Методическая разработка "Игровая форма работы на занятиях по изобразительному творчеству"
Методическая разработка "Игровая форма работы на занятиях по изобразительному творчеству"
Игровой формат как для детей так и для взрослых самый лучший способ нацчится чему-то новому при этой весело и интересно. В данной разработке представлен мой опыт работы в таком формате.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Игровая форма работы на занятиях по изобразительному творчеству"»
Государственное бюджетное нетиповое
образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Игровая форма работы на занятиях по изобразительному творчеству
Автор:
Терентьева Екатерина Леонидовна педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2023 год
Содержание
Введение
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в системе дополнительного образования. Поэтому на наших занятиях изобразительным творчеством мы каждый год внедряем в процесс обучения метод проектов.
Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что с одной стороны занятия требуют творческой активности; с другой для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса творчества, способствует воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.
Организация работы над творческим проектом
Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя.
Проект как творческий процесс имеет шесть составляющих: - проблема (выбор и обоснование темы), - проектирование (планирование предстоящей работы), - поиск информации (самостоятельная работа учащихся), - продукт (работа над созданием творческого изделия), - папка проекта (оформление информации о проекте), - презентация (представление и защита проекта).
В процессе выполнения коллективного проекта учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с материалом. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 6 до 14 лет.
Примерные направления творческих проектов
Предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащимся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.
Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.
Использование творческих проектов
Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа – это огромный труд его авторов, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег.
Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, возможность поделиться ею важна не только авторам проекта, но и пользователям.
Форма представления готового проекта
Это может быть как представление с отчетом и презентацией, так и интерактив с использованием этой работы, что как раз больше всего нравится школьникам
В превом случае необходимо:
Во-первых, к работе прикрепить отчёт (бумажный и электронный).
Во-вторых, должен быть разработан программный продукт (презентация, или что-то другое).
В-третьих, нужно подготовить текст устной защиты проекта.
Во втором случае необходима программа интерактива и приглашения на мероприятие
Организация защиты творческих проектов
Есть несколько видов её организации защиты творческих проектов: конференция, круглый сто и интерактив. Первые два случая подходят для защиты нескольких проектов, как объединенных одной темой так и нет. Интерактив подходит для защиты как нескольких проектов так и одого.
Опыт использования метода проектов
Опыт использования описанного метода, как правило, показывает:
Повышение процент качества обучения детей;
Увеличение количества детей, посещающих занятия изобразительной деятельности;
Мотивированное обучение детей изобразительной деятельностью, приводит к тому, что обучающиеся сами начинают придумывать разные способы и возможности реализации новых проектов;
Сформировывается методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей.
Условно выделяют несколько классов игр:
творческие (игры по инициативе детей);
дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
народные (созданные народом).
1.Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Творческие игры подразделяются:
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
конструкторские.
Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных сил первое их испытание. Значительная часть этой игры «в кого-нибудь» и «во что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей к 3-4 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Но подражает не полностью, т.к. не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операция принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.
Театрализованные игры делятся на две основные группы:
*режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
*игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т.к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Что бы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения. Проникаться их чувствами, переживаниями.
Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозайка, бумага, модульные блоки). Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
2. Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является игровым методом обучения детей, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию);
дидактические (используются при обучении детей на различных занятиях и вне них (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие коммуникативности)).
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Они должны быть безопасными, привлекательными, яркими. Они должны не только привлекать ребенка, но и активизировать его мышление.
В младших группах дети еще имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной активности ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают с бегом, прыжками, перестроение, с ловлей, с метанием, лазанием.
Подвижные игры делят:
сюжетные («Воробушки и кот», «Лиса в курятнике» и др.);
несюжетные (игровые упражнения «Кто скорее добежит к своему флажку»).
3) Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.
В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.
При ознакомлении детей народным играм надо учитывать возрастные, физические и психофизиологические особенности развития детей, четко обозначая цель, которую имеет игра.
Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.
Игра по утверждению П.Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра.
Настольная игра
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр высказывается мнение, что их история была общей. Так, ветеран настольных игр, английский учёный Дэвид Парлетт в своей исследовательской работе «Оксфордская история настольных игр» считал, что все, даже самые современные настольные игры имеют древнейшие прототипы и, следовательно, общие корни.
Самой древней из настольных игр считается древнеегипетская игра сенет. Как светское развлечение он известен в додинастический период (около 3500 лет до н. э.), в более поздние времена стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир. Первые находки игровых наборов для Сенета были сделаны в начале XX века. Сперва исследователи сочли эти палетки с фигурками древними шахматами, после — шашками, однако впоследствии выяснилось, что игра имеет с ними очень мало общего.
Мы решили сделать настольную игру «Путешествие по Санкт-Петербургу». У каждого участника своя фишка, игроки по очереди кидают кубик и ходят. На каждой клетке изображено какое-то место в Санкт-Петербурге, игроку нужно рассказать об этом месте, какую-то историю, легенду, свое впечатление от этого места. Хотя в этом путешествии и есть первый, вышедший из игры, все равно здесь нет ни победителей, ни проигравших, так как каждый был включен в процесс и рассказывал о Петербурге.
Этапы работы над проектом:
Так как у нас был коллективный проект, то сначала мы обсуждали все вместе, какую выберем тему для проекта, какую сделаем игру, какой будет размер и так далее.
После того как мы определились с темой, которая у нас была посвящена северной столице Российской Федерации Санкт-Петербургу, после того как решили какого размера сделаем игру, мы приступили к ее созданию.
Каждый выбрал какое-то место в Санкт-Петербурге, которое ему нравится или которое находится рядом с его домом. Кто-то рисовал вид из окна студии. Кто-то сделал несколько мест. После чего мы выбрали самые интересные работы и стали думать, как оформить их в игру. Было предложение склеить все рисунки вместе, но потом появилось предложение склеить не рисунки, а фотографии рисунков. Получилось 50 квадратиков с рисунками. Распечатать и склеить игру нам помогла мама двух авторов этой игры.
Для презентации игры мы пригласили родителей обучающихся, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Игра получилась очень оживленной и интересной.
Заключение
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания детей. Она активизирует ребенка, способствует повышению жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.
Если вернуться в историю, то можно сказать, что первые игровые формы выступали как средство обучения, передачи информации, коллективообразования. И в дальнейшем с развитием общества ритуалы и обряды, как часть игровой деятельности, играют важную роль. Деятельность человека в игре характеризуется возможностью интерпретировать человеческую жизнь. И так постепенно игра становится важной частью досуга народа.
Совершенно очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов в любой деятельности, в том числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим был и остается ауто-моторный образ мышления.
А.В Луначарский в книге "Основные принципы единой трудовой школы" писал "Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным: Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента было бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки."
Список использованной литературы и интернет источников:
blog.dohcolonoc.ru [Электронный ресурс].
Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество
Социальное творчество: пособие для учителей общеобр. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
Неменский Б.М. Учебная программа «Изобразительное искусство» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014 год.
Слепокурова В.И. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства. - [Электронный ресурс].
Панова Е. А. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях - [Электронный ресурс].
Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.6-26.
Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.27-37