|   №   |    Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    Формы организации совзаимодействия   |    Формируемые УУД   |  
  |   1   |    Организационный момент  (1 минута)   |    Приветственное слово учителя.  Проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся.       |    Приветствуют учителя.   |    Фронтальная работа   |    Регулятивные: определять цели урока, проблему в учебной деятельности.  Личностные: понимать значение знаний для человека и осознавать свои цели и интересы.   |  
  |   2   |    Определение темы и целей урока  (3 минуты)   |    - Сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Заболоцкого, а вы попробуйте угадать, как поэт назвал его:  Любите живопись, поэты!  Лишь ей, единственной, дано  Души изменчивой приметы  Переносить на полотно.  Ты помнишь, как из тьмы былого,  Едва закутана в атлас,  С портрета Рокотова снова  Смотрела Струйская на нас?  Её глаза - как два тумана,  Полуулыбка, полуплач,  Её глаза – как два обмана,  Покрытых мглою неудач.  Соединенье двух загадок,  Полувосторг, полуиспуг,  Безумной нежности припадок,  Предвосхищенье смертных мук.  Когда потемки наступают  И приближается гроза,  Со дна души моей мерцают  Её прекрасные глаза.  Дети называют тему урока.   - Правильно, портрет (от фр. изображение).   - Портрет-это вид изобразительного искусства, который посвящен изображению определенного человека либо группе людей.     |    Слушают учителя. Формулируют тему и цель урока.  Цель: изучить историю возникновения портрета и его разновидности.   |    Фронтальная работа   |    Регулятивные УУД  Формулировать тему и цель урока, планирование  Познавательные: формулирование проблемы.   |  
  |   3   |    Проверка домашнего задания  (2 минуты)   |    - Перед тем как приступить к рассмотрению новой темы, мы проверим домашнее задание.   Учитель устно проверяет домашнее задание, задает вопросы, проверяет наличие рисунков по прошлой теме.   |    Осуществляют взаимопроверку д/з, показывают рисунки.   |    Фронтальная работа   |    Личностные: смыслообразование.  Регулятивные: контроль знаний.       |  
  |   4   |    Открытие нового знания  (12 минут)       |    Итак, тема нашего урока: «Образ человека – главная тема в искусстве». Долгий путь жанра портрета оставил свои следы в изобразительном искусстве.  Важнейшим критерием портрета является  сходство изображения с моделью (оригиналом).    Сегодня я вам предлагаю пройти по следам жанра портрета и открыть для себя много нового и интересного.    У вас на столах лежат репродукции различных разновидностей портретов, а также дополнительная художественная литература.  Учитель предлагает ребятам разделиться на команды. Каждой команде раздает карточки с разновидностями портретов:  1 команда: парадный портрет (эпоха Ренессанса).  2 команда: бюст (портрет в скульптуре) и статуи (портреты во весь рост, Рим, Египет).  3 команда: групповые портреты Средневековья (религиозные сюжеты).  4 команда: камерный потрет (Россия, XVIII век).  - Составьте рассказ по теме, используя предложенную литературу.  - В пещере на западе Франции обнаружено самое древнее изображение человеческого лица. Портрет, который был написан 27 тыс. лет назад, обнаружил спелеолог – любитель Жерар Журди в пещере Вильоннер рядом с городом Ангулем. Изображение сделано мелом. Древний художник изобразил горизонтальными линиями глаза и рот, а вертикальной линией - нос. Эксперты отмечают, что этот портрет уникален.    - Вторая команда продолжит мой рассказ о скульптурных изображениях во весь рост Древней Греции, а также о первых портретах Древнего Египта.   Первая команда.     Третья команда.     Четвертая команда.         Учитель дополняет рассказы учащихся и систематизирует их.   |    Члены группы из предложенных репродукций выбирают соответствующие темам и их сообщений, которые демонстрируют во время выступления.   |    Групповая работа   |    Познавательные: самостоятельно осваивать новую тему урока – образ человека, портрет; находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; самостоятельно вычитывать фактическую информацию; владеть смысловым чтением; уметь составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох.   |  
  |   5   |    Физминутка  (1 минута)   |    Потрудились – отдохнём!  Станем – глубоко вздохнём,  Руки в стороны, вперёд,  Влево, вправо поворот.  Три наклона, прямо встать.  Руки вниз и вверх поднять.  Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили.   |    Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад.       |    Фронтальная работа.   |         |  
  |   6   |    Творческая деятельность  (10 минут)   |    - Сейчас мы с вами попробуем создать портреты друзей, одноклассников, учителей из овощей, фруктов, украшений. Вы будете работать в парах. А для Валерии и Полины у меня особое задание: попытаться выполнить портрет эпохи Ренессанса.     |    Работают в парах и индивидуально.   |    Индивидуальная работа, работа в парах.   |    Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями.       |  
  |   7   |    Итог урока  (4 минуты)   |    Выставка работ.   - В чем отличие парадного портрета от камерного?  - Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?   |    Выставляют свои работы. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои ответы.   |    Фронтальная работа.   |    Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.     |  
  |   8   |    Рефлексия  (6 минут)   |    Ребята продолжите предложения:  1.Сегодня на уроке мы узнали…  2.Научились …  3.Самым интересным мне показался тот момент, когда …  4.Трудным для меня стало…   |    Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.   |    Фронтальная работа.   |    Познавательные: рефлексия деятельности.  Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  Личностные: самоопределение, самооценка.   Коммуникативные  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.     |  
  |   9   |    Домашнее задание  (1 минута)   |    Подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.   |    Записывают домашнее задание   |    Фронтальная работа.   |    Личностные: самоопределение.           |