получилась. Самая внимательная команда не ответит, какая основная гамма цветов присутствует в осенней палитре?

Дети – Теплая гамма.

Педагог вывешивает тёплую гамму цветов на доску (см. приложение № 4). За правильный ответ выдаёт листик отвечающей команде.

Педагог - в осенней палитре, ёще какие могут присутствовать цвета. Они к какой гамме относятся?

Дети – холодной гамме.

Педагог вывешивает холодную гамму цветов на доску (см. приложение № 5). За правильный ответ выдаёт листик отвечающей команде.

Педагог - следующим конкурсом проверим вашу память. Мы проведём его в виде игры. Вспомним, какие цвета получаются при смешивании различных цветов.

Игра «Дружные краски». ( Правила игры).

Педагог выдаёт каждой команде цвета, одной - тёплой гаммы, а другой - холодной гаммы.

Дети встают по кругу лицом друг другу. На вопросы педагога. У которых эти цвета, берут за руки цвет ответа и выводят его в центр круга.

  1. Какой цвет получается при смешивании жёлтого и синего цвета? (зелёный).

  2. Оранжевая краска получается, из каких цветов? (из красного и желтого).

  3. Если смешать красную и синею краску. То какая краска у них будет в друзьях? (Фиолетовая).

  4. Если нам нужен коричневый цвет, как мы его получим? ( зелёная и красная).

  5. Встаньте краски тёплой гаммы против цветов холодной гаммы.

По окончании игры педагог раздаёт листочки каждой команде за правильный ответ.

Педагог – молодцы! Садитесь на свои места. Ребята, осеняя природа, не раз вдохновляла своей красотой поэтов, музыкантов, художников. Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана « Золотая осень» (см. приложение №6). Через какие светлые, золотые цвета, он передал настроение осенней природы. Что бы сохранить такую красоту, нам нужно бережно относиться к природе. Не рубить и не ломать деревья, находясь в лесу не сорить, не разводить костры. Если мы будем бережно, относится к природе, то она нам ответит любовью.

Следующий конкурс на смекалку. Я буду читать загадки о дарах осени, а вы отгадывать.

Загадки.

Педагог задаёт загадку команде «Кисточки».

Что растёт вершиной вниз?

Что висит верхушкой вниз?

(Шишка).

За правильный ответ педагог выдаёт листик отвечающей команде.

Педагог задаёт загадку команде «Карандаш».

Чок-чок-чок-чок!

Рос на ветке сундучок.

Сундучок не простой

Сундучок костяной.

(Орех).

За правильный ответ педагог выдаёт листик отвечающей команде.

Педагог - Прекрасно. Эти дары осени вы можете увидеть на своих столах. С помощью их можно получить замечательные узоры в технике « Узелковый батик».

Педагог демонстрирует образцы узоров полученных с помощью природного материала (См. приложение №7).

Вспомним, что такое батик?

Дети - это роспись по ткани.

Педагог, – Какие техники присутствуют в батике?

Дети - Холодный батик, узелковый батик, горячий батик, свободная роспись.

Педагог - Чем отличается техника «Узелковый батик» от остальных?

Дети - В « Узелковом батике» вместо резерва применяются нитки.

Педагог – Хорошо.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. АЛГОРИТМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

На партах отрезок х /б ткани 20*30 . На доске схемы последовательной работы (См. Приложение №8).

1.Для изготовления узоров используется природный материал, который подкладывается под ткань и плотно обматывается ниткой. Обращаю внимание, что клубок ниток остаётся в коробке, для того чтобы нитки не катались у вас по парте. При обматывания, концы ниток не завязываем в узелок.

2.Сначала начинаем обвязывать самый крупный природный материал - шишку, затем средним по размеру природным материалом – каштаны, в последнею очередь более мелкий природный материал - орехи. Располагаем природный материал по всей ткани в любом порядке. Материал должен быть весь обвязан природным материалом.

Педагог демонстрирует образец ткани с природным материалом.

3.Когда вы обмотаете природный материал. Приступаете к этапу окрашивания. Конструкцию из ткани кладём на газету, чтобы не окрасить клеёнку. Работаем только на газете. Обращаю внимание, что название узора «Осенние мотивы», поэтому берём осеннею гамму: желтую, красную, а третью краску по желанию или коричневую или фиолетовую. У вас на партах ёмкости для воды и красок. В первую ёмкость наливаете жёлтую краску, во вторую ёмкость красную. В третью по желанию – наливаете те краски, с которыми хотите получить желаемый цвет.

Если хотите получить коричневую краску, то нальёте, какую краску? (зелёную).

Если хотите в своём узоре видеть фиолетовый оттенок, то нальёте в третью ёмкость? (синею)

В батике, с какой краски начинают окрашивание? Со светлой или с тёмной?

(Со светлой, жёлтой).

Правильно. Сначала, вы окрашиваете ткань жёлтой краской, те места , где хотите, чтобы был жёлтый цвет, избегая попадания краски на нитки.

4.Затем обматываете нитками те места, где хотите оставить желтый цвет под нитками.

5.Потом берёте более насыщенный цвет (красный) и окрашиваете те места, где по – вашему должен находится красный оттенок. После этого опять обматываете нитками места, окрашенные красной краской, чтоб сохранить этот оттенок.

