Приобщая ребенка к искусству я показываю ему красоту окружающего мира, приобщаю его к культурному наследию нашей Родины, воспитываю в нем уважение к традициям и культуре других народов, развиваю способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа в различных видах искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказочная Гжель"»
Конспект занятия по ИЗО «Яркие краски».
Класс: 1 Учитель: Плотникова Н.В.
Раздел: «Декоративно-прикладное искусство». «Народные промыслы России. Гжель».
Форма занятия - путешествие. Основная форма деятельности - групповая. Основные методы - частично-поисковые, активизирующие мыслительную деятельность.
Тема: "Сказочная Гжель"
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Цели урока:
1. Закрепить понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
2.Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
3.Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.
4.Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре. Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Оборудование: Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель». Памятки «Особенности гжельской росписи».
Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия и вступительная беседа.
3.Основня часть:
- презентация «Гжель» о гжельской керамике;
- работа со словарём «Народных промыслов»;
- стихи о гжельской керамике.
- физкультминутка.
4. Объяснение учителем последовательности работы над рисунком,
упражнение –приём работы «мазок тенями».
-самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы;
- работа в группе;
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Ребята, повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами: красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели занятия.
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку.
Кто быстрей ответ найдет.
Тот первым тему нашего занятия назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись ... (Ответы учащихся:Гжель).
Ребята, на предыдущем занятии вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи.
Сегодня мы продолжим изучать тему "Сказочная Гжель": послушаем стихотворения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
Мы с вами держим путь в старинный город мастеров. А чтобы узнать, в какой именно, вы должны пройти первое испытание.
Задание «Сложи слово», из букв сложите слово , правильном расположении складывается слово «Гжель».
Молодцы! Верно, Гжель. Это и есть место, куда мы направляемся.
Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду.Название села Гжель происходит от старинного русского слова «жгель», «жечь».
3. Презентация «Гжель», обобщение знаний о гжели.
Ребята, где возникла Гжель? Подмосковная Гжель. Слайд№5
В нашей стране издавна известно искусство керамики. Особенно славятся гончары подмосковной Гжели. Гжель – это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где повсеместно было развито керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления и обжига глиняных изделий.
В каждом доме занимались гончарством. И не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь».
Первые мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Выставка на доске.
Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки (изображение коня, медведя, скоморохов). Первые изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым черепком и покрывались эмалью и многоцветной (крестьянской) росписью, назывались они - майолика.
Прошло много времени и керамика эта очень изменилась. Она полюбилась людям.
За что Гжель нравится всем? Чем она отличается?Слайд №6
Гжель нравится прежде всего своим цветом бело-синим.
В Гжельском краю широкое поле, голубое небо, да прозрачный воздух. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее - синее.
Слайд №7 Посудные формы.
Ассортимент изделий настолько разнообразен: чайники, кувшины, кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает многообразие форм одного и того же изделия.
Например, тулово гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия украшаются не только росписью, но и скульптурой, которую располагают на кружках, носиках, ручках.
Самый излюбленный узор - «гжельская роза», изображается она крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с растяжкой тона, от голубого, до черно - синего (иначе называют мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями.
Стихи. Давайте послушаем ваши стихи. Ребята, будьте внимательны, слушая стихотворения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: "Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?"
Учитель читает стихи.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на снежном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
А сейчас, а сейчас время физкультминутки для вас! (учащиеся выполняют упражнения за учителем).
По солнышку, по солнышку дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке я зимнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким. Я радуюсь цветам. (Повороты, любуются цветами).
8. Практическая работа. Слайд № 12
Закройте глаза и когда откроите окажитесь в мастерской гжельских мастеров.
И так раз, два, три откройте глазки. (Звучит музыка)
Мы с вами попали в сказку и каждый из вас стал гжельским мастерам.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. (Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).
1.Какой прием работы используют гжельские мастера? ("мазок с тенями").
2.В чем его особенность? (Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик ).
3. Упражнение. Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть, Как вы это будете делать? 4.Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.
Учитель выполняет рисунок на доске.
5.А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование? Ответы учащихся.
Как будет расположен ваш узор? ( В центре изделия).
С чего вы начнете писать узор? (С крупных деталей, например, розы).
Узор может состоять из одного цветка? (Нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья).
А зачем нужны бордюры? Ответы учащихся.
У вас на столах есть блюдца бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Необходимо их расписать?
4.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы.Приступайте к работе.
Звучит музыка. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью.
Работа в группе.
Ребята, расставьте красиво сервиз из вашей посуды и решите, кто сможет рассказать о своём гжельском сервизе,
чем ваши изделия похожи на работу гжельских мастеров? (Ответы)
Выставка выполненных работ.
Дети выставляют свои работы, группа отвечает на вопрос: « Чем ваши изделия похожи на работу гжельских мастеров?»
Какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет - синий.
Синяя сказка - глазам загляденье,
словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая гжель.
А какое практическое применениеможно найти этому сервизу? ( Украсить классную комнату, подарить другу, учителю, гостям)
5.Итог.
Рефлексия.Ребята, если вам понравилось работать в мастерской гжельских мастеров, то подымите карточку зелёного цвета (смайлик с улыбкой). И наоборот, если не понравилось и было скучно, не интересно, то подымите карточку желтую (смайлик без улыбки).
Я рада, что вам понравилось работать в мастерской гжельских мастеров.
Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
При анализе изделий необходимо учитывать верность выполнения "мазка степями", композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.