kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА " О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель изобразительного искусства Горбунова Г.А.                                                    

Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

 

                Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения:

Участники: учащиеся 5-х классов

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

УУД:

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический  характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе;  творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.

Регулятивные: отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.

Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, эмблемы, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Материалы: клей, ножницы, цветная бумага,  фломастеры, шаблоны эмблем, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор,  магнитная доска.

Зрительный ряд:

  1. Презентация, включающая фрагмент фильма.
  2. Иллюстрации гербов: России, Курской области,  г.Фатежа.
  3. Рисунки рыцарей со щитами.

Музыкальный ряд: записи средневековых мелодий

Подготовительная работа:

  1. На предыдущем уроке класс делится на 2 поисковые пары.
  2. Поисковые пары  получили следующие задания: изучить историю и значение герба:

пара № 1 – Курской области;

пара № 2 –  г. Фатежа;

  1. За неделю до урока  пары  решают, кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА " О чём рассказывают нам гербы и эмблемы" »

Подготовила учитель изобразительного искусства Горбунова Г.А. Тема: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения:

Участники: учащиеся 5-х классов

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

УУД:

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.

Регулятивные: отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.


Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, эмблемы, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, шаблоны эмблем, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

Зрительный ряд:

  1. Презентация, включающая фрагмент фильма.

  2. Иллюстрации гербов: России, Курской области, г.Фатежа.

  3. Рисунки рыцарей со щитами.

Музыкальный ряд: записи средневековых мелодий

Подготовительная работа:

  1. На предыдущем уроке класс делится на 2 поисковые пары.

  2. Поисковые пары получили следующие задания: изучить историю и значение герба:

пара № 1 – Курской области;

пара № 2 – г. Фатежа;

  1. За неделю до урока пары решают, кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме.


Ход урока


(Класс делится на пары по 2 человека. Парты расставлены, так чтобы каждая пара работала за "круглым" столом.)

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1


Организационный момент


Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Организация начала урока, эмоциональный настрой

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


Ребята вы наверно уже обратили внимание, как оформлен наш класс.

- Скажите, зачем рыцари украшали свои боевые щиты, шлемы, флаги и попоны лошадей различными знаками?

-Как вы думаете, какое отношение имеет это оформление к теме нашего урока?

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?


- Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы», мы познакомимся с искусством геральдики.

- А чтобы вы хотели узнать, изучая данную тему?






Чему мы можем научиться?



Пригодятся ли полученные знания в жизни? Зачем нам это надо?



Ребята посмотрите здесь лежит ларец с посланием, посмотрим что в нем. Скажите вы любите путешествовать. Нас приглашают отправиться в средние века, это время рыцарских турниров, замков и прекрасных дам. Но для этого на нужно немного переодеться.

Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.


Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.




Мы будем изучать значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей.



Мы познакомимся с искусством составления гербов и эмблем.








Мы можем узнать:

- историю возникновения искусства геральдики;

- познакомиться с составными частями герба;

- значением символов и цвета в искусстве геральдики.


Мы можем научиться «читать герб»; «составлять эмблемы» использовать свои знания для самостоятельного применения.


В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».


Учащиеся берут из ларца и одевают (венок на голову –девочки, щит на руку – мальчики)

Нацеливание на тему и задач урока.

3.

Актуализация знаний.

- Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Идет фрагмент фильма

Слушают рассказ учителя, и смотрят фрагмент фильма.




Нацеливание на размышление истоков возникновения искусства геральдики.

4.

Изучение нового материала.

(15 мин)

  1. Работа с книгой по парам.

(Отвечают на вопросы)





1 и 2 пара - дайте определение понятию, что такое «геральдика». Практическая работа: карточка (Учебник стр. 134, 4 абзац)




1и2 пара – рассматривает форму щитов; изучает геральдические и негеральдические фигуры. Практическая работа: распределить предложенные картинки на две группы: геральдические и негеральдические фигуры (Учебник стр.134-135, абзац5,6,7)



1и2 пара – изучает символическое значение цвета. (Учебник стр. 136, 1 абзац). Практическая работа: соотнесите цвет и символическое значение.





1и2 пара – изучает основные элементы старинного герба. (Учебник стр. 137, 1, 2 абзац).

Практическая работа: подписать буквы возле стрелок соответствующие элементам герба.






1и2 группа – что такое эмблема. Условные обозначения понятий. (Учебник стр.138, 3 абзац, и стр.134 7 абзац).

Практическая работа: (Учебник стр.138, 3 абзац)

Каждая пара изучает заданный фрагмент нового материала по учебнику и выполняет практическую часть, в которой закрепляет изученное.



Самостоятельная работа: геральдика - наука составления гербов.






Самостоятельная работа : форма щитов была разнообразной. К геральдическим фигурам относят те, которые делят щит на несколько полей определенного цвета.

