Цель: подвести итог по разделу образовательной программы,
закрепить знания обучающихся о народных промыслах
Жостово, Хохлома, Гжель, Дымково.
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
2. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением Гжельской, Хохломской, Жостовской росписи, предметы быта: жостовские подносы, хохломские и гжельские изделия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Народные промыслы"»
Тема: «Народные промыслы».
Цель: подвести итог по разделу образовательной программы,
закрепить знания обучающихся о народных промыслах
Жостово, Хохлома, Гжель, Дымково.
Задачи:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
2. Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением Гжельской, Хохломской, Жостовской росписи, предметы быта: жостовские подносы, хохломские и гжельские изделия.
План занятия
1.Организационная часть.
2.Повторение народных промыслов.
3.Постановка художественной задачи.
4.Практическое выполнение задания.
5.Подведение итогов и обсуждение работ.
Ход занятия
1.Организационная часть.
Приветствие. Снова нам звенит звонок,
Начинается урок.
На картины посмотри,
Ничего не пропусти.
2.Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Давным – давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть. Целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда из белой глины. А вот фарфор тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажут об этом промысле.
Ученик: Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
Что за гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаково: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всегда одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности.
Назови, подружка, цветик
Самый милый и любой, -
А подружка отвечает:
Колокольчик голубой!
Василёк. Василёк,
А лучше незабудки
Заплету из них венок
Для сестры Машутки.
Из лазорева цвета
Наберу и два букета
Синей лентой завяжу,
Кому в подарок – не скажу.
Педагог: А сейчас поговорим о промысле, который жив и сегодня в замечательной подмосковной деревне Жостово.
Обучающийся: Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прости выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя. Но главное – сами цветы. Очень похожи на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь – они словно бы светятся изнутри. Вот так же, наверное, светился в глубине Муромских лесов Аленький цветочек…
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржанная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.
Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замалёвкой (подмалёвкой), вторая - выправкой. В замалёвке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка плотными красками. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности. Выправка. Мастера работают от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной личности. Чертёжка - тонкая, музыкальная линия, которая завершает основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прижилов. Привязка- изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета. Борта подноса украшаются лёгким, ажурным орнаментом – уборкой. И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Педагог: А сейчас ребята представьте, что вы находитесь в мастерской и расписываете свои изделия каждый из вас художник.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины. Пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Итог занятия: А сейчас ребята мы посмотрим как вы справились с работой. Молодцы! С работой все справились отлично. Все получают отличные оценки.