kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сказочная Гжель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказочная Гжель"»

Конспект занятия по ИЗО «Яркие краски».

Класс: 1 Учитель: Плотникова Н.В.

Раздел: «Декоративно-прикладное искусство». «Народные промыслы России. Гжель».

Форма занятия - путешествие. Основная форма деятельности - групповая. Основные методы - частично-поисковые, активизирующие мыслительную деятельность.

Тема: "Сказочная Гжель"

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Цели урока:

1. Закрепить понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.

2.Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

3.Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.

4.Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре. Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.

Оборудование: Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.

Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель».   Памятки «Особенности гжельской росписи».

Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия и вступительная беседа.

3.Основня часть:

- презентация «Гжель» о гжельской керамике;

- работа со словарём «Народных промыслов»;

- стихи о гжельской керамике.

- физкультминутка.

4. Объяснение учителем последовательности работы над рисунком,

упражнение –приём работы «мазок тенями».

-самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы;

- работа в группе;

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Ребята, повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами: красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?

Всё в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Сообщение темы и цели занятия.

Что ж давайте по порядку:

Загадаю вам загадку.

Кто быстрей ответ найдет.

Тот первым тему нашего занятия назовёт.

(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись ... (Ответы учащихся: Гжель).

Ребята, на предыдущем занятии вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи.

Сегодня мы продолжим изучать тему "Сказочная Гжель": послушаем стихотворения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.

Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание.

Задание «Сложи слово», из букв сложите слово , правильном расположении складывается слово «Гжель».

Молодцы! Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся.

Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь».

3. Презентация «Гжель», обобщение знаний о гжели.

Ребята, где возникла Гжель? Подмосковная Гжель. Слайд№5

В нашей стране издавна известно искусство керамики. Особенно славятся гончары подмосковной Гжели. Гжель – это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где повсеместно было развито керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления и обжига глиняных изделий.

В каждом доме занимались гончарством. И не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь».

Первые мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Выставка на доске.

Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки (изображение коня, медведя, скоморохов). Первые изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым черепком и покрывались эмалью и многоцветной (крестьянской) росписью, назывались они - майолика.

Прошло много времени и керамика эта очень изменилась. Она полюбилась людям.

За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? Слайд №6

Гжель нравится прежде всего своим цветом бело-синим.

В Гжельском краю широкое поле, голубое небо, да прозрачный воздух. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее - синее.

Слайд №7 Посудные формы.

Ассортимент изделий настолько разнообразен: чайники, кувшины, кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает многообразие форм одного и того же изделия.

Например, тулово гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия украшаются не только росписью, но и скульптурой, которую располагают на кружках, носиках, ручках.

Самый излюбленный узор - «гжельская роза», изображается она крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с растяжкой тона, от голубого, до черно - синего (иначе называют мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями.

Стихи. Давайте послушаем ваши стихи. Ребята, будьте внимательны, слушая стихотворения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: "Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?"

Учитель читает стихи.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на снежном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойно восхищения.

А сейчас, а сейчас время физкультминутки для вас! (учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку дорожкой луговой.

Иду по мягкой травушке я зимнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело, смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким. Я радуюсь цветам. (Повороты, любуются цветами).

8. Практическая работа. Слайд № 12

Закройте глаза и когда откроите окажитесь в мастерской гжельских мастеров.

И так раз, два, три откройте глазки. (Звучит музыка)

Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастерам.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. (Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).

1.Какой прием работы используют гжельские мастера? ("мазок с тенями").

2.В чем его особенность? (Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик ).

3. Упражнение. Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть, Как вы это будете делать? 4.Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.

Учитель выполняет рисунок на доске.

5.А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование? Ответы учащихся.

Как будет расположен ваш узор? ( В центре изделия).

С чего вы начнете писать узор? (С крупных деталей, например, розы).

Узор может состоять из одного цветка? (Нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья).

А зачем нужны бордюры? Ответы учащихся.

У вас на столах есть блюдца бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Необходимо их расписать?

4.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы. Приступайте к работе.

Звучит музыка. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью.

Работа в группе.

Ребята, расставьте красиво сервиз из вашей посуды и решите, кто сможет рассказать о своём гжельском сервизе,

чем ваши изделия похожи на работу гжельских мастеров? (Ответы)

Выставка выполненных работ.

Дети выставляют свои работы, группа отвечает на вопрос: « Чем ваши изделия похожи на работу гжельских мастеров?»

Какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - синий.

Синяя сказка - глазам загляденье,

словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье

Русская звонкая гжель.

А какое практическое применение можно найти этому сервизу? ( Украсить классную комнату, подарить другу, учителю, гостям)

5.Итог.

Рефлексия. Ребята, если вам понравилось работать в мастерской гжельских мастеров, то подымите карточку зелёного цвета (смайлик с улыбкой). И наоборот, если не понравилось и было скучно, не интересно, то подымите карточку желтую (смайлик без улыбки).

Я рада, что вам понравилось работать в мастерской гжельских мастеров.

Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?

При анализе изделий необходимо учитывать верность выполнения "мазка степями", композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Благодарю Вас

За внимание,

За свет души,

За понимание.

Пусть проступают

Сквозь мгновения

Цветные волны вдохновения!

Спасибо за урок!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сказочная Гжель"

Автор: Плотникова Наталья Витальевна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(73) "prezentatsiia_k_uroku_izobrazitelnogo_iskusstva_skazochnaia_gzhel_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "556867"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1599073433"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по изобразительному искусству "Гжельская роспись""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-gzhiel-skaia-rospis"
    ["file_id"] => string(6) "250605"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447092260"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Волшебные узоры Гжели" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-volshiebnyie-uzory-gzhieli"
    ["file_id"] => string(6) "140499"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962278"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока. Части речи. России чудные узоры "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-chasti-riechi-rossii-chudnyie-uzory"
    ["file_id"] => string(6) "143223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418479742"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "«Сказочная Гжель» "
    ["seo_title"] => string(20) "skazochnaia-gzhiel-1"
    ["file_id"] => string(6) "237300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444286970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства