Подготовила учитель изобразительного искусства Горбунова Г.А.
пара № 2 – г. Фатежа;
(Класс делится на пары по 2 человека. Парты расставлены, так чтобы каждая пара работала за "круглым" столом.)
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 | Организационный момент | Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку. | Организация начала урока, эмоциональный настрой |
2 | Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята вы наверно уже обратили внимание, как оформлен наш класс. - Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щиты, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками? -Как вы думаете, какое отношение имеет это оформление к теме нашего урока? - Что мы будем изучать сегодня на уроке? - Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», мы познакомимся с искусством геральдики. - А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему? Чему мы можем научиться? Пригодятся ли полученные знания в жизни? Зачем нам это надо? Ребята посмотрите здесь лежит ларец с посланием, посмотрим что в нем. Скажите вы любите путешествовать. Нас приглашают отправиться в средние века, это время рыцарских турниров, замков и прекрасных дам. Но для этого на нужно немного переодеться. | Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Мы будем изучать значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей. Мы познакомимся с искусством составления гербов и эмблем. Мы можем узнать: - историю возникновения искусства геральдики; - познакомиться с составными частями герба; - значением символов и цвета в искусстве геральдики. Мы можем научиться «читать герб»; «составлять эмблемы» использовать свои знания для самостоятельного применения. В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб». Учащиеся берут из ларца и одевают (венок на голову –девочки, щит на руку – мальчики) | Нацеливание на тему и задач урока. |
3. | Актуализация знаний. | - Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Идет фрагмент фильма | Слушают рассказ учителя, и смотрят фрагмент фильма. | Нацеливание на размышление истоков возникновения искусства геральдики. |
4. | Изучение нового материала. (15 мин) | Работа с книгой по парам. (Отвечают на вопросы) 1 и 2 пара - дайте определение понятию, что такое «геральдика». Практическая работа: карточка (Учебник стр. 134, 4 абзац) 1и2 пара – рассматривает форму щитов; изучает геральдические и негеральдические фигуры. Практическая работа: распределить предложенные картинки на две группы: геральдические и негеральдические фигуры (Учебник стр.134-135, абзац5,6,7) 1и2 пара – изучает символическое значение цвета. (Учебник стр. 136, 1 абзац). Практическая работа: соотнесите цвет и символическое значение. 1и2 пара – изучает основные элементы старинного герба. (Учебник стр. 137, 1, 2 абзац). Практическая работа: подписать буквы возле стрелок соответствующие элементам герба. 1и2 группа – что такое эмблема. Условные обозначения понятий. (Учебник стр.138, 3 абзац, и стр.134 7 абзац). Практическая работа: (Учебник стр.138, 3 абзац) | Каждая пара изучает заданный фрагмент нового материала по учебнику и выполняет практическую часть, в которой закрепляет изученное. Самостоятельная работа: геральдика - наука составления гербов. Самостоятельная работа : форма щитов была разнообразной. К геральдическим фигурам относят те, которые делят щит на несколько полей определенного цвета. Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, дракона, растений, кораблей, оружия, предметов быта. Самостоятельная работа : каждый цвет в геральдике имеет свое символическое значение. Золото (желтый) считалось символом богатства и справедливости; серебро (белый) – символом невинности и чистоты; темно-красный – символ любви, смелости; голубой – красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) – могущества; черный – мудрости. Самостоятельная работа : Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняется изображением мантии, которая делает его еще более торжественным. Самостоятельная работа : эмблема – это условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира). Дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука – храбрость. | Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы. |
5. | Проверка творческой работы, которую выполнили | О чём может рассказать герб, эмблема? Сейчас у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб-эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, фигуры, знаки символизирующие владельца герба. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах. Герб отражает: историю географическое положение традиции занятия его жителей. Вам было задано творческое задание, изучить герб: – Курской области; - г. Фатежа | Один из представителей группы, представляет подготовленное сообщение. Бештанько С. «Герб Курской области» - Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. Исторический герб Курской губернии был утвержден 5 июля 1878 года. За основу взят исторический герб города Курска, утвержденный 8 января 1780 года Екатериной II. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета. Тоскаев В. «Герб г. Фатежа» - герб Фатежа утвержден 8 января 1780 года. В верхней части герб Курский, внизу »разделенный щит на двое, в одной части в красном поле ружье, а в другой- в зеленом поле золотая борона». Герб составлен герольдмейстером Волковым. Герб отражает основные занятия населения города Фатежа, в момент его возникновения как населенного пункта. Ружье в красном поле символизирует, что жители Фатежа несли сторожевую службу на границах государства Российского. Одновременно занимались хлебопашеством, о чём говорит наличие на гербе бороны в зеленом поле. | Развитие способности воспринимать, выражать свое отношение. Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. |
6. | Физкультминутка. | Показывает движения, используя музыкальное и анимационное приложение. | Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Ходьба на месте, взмахи руками. Повороты направо, налево, любуются цветами. | Формирование культуры ЗОЖ |
7. | Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала. Самостоятельная практическая работа индивидуальная. (под музыку) (15 мин) | Сегодня мы будем создать эмблемы. (Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции). При выполнения задания придерживайтесь следующего алгоритма: 1. Выбираем для эмблемы геометрическую фигуру: основой будет круг. 2. Подбираем элементы, которые будут присутствовать на вашей эмблеме. 3. Выбираем основной элемент эмблемы, вклеиваем его в геометрическую фигуру. Если в значке должно быть несколько дополнительных деталей, располагаем их. 4. Выбираем тот вариант, который устраивает вас. Вспомним правила техники безопасности (сами учащиеся) ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. | Учащиеся берут готовые шаблоны, которые необходимы для создания эмблемы. а) аккуратность. б) красочность в) выразительность г) композиции | Создавать композицию эмблемы из готовых элементов. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы. |
8. | Просмотр и анализ работ учащихся | 1.Экспресс – выставка выполненных работ-проектов. Каждая работа оценивается по схеме: 1). Почему вам понравилась эта эмблема? 2). Соответствует ли эмблема описанию класса? 3). Соответствует ли работа основным правилам оформления эмблемы. 4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе? 2. Выставление оценок. Молодцы! Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”. | Каждый индивидуально оценивает работу оппонентов, отдав, свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся работы прикрепляются звездочки) | Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности, умение оценивать, анализировать, делать выводы. |
9. | Домашнее задание. | Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык символов. | Фиксируют домашнее задание. Убирают рабочие места. | |
10. | Рефлексия | -Достигли ли мы поставленной цели урока? | Отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность. Я предлагаю вам закончить предложения: Теперь я знаю …… Теперь я могу ……. Мне было интересно …… Мне было трудно ……. Я бы ещё хотел уметь … | Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. |