Наряду с геральдическими использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, дракона, растений, кораблей, оружия, предметов быта.





Самостоятельная работа : каждый цвет в геральдике имеет свое символическое значение. Золото (желтый) считалось символом богатства и справедливости; серебро (белый) – символом невинности и чистоты; темно-красный – символ любви, смелости; голубой – красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) – могущества; черный – мудрости.



Самостоятельная работа : Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а так же шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намет. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности владельца. Иногда герб дополняется изображением мантии, которая делает его еще более торжественным.


Самостоятельная работа : эмблема – это условное символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира).

Дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука – храбрость.


Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.



5.

Проверка творческой работы, которую выполнили


О чём может рассказать герб, эмблема?

Сейчас у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб.

Герб-эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, фигуры, знаки символизирующие владельца герба.

Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Герб отражает:

  • историю

  • географическое положение

  • традиции

  • занятия его жителей.


Вам было задано творческое задание, изучить герб:

– Курской области;

- г. Фатежа


Один из представителей группы, представляет подготовленное сообщение.

Бештанько С. «Герб Курской области» - Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. Исторический герб Курской губернии был утвержден 5 июля 1878 года. За основу взят исторический герб города Курска, утвержденный 8 января 1780 года Екатериной II. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета.

Тоскаев В. «Герб г. Фатежа» - герб Фатежа утвержден 8 января 1780 года.

В верхней части герб Курский, внизу »разделенный щит на двое, в одной части в красном поле ружье, а в другой- в зеленом поле золотая борона».

Герб составлен герольдмейстером Волковым.

Герб отражает основные занятия населения города Фатежа, в момент его возникновения как населенного пункта. Ружье в красном поле символизирует, что жители Фатежа несли сторожевую службу на границах государства Российского. Одновременно занимались хлебопашеством, о чём говорит наличие на гербе бороны в зеленом поле.

Развитие способности воспринимать, выражать свое отношение.

Умения воспроизводить информацию, быть активными слушателями.

6.

Физкультминутка.

Показывает движения, используя музыкальное и анимационное приложение.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Ходьба на месте, взмахи руками.

Повороты направо, налево, любуются цветами.


Формирование культуры ЗОЖ

7.

Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала.

Самостоятельная практическая работа индивидуальная. (под музыку)

(15 мин)



Сегодня мы будем создать эмблемы. (Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

При выполнения задания придерживайтесь следующего алгоритма:

1. Выбираем для эмблемы геометрическую фигуру: основой будет круг.

2. Подбираем элементы, которые будут присутствовать на вашей эмблеме.

3. Выбираем основной элемент эмблемы, вклеиваем его в геометрическую фигуру. Если в значке должно быть несколько дополнительных деталей, располагаем их.

4. Выбираем тот вариант, который устраивает вас.


  1. Вспомним правила техники безопасности (сами учащиеся) ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

  2. Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.



Учащиеся берут готовые шаблоны, которые необходимы для создания эмблемы.



























а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиции


Создавать композицию эмблемы из готовых элементов. Развивают коммуникативные умения и навыки при выполнении коллективной работы.

8.

Просмотр и анализ работ учащихся

1.Экспресс – выставка выполненных работ-проектов.

Каждая работа оценивается по схеме:

1). Почему вам понравилась эта эмблема?

2). Соответствует ли эмблема описанию класса?

3). Соответствует ли работа основным правилам оформления эмблемы.

4). Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?

2. Выставление оценок.

Молодцы!

Все вы сегодня хорошо потрудились. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем “5”.

Каждый индивидуально оценивает работу оппонентов, отдав, свой голос за любую понравившуюся работу (возле понравившейся работы прикрепляются звездочки)










Создание благоприятных условий для развития у учащихся умения подмечать особенности, умение оценивать, анализировать, делать выводы.

9.

Домашнее задание.

Подумай над эскизом своего собственного герба или герб своей семьи, используя язык символов.

Фиксируют домашнее задание.

Убирают рабочие места.


10.

Рефлексия

-Достигли ли мы поставленной цели урока?


Отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность.

 Я предлагаю вам закончить предложения:

Теперь я знаю ……

Теперь я могу …….

Мне было интересно ……

Мне было трудно …….

Я бы ещё хотел уметь …

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.



Литература.


  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М.Неменского.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА " О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Автор: Горбунова Галина Александровна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»"
    ["seo_title"] => string(117) "plan-konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-dlia-5-klassa-na-tiemu-o-chiem-rasskazyvaiut-nam-ghierby-i-embliemy"
    ["file_id"] => string(6) "313335"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459451937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока по ознакомлению с родным краем "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-oznakomlieniiu-s-rodnym-kraiem"
    ["file_id"] => string(6) "226657"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440411185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства