№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации совзаимодействия | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент (1 минута) | Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся. | Приветствуют учителя. | Фронтальная работа | Регулятивные: определять цели урока, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимать значение знаний для человека и осознавать свои цели и интересы. |
2 | Определение темы и целей урока (3 минуты) | - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Заболоцкого, а вы попробуйте угадать, как поэт назвал его: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Дети называют тему урока. - Правильно, портрет (от фр. изображение). - Портрет-это вид изобразительного искусства, который посвящен изображению определенного человека либо группе людей. | Слушают учителя. Формулируют тему и цель урока. Цель: изучить историю возникновения портрета и его разновидности. | Фронтальная работа | Регулятивные УУД Формулировать тему и цель урока, планирование Познавательные: формулирование проблемы. |
3 | Проверка домашнего задания (2 минуты) | - Перед тем как приступить к рассмотрению новой темы, мы проверим домашнее задание. Учитель устно проверяет домашнее задание, задает вопросы, проверяет наличие рисунков по прошлой теме. | Осуществляют взаимопроверку д/з, показывают рисунки. | Фронтальная работа | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль знаний. |
4 | Открытие нового знания (12 минут) | Итак, тема нашего урока: «Образ человека – главная тема в искусстве». Долгий путь жанра портрета оставил свои следы в изобразительном искусстве. Важнейшим критерием портрета является сходство изображения с моделью (оригиналом). Сегодня я вам предлагаю пройти по следам жанра портрета и открыть для себя много нового и интересного. У вас на столах лежат репродукции различных разновидностей портретов, а также дополнительная художественная литература. Учитель предлагает ребятам разделиться на команды. Каждой команде раздает карточки с разновидностями портретов: 1 команда: парадный портрет (эпоха Ренессанса). 2 команда: бюст (портрет в скульптуре) и статуи (портреты во весь рост, Рим, Египет). 3 команда: групповые портреты Средневековья (религиозные сюжеты). 4 команда: камерный потрет (Россия, XVIII век). - Составьте рассказ по теме, используя предложенную литературу. - В пещере на западе Франции обнаружено самое древнее изображение человеческого лица. Портрет, который был написан 27 тыс. лет назад, обнаружил спелеолог – любитель Жерар Журди в пещере Вильоннер рядом с городом Ангулем. Изображение сделано мелом. Древний художник изобразил горизонтальными линиями глаза и рот, а вертикальной линией - нос. Эксперты отмечают, что этот портрет уникален. - Вторая команда продолжит мой рассказ о скульптурных изображениях во весь рост Древней Греции, а также о первых портретах Древнего Египта. Первая команда. Третья команда. Четвертая команда. Учитель дополняет рассказы учащихся и систематизирует их. | Члены группы из предложенных репродукций выбирают соответствующие темам и их сообщений, которые демонстрируют во время выступления. | Групповая работа | Познавательные: самостоятельно осваивать новую тему урока – образ человека, портрет; находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; самостоятельно вычитывать фактическую информацию; владеть смысловым чтением; уметь составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох. |
5 | Физминутка (1 минута) | Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад. | Фронтальная работа. | |
6 | Творческая деятельность (10 минут) | - Сейчас мы с вами попробуем создать портреты друзей, одноклассников, учителей из овощей, фруктов, украшений. Вы будете работать в парах. А для Валерии и Полины у меня особое задание: попытаться выполнить портрет эпохи Ренессанса. | Работают в парах и индивидуально. | Индивидуальная работа, работа в парах. | Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями. |
7 | Итог урока (4 минуты) | Выставка работ. - В чем отличие парадного портрета от камерного? - Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом? | Выставляют свои работы. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы. | Фронтальная работа. | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
8 | Рефлексия (6 минут) | Ребята продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы узнали… 2.Научились … 3.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 4.Трудным для меня стало… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Фронтальная работа. | Познавательные: рефлексия деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. Коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
9 | Домашнее задание (1 минута) | Подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете. | Записывают домашнее задание | Фронтальная работа. | Личностные: самоопределение. |