Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия: Конкурс знатоков «Основы рисунка» »
План-конспект открытого урока
преподавателя Останиной Надежды Юрьевны
Тема: Конкурс знатоков «Основы рисунка».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-конкурс.
Цель: выявить у учащихся знания об основах рисунка, умения использовать их в работе.
Задачи:
- формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива);
- формирование понимания объемного и плоского изображения;
- развитие образного, пространственного мышления;
- развитие внимательности, наблюдательности, сообразительности;
- воспитание аккуратности при работе графическими материалами.
Оборудование:
Для учителя:
Зрительный ряд:
мультимедийная презентация;
маркер
дидактические материалы
Литературный ряд: высказывания великих людей (Микеланджело)
Музыкальный ряд: инструментальная музыка (для практической работы)
Для учащихся:
планшет
простые карандаши
бумага
оценочный лист, ручка
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент – 1 мин
II. Сообщение темы и задач урока – 1 мин
III. Основная часть – 33 мин
Задание № 1. Кроссворд «Градации светотени» - 4 мин
Задание № 2. «Определи на рисунке все градации светотени» - 3 мин
Задание № 3. «Фигура или тело» - 4 мин
Задание № 4. «Ребусы» - 4 мин
Задание № 5. «Анаграммы» - 4 мин
Задание № 6. «Перспектива куба» - 4 мин
Задание № 7. «Перспектива» - 6 мин
Задание № 8. «Лишнее слово» - 4 мин
IV. Подведение итогов конкурса. Награждение – 3 мин
V. Итог урока. Выставление оценок – 1 мин
VI. Д/З – 1 мин
Ход урока:
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
I. Организац. момент
Проверяем готовность к уроку.
Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки.
Микеланджело
Проверяем наличие всех материалов к уроку
Слайд
II. Сообщение темы и задач урока
- Урок проведем в нетрадиционной форме. Объявлен конкурс на лучшего знатока основ рисунка.
- Ваша задача: показать свои знания об основах рисунка и умение применять их в работе.
Слайд
III. Основная часть
- За каждый правильный ответ или рисунок вы ставите балл в свой оценочный лист. В конце урока выявим победителей по количеству набранных баллов.
Задание № 1.
Кроссворд «Градации светотени»
- Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово (на выполнение задания дается 4 минуты)
КРОССВОРД «Градации светотени»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1. Глядя на неё, мы изображаем это на листе, пытаясь максимально передать сходство рисунка с ней.
(ответ: натура)
2. Самое яркое пятно на наиболее освещенном участке поверхности.
(ответ: блик)
3. Наиболее освещенная часть предмета, то есть участок поверхности, получающий от источника света наибольший поток прямых лучей.
(ответ: свет)
4. Плавный переход от света к тени.
(ответ: полутень)
5. Самая темная часть предмета.
(ответ: тень)
6. Отражение на предмете окружающей среды.
(ответ: рефлекс)
Кроссворд выдается учащимся на индивидуальных карточках. После отведенного на решение времени, сверяем правильность ответов (слайд). Все дети сравнивают свои ответы на карточках (исправлять ошибки во время проверки нельзя). За каждый правильный ответ ставят 1 балл в оценочный лист (максимальный балл- 6).
К 5-му вопросу преподаватель задает дополнительный вопросы: 1)как называется тень, падающая от предмета на поверхность плоскости? (ответ: падающая тень); 2) как называется тень, которая находится на предмете (ответ: собственная тень)
- Теоретическую часть вопроса о законах светотени мы повторили. Следующее задание направлено на то, как вы используете эти знания на практике.
Задание № 2.«Определи на рисунке все градации светотени»
(на выполнение задания дается 3 минуты)
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
- Скажите, какой термин из законов светотени не прозвучал в задании и почему? (ответ: блик, потому что поверхность гипсового шара матовая и не имеет блеска)
Работа ведется по индивидуальным карточкам. Учащиеся подписывают термин в соответствии с номером на рисунке.
По окончании времени, сверяем правильность ответов (слайд), за каждый правильный ответ учащиеся вписывают 1 балл в оценочный лист (максимальный балл- 5).
Ответы:
1. Собственная тень
2. Полутень
3. Рефлекс
4. Свет
5. Падающая тень
Задание № 3.«Фигура или тело»
- Цель данного задания: выявить ваше понимание объемного и плоского изображения.
Задание располагается на доске. Учащиеся подходят по одному и маркером проводят соединительную линию от слова в центральном столбце к соответствующему понятию в левый или в правый столбец.
(за правильно проведенную линию учащийся получает балл)
Задание № 4. «Ребусы»
(ответ: ромб)
(ответ: пирамида)
(ответ: параллелепипед)
(ответ: конус)
(ответ: квадрат)
(ответ: вершина)
Слайды
За правильный ответ, учащийся получает балл
(максимальный балл - 6)
Задание № 5. «Анаграммы»
- В анаграммах зашифрованы термины по рисунку (на выполнение задания дается 5 мин).
АнаграммаОтвет
КСРЕЕФЛ РЕФЛЕКС
ЬТЕОУПНЛ ПОЛУТЕНЬ
ЦРЛНИДИ ЦИЛИНДР
СИУКНРО РИСУНОК
ШАДНАРАК КАРАНДАШ
ТРОМРЮТАН НАТЮРМОРТ
Анаграммы располагаются на слайде.
Учащиеся на своих листах бумаги пишут ответы.
После окончания времени сверяем ответы (слайд).
Учащиеся выставляют баллы за правильные ответы (максимальный балл - 6)
Задание № 6. «Перспектива куба»
- Определите варианты правильного и неправильного построения куба. Обоснуйте свой ответ.
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
Правильный вариант №4
Задание № 7. «Перспектива»
- Схематично изобразить построение куба или параллелепипеда с двумя точками схода на линии горизонта
Учащиеся выполняют работу на планшете.
После выполнения задания делаем просмотр работ, выявляем ошибки, ставим баллы в оценочный лист.
Задание № 8. «Лишнее слово»
- Определите из группы слов лишнее и объясните свой выбор