6.В последнею очередь, раскрашиваете ткань тёмной краской. Для тех, кто хочет получить коричневый оттенок - окрашивает небольшие участки ткани - зелёной краской. Тёмной краской много не пользуетесь во избежание тёмного узора. Для тех, кому нравится фиолетовый оттенок, тот берёт синею краску. Напоминаю, что на кисть много воды не берите и тщательно промываете её перед каждой смене оттенка краски.

7.Следующий этап заключительный. Напоминаю. Работаете на газете. Даём немного высохнуть вашей работе. Затем аккуратно разматываем всю конструкцию. Можно воспользоваться ножницами для разрезания ниток, только очень осторожно, чтобы не повредить ткань.

Используемую нить аккуратно кладёте в одно место – на другую газету, не разбрасывая. Природный материал убираете обратно в коробочки.

Педагог - Работа предстоит очень интересная и чтобы получились неповторимые узоры. Вам нужны ловкие руки.

Пальчиковая гимнастика.

Дети выполняют движения по ходу рассказа.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.

Раз-два-три-четыре-пять

Не сидится им опять, постучали, повертели

И работать захотели.

Практическая часть.

Дети обматывают природный материал тканью и закрепляют нитками. Педагог по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Промежуточный контроль.

Педагог проверяет правильное обвязывание ткани нитками.

Практическая часть.

Дети до конца обвязывают нитками природным материалом. Приступают к окрашиванию ткани.

Педагог напоминает, что краски наливают специальные ёмкости. Баночки с красками плотно закрывают, при каждой смене цвета кисточку хорошо промывают в чистой воде.

Педагог по мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Промежуточный контроль.

Педагог проверяет качество окрашивания ткани.

Практическая часть (заключительная).

Дети разматывают окрашиваемую ткань. Надрезают ножницами нитки, разматывают конструкцию.

Природный материал кладут в коробки.

Аккуратно разворачивают влажную ткань на газете.

Использованные нитки складывают в отдельное место.

  1. Заключительная часть.

Выставка работ. ( См. приложение №9).

На доске выставляются работы детей. В два столбика. 1 столбик - работы команды «Кисточки». 2 столбик – работы команды «Карандаша».

Анализ работ. ( см. приложение №10) На доске критерии оценки.

Коллективно проверяется осенняя гамма, чёткость узора. Оригинальность, аккуратность работы.

При сравнении лучших детских работ. Педагог выдаёт листочки командам.

Итог занятия.

Педагог подытоживает занятия.

- Ребята, вы сегодня на славу потрудились. Что нового вы узнали на занятии, что вспомнили?

Дети - изучили новый узор, вспомнили правила смешивания красок, теплую, холодную гаммы. Узнали, что в технике «Узелковый батик» можно использовать природный материал (для создания неповторимого узора, который можно использовать в изготовлении декоративного панно).

Педагог вместе с детьми ведёт подсчёт листиков. Поздравляет выигравшую команду.

Уборка рабочего места.

Дети влажными салфетками вытирают руки.

Дежурные собирают использованный мусор в мешки для мусора.

Выливают воду и краски.

Убирают коробки с красками в шкаф, складывают клеёнки.

На газеты дети выкладывают свои работы для просушки.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Р.А. Гильман. Художественная роспись по ткани: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности» Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-159 с.

  2. С.Г.Давыдов. Батик. Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия, - М.:АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010.- 184с.

  3. И.А. Перелёшкина. Батик. От основ к импровизации. СПб.: « Паритет»,2008.-208 с.

  4. 1000 загадок, пословиц, поговорок. Скороговорок. Для начальной школы / авт.- сост.В.Н. Иванкова.- М. ООО « Аквариум-Принт», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2006.- 256 с.





































ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1 Вырезанные листочки.

Жёлтый Красный









Приложение №2 Иллюстрации осени.

Приложение №3. Осеняя палитра





Красный желтый синий коричневый







Тёмно жёлтый тёмно красный (бордо) оранжевый



Приложение №4. Тёплая гамма.

Приложение №5 . Холодная гамма.

Приложение №6. И.И. Левитан «Золотая осень».









Приложение №7. Образцы узоров полученных с помощью природного материала



Приложение №8 Алгоритм работы.

1.

2.

3.



4.

Приложение № 9 .Выставка работ детей.





Приложение № 10 Критерии оценки.

Критерии оценки

1.Правильность выбранной цветовой гаммы.

2.Чёткость узора

3.Оригинальность

4. Аккуратность









































16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Осенние мотивы"

Автор: Винокурова Светлана Юрьевна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Композиция  из  фруктов  по  осенним  мотивам "
    ["seo_title"] => string(43) "kompozitsiia-iz-fruktov-po-osiennim-motivam"
    ["file_id"] => string(6) "186561"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426359724"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "внеклассное мероприятие "Осенние мотивы" "
    ["seo_title"] => string(45) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-osienniie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "134988"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416841537"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Мультимедийный продукт учебного назначения "Осенние мотивы" "
    ["seo_title"] => string(66) "mul-timiediinyi-produkt-uchiebnogho-naznachieniia-osienniie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239811"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444852302"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) ""Осенние мотивы родного края" "
    ["seo_title"] => string(31) "osienniie-motivy-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "246350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446361504"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Творческая встреча для детей подготовительной группы с использованием нетрадиционных изобразительных техник «Создание видеоролика «Осенние мотивы»»"
    ["seo_title"] => string(80) "tvorchieskaia_vstriecha_dlia_dietiei_podghotovitiel_noi_ghruppy_s_ispol_zovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "375268"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483518093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства