Музыкальный ряд: аудиозапись со звуками леса, пение птиц.
Оборудование для педагога: дидактический и наглядный материал, схема рисования деревьев, памятки.
Оборудование для учащихся: акварельные краски, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
1.Организационный этап
1.Проверить готовность детей к работе на занятии, отметить отсутствующих, выяснить причины отсутствия.
2.Создать положительный психологический настрой на учебную деятельность и активизировать внимание.
Учащиеся рисуют солнце с лучами.
2. Проверочный этап:
- проверить усвоение знаний предыдущего занятия.
1. Что такое «пейзаж»?
2. Какие виды пейзажа вы знаете?
3. Назовите элементы пейзажа.
Ответы детей.
3. Основной этап
Введение в тему. Подача нового материала.
Педагог:
- Мы продолжаем изучать тему «Пейзаж». Сегодня вы познакомитесь с новым понятием «многосюжетная композиция».
Учащиеся знакомятся с понятием «многосюжетная композиция», изучая памятку.
Педагог:
- Итак, дети, запоминаем следующее правило: произведение, в котором изображено несколько сюжетов, называется многосюжетным.
Педагог:
- Я предлагаю вам отправиться в таинственное царство, в лесное государство. Посмотрите на картину, чего здесь не хватает? В вашем представлении, что должно находиться в лесном царстве?
Дидактическая игра «Чего не хватает на холсте?»
Учащиеся заполняют лист ватмана элементами пейзажа,
используя памятку.
Педагог:
- Сейчас я хочу вас пригласить в лесную академию. Но, чтобы попасть в неё необходимо сдать небольшой экзамен. Сыграем в игру «Четвертый лишний». Вы должны определить, что лишнее в перечисленных предметах.
Жёлуди, иголки сосновые, нитки, орехи.
Пуговицы, грибы, семена клёна.
Каштан, колпачки фломастеров, ягоды рябины.
Веточки, шишки еловые, листья, бусины.
Практическая работа
Педагог:
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку:
Есть главные жители в царстве моём
А как же мы жителей этих зовём?
Ответы детей: деревья.
Педагог:
- Верно, это деревья. Прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним последовательность рисования деревьев.
Учащимся предлагается технологическая карта
«Схема рисования деревьев»
Педагог:
- Сейчас вам предстоит нарисовать своё лесное царство. Предлагаю вам использовать поролон для рисования деревьев. Но, прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Дерево»
У дерева ствол, (прижимают руки тыльной стороной друг к другу).
На стволе много веток (пальцы растопырены и подняты вверх).
Подул ветер и веточки зашевелились (шевелят пальцами).
Самостоятельная работа учащихся
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
4. Контрольный этап
1.Выявить качество и уровень владения знаниями, их коррекция (вопросы и задания различной степени сложности).
Контрольный опрос:
С каким новым понятием вы сегодня познакомились?
Какой новый материал использовали в работе?
5. Итоговый этап
1.Анализ и оценка успеха достижения цели.
2.Наметить перспективу следующей работы.
Выставка работ учащихся.
6.Рефлексия
Педагог:
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Вы были внимательными, активными, проявили свою фантазию, приобрели навыки рисования поролоном.
Педагог:
- На следующем занятиия познакомлю вас с ещё одним способом изображения пейзажа: восковыми мелками и свечой. Наше занятие закончено. А теперь дружно наведём порядок на рабочем месте, чтобы другим ребятам было приятно начинать работу.
ПАМЯТКА
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа, в переводе с французского - «Paysage»
- это линия, определяющая соотношение неба и земли.
Законы линейной перспективы
Определение количества деталей в каждом плане, установление меры чёткости их контуров, передача их характерных индивидуальных признаков, после чего обобщается всё изображённое.
Тонирование рисунка
Установить тоновые отношения между землёй и небом: что темнее и насколько? Затем передаются тоновые различия между элементами первого плана и землёй, между элементами первого плана и небом.
Цветовой строй
В утреннем пейзаже много светлых, холодных и голубоватых оттенков, в солнечном полуденном – контрастных, насыщенных, светлых и тёмных холодных, а вечером – тёмных тёплых; в ночное время – очень тёмных, синеватых и зеленоватых.