Автор: Захарова И.Ю., учитель высшей категории.
Цель деятельности педагога | 1.Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них. 2.Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей. 3.Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны. 4.Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. |
Методы обучения | Фронтальная Индивидуальная. |
Оборудование | компьютер, проектор, плакаты, рисунки, эскизы. |
Изделие | Герб города Москвы, икона Георгия Победоносца |
Планируемые образовательные результаты | Предметные связи: История, литература, информатика, краеведение, музыка. Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. УУД: Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность. Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы. Регулятивные: отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. |
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организация класса | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний учащихся | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. | 1. -Ребята, что за музыка сейчас звучала? - Это гимн России. -А что такое гимн? - Это символ нашего государства. - А какие символы вы ещё знаете? 2. - Герб, флаг. - Наш урок посвящён гербам. Цель нашего урока узнать о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Познакомиться с геральдической азбукой и попробовать составить герб. | 1. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Вспоминают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения герба. | Познавательные УУД: - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; |
3. Изучение нового материала | 1. Сформулировать тему и учебную задачу урока. 2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1. Рассказ учителя «О чудо змии» 2. Показ презентации | 1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок. 2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 3. Сравнивают и оценивают форму, декор, символику. | Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль. |
4. Закрепление новых знаний и способов действий. | 1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | 1. - Сегодня у вас есть возможность создать герб своей семьи. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. («Быть добру») 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы геральдики. 2. Выполняют герб своей семьи по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. | Личностные УУД: осуществляют работу по выполнению Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль, оценивание. Метапредметные связи: История, литература, информатика, краеведение, музыка. |
5. Этап контроля | Контроль за правильностью выполнения способа действия. | 1. Дать инструкцию по выполнению работы. | 1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. | Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль по результату. |
6. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | Организация дифференцированного ДЗ. Представление права выбора ДЗ. | Делают выбор ДЗ, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществляют выбор в выполнении ДЗ. |
6. Итог урока. Рефлексия. | 1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. |