Изобразительное искусство Класс 3
Урок № 6 Дата
Тема: Композиция из фруктов по осенним мотивам.
Мета: 1. Расширять знания о теплой цветовой гамме, учить замечать
гармоничные цветовые сочетания в окружающем мире и переносить их в свои работы. Научить создавать осеннюю композицию из овощей и фруктов. Совершенствовать умения в работе с пластилином.
2. Развивать цветовое восприятие, творческое воображение, абстрактное мышление; способности по использованию теплой палитры как средства выразительности в объёмных работах. Вести работу по накоплению словарного запаса.
3. Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое восприятие окружающего мира через природные формы осени.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Визуальный ряд: мультимедийная презентация – слайды с фруктами, натюрмортами Вильяма Мейсона Брауна, Джо Анны Арнет;
муляжи овощей и фруктов;
подготовительные рисунки композиции;
образцы детских работ из методического фонда;
Слуховой ряд: загадки про фрукты, пьеса Ц. Кюи «Осень».
Материалы: пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки.
Тип уроку: комбинированный
Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, раздумий об изобразительном искусстве, проблемный, создания композиции, анализ и сравнение, практическая робота.
ХОД УРОКА
1.Организация класса
- подготовка материалов и принадлежностей,
- приветствие.
2.Актуализация опорных знаний
Слово учителя. Мы продолжаем работу над образами осени.
- Кто вспомнит, как назывались картины, на которых изображают природу? (Пейзажи).
- Какие цвета используют художники, чтобы создать осенние пейзажи.
- К какой цветовой палитре относятся названные цвета (теплая цветовая палитра).
Красавица осень создаёт не только чудесные изменения в природе. Она одаривает нас ещё и богатым урожаем.
Предлагаю вам решить кроссворд, который состоит из загадок.
/Отгадки иллюстрируются слайдами/
Очень вкусный, не простой.
С большой косточкой сухой.
Не с конфетной фабрики,
А с далёкой Африки…финик.
На сучках висят шары,
Пожелтели от жары,
Всем известно, без сомненья,
Попадут они в варенье…абрикосы.
Эту желтую матрёшку,
От домика не оторву
Подожду, когда матрешка
Упадет сама в траву… груша.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Старики и детки…яблоко
Украшение витрин,
Ярко – красный «господин».
Много зерен в нем сидят.
И зовут его…гранат.
Всем знакомые девчонки
Носят синие юбчонки.
Из них, без всякого сомненья,
Сварят вкусное варенье…сливы.
Какие еще фрукты вы знаете. Опишите их. /При описании учитель поправляет неточные ответы/.
Физкультминутка:
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика. (Наклоны в разные стороны)
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
3.Объявление темы и задач урока
Ключевым словом кроссворда является слово «фрукты». Лепке фруктов по осенним мотивам и будет посвящен наш урок. Задачей будет не только вылепить фрукты, а и создать из них красивую композицию.
4.Мотивация учебной деятельности
Композицию мы отнесем на кухню маме, чтобы мама могла порадоваться за нас. Согласны? Начинаем работу.
5.Работа над темой урока
Слово учителя. Композиция из фруктов, цветов, других неживых предметов и форм называется натюрмортом. (Учитель демонстрирует натюрморты, в это время фоном звучит пьеса Ц. Кюи «Осень»)
Натюрморт обладает большими изобразительными возможностями. В каждом натюрморте мастер раскрывает неразрывную связь человека с миром предметов и природных форм, отображает красоту и изысканность изделий, изготовленных руками гончара, ювелира, стеклодува или же интересно рассказывает об всевозможных дарах природы. В этом сказывается оптимистическое восприятие жизни, желание показать, каким трудолюбивым есть человек, какой щедрой на великолепные овощи и фрукты есть наша кормилица – земля.
Перед вами чудесные натюрморты известных художников, рассмотрите их, попробуйте ощутить то трепетное отношение к натуре, любовь к щедрым дарам осени, которую хотели передать художники.
6. Практическая работа учащихся.
Рассмотрите цветовую палитру своего пластилина, подумайте, какие цвета вы будете использовать в своей работе.
Этапы выполнения работы:
1). Любое художественное произведение начинается с замысла. Подумайте, какие осенние формы вы будете использовать в работе. Не забудьте, это должны быть фрукты, и фрукты, окрашенные в теплые цвета.
2). Определите, какие фрукты вы будете использовать для создания
композиции.
3). Приготовьте соответствующие бруски пластилина.
4). Разомните пластилин, вылепите фрукты.
5). Теперь фрукты нужно скомпоновать, т.е. найти наилучшее взаимное размещение всех форм. /Возможно, вам помогут подготовленные заранее рисунки композиций/
Как же из набора фруктов создать единую композицию? Это проблема. Каждый строит свою, особенную композицию, передвигая вылепленные фрукты, сравнивая и анализируя полученные варианты, чтобы в результате получить самый наилучший.
Правила построения композиции:
- Определите, какой фрукт будет у вас центром композиции (Это может быть или самый большой, или самый яркий, например, красное яблоко).
- Разместите остальные фрукты вокруг центрального, стараясь уравновешивать формы по цвету и по массе.
- Отодвиньте один фрукт в сторону, так, чтобы он не перекрывал другие, этот приём добавит большей жизненности вашей композиции.
/Ребята выполняют работу, учитель проходит по классу, оказывает помощь, проводит, при необходимости, индивидуальный инструктаж/. В это время можно ещё раз включить музыку Ц.Кюи «Осень».
Физкультминутка
Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные)
Но купили мы арбуз - (большие)
Это самый вкусный груз! (все пальцы сжимаются и разжимаются)
7. Итоги урока
Демонстрация работ, создание мини выставки.
Рефлексия:
- Чему был посвящен урок?
- Что нового узнали?
- Что создали своими руками?
- Как вы думаете, ребята, понравятся ли созданные нами осенние композиции нашим мамам? Все приходят к выводу, что должны понравиться.
А, значит, мы достигли поставленных перед уроком задач.
8. Домашнее задание
Рассмотреть фрукты вместе с мамой.
Литература:
1.Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд. П-е доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1980.
2. Шорохов Е.В., Композиция. Учебник для студ. худ.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.; Просвещение, 1986.
3. Осень: Хрестоматия для внеклассного чтения /Сост. Г.Ю. Рогинская. – Харьков: Ранок-НТ, 2002. – 128 с.
4. Гридина В.Т., Завязкина О.В. Чудо-мир загадок и пословиц: читай, рассуждай, отгадывай. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 320 с.