I. Организационный момент - (2-3 мин.) | Беседа с постановкой проблемы | Приветствие. Проверка численности учащихся и готовности к уроку. Посмотрите внимательно на доску. Перед вами репродукции картин. Как вы думаете, что объединяет все эти произведения искусства? Вы, конечно, уже догадались, о каком жанре пойдет речь сегодня на уроке? О жанре «Натюрморт». Французы назвали бы эти картины – «мертвая природа» (неодушевленная натура), а англичане - «тихая жизнь». Все эти картины посвящены изображению предметного мира. Так, что такое натюрморт, дайте определение жанру. -Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению предметного мира человека. -Что изображают в натюрмортах? -Домашнюю утварь, цветы, фрукты, овощи, дичь и другие предметы. Роскошные натюрморты - это не только воплощение огромного мастерства художника в передаче неповторимого многообразия натуры, но и выражение его нескрываемого восторга перед красочным богатством окружающей жизни. | Слушают учителя, отвечают на вопрос учителя, обозначают тему урока по представленным картинам. Осмысливают цель урока. На всех картинах изображены предметы. Мы сегодня будем говорить о натюрмортах. Дают определение жанру . Перечисляют что можно увидеть в натюрмортах. | Фронтальная работа. | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: Проявляют интерес к поставленной задаче. | |
II. Изучение нового материала- (12-15 мин.) | Частично-поисковый Показ методической таблицы «Композиция натюрморта на плоскости листа» Демонстрация последовательности выполнения линейного построения рисунка, учителем на доске. | Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы. В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков. В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М.С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». Давайте определим цель нашего урока. Верно, сегодня мы поучимся в простом карандаше изображать натюрморт с натуры, а на следующем уроке продолжим, но уже в цвете натюрморт с натуры. Красота предметного мира, воспеваемая в натюрморте, - лишь одна из граней привлекательности этого жанра. В нем, как в зеркале, отражались история и культура народа, рукотворность мира и индивидуальность каждой вещи, эстетические предпочтения человека, сословия, времени, мысли, чувства и миропонимание самого художника. Достижению такой смысловой глубины жанра способствовало мастерство художника – умение отобрать предметы, расставить их на предметной плоскости так, чтобы композиция несла определенную смысловую нагрузку, вписать в выбранный формат, объединить колористическими характеристиками. Перед тем как рисовать, художник отбирает предметы, которые интересны ему по форме и цвету, и составляет из них натуральную постановку. Обратите внимание на нашу постановку. Композицию нашего натюрморта составляет кувшин и два яблока. Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания. Что нам нужно знать, чтобы нарисовать этот натюрморт? -Нам предстоит понять, как правильно компонуется натюрморт. Понять расположение предметов в композиции. Работа над натюрмортом начинается с определения композиционного расположения всей группы предметов на плоскости листа бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрморта, начиная с самых крупных. Каждый предмет имеет свою форму. Форма предмета определяется конструкцией – строением. В основе любой формы или её конструкции лежат простейшие геометрические тела. Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов нашего натюрморта? (Выявляется конструктивная основа формы.) Чтобы предметы смотрелись естественно, его необходимо правильно изобразить – построить. Выбирается точка зрения на группу предметов, которая позволяет показать красоту каждого из них и подчеркнуть их смысловое единство. Построить – значит нарисовать предмет так, чтобы изображение сохранило все его характерные признаки, соразмерность частей, чтобы была соблюдена в композиции симметрия, пропорции и создавалась иллюзия объема. Каждый предмет имеет свои определенные пропорции. Пропорции предметов – это соотношение величин частей предмета, соотношение части предмета и целого. Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Какой предмет в нашей постановке стоит ближе к вам, а какой дальше? Какой предмет самый высокий в натюрморте? Самый низкий? (уточняется место каждого предмета по относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения).
Обратите внимание на таблицу с расположением предметов натюрморта на листе. Какое расположение предметов на ваш взгляд является правильным? Изображение предметов не должно быть очень крупным и выходить за пределы листа бумаги. Изображение не должно быть слишком мелким или сдвинуто, к какому- то краю. Скажите, на какой, из этих композиций, предметы расположены правильно, а на каких - нет? Объясните почему? Далее педагог при помощи педагогического рисунка показывает последовательное выполнение практического задания. Главное в натюрморте - это компоновка. Начинаем рисования с определения плоскости, на которой будут стоять все предметы. Плоскость выбирается с учетом перспективного искажения. Мы обобщаем изображение всех предметов натюрморта до прямоугольников, компонуем их на листе, начиная с самого крупного. В данном случае с кувшина. Наметив все предметы натюрморта, приступаем к построению кувшина. Работу начинаем с изображения осевой линии. Затем размечаем на ней точки, которые сформируют силуэт кувшина. Соединяем точки с помощью эллипсов. Эллипс это круг, который лежит в плоскости. В нашем случае мы смотрим на предметы немного сверху. Поэтому эллипс основания кувшина буде более открытым, чем сверху. Затем обрисовываем контур. Затем намечаем маленькое яблоко. Потом строим большое яблоко. Делаем легкую светотеневую раскладку. Определяем куда падает свет. Легким тоном отделяем теневую сторону предметов, и натюрморта в целом. Постепенно насыщаем рисунок тоном. Штрихи на предметах кладем по форме. Ощущение объема достигается передачей разницы в освещении сторон (граней) предмета в зависимости от их расположения по отношению к источнику света. Работу по выявлению формы мы продолжим на следующем уроке. А пока приступайте к графическому изображению натюрморта с натуры. | Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Определяют художественную цель урока. Работают над формой предметов в натюрморте. Под руководством учителя вспоминают основы композиции, понятие конструкции, пропорций. Анализируют форму и сравнивают с геометрическими телами. Находят соотношение между предметами. Выясняют правильное расположение композиции на плоскости. Объясняют свое решение. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: Устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Излагают свое мнение, выдвигают контраргументы в дискуссии, делают выводы. Личностные: Осознают многообразие взглядов, свою позицию. Предметные: - получают представление о построении натюрморта с натуры. | |
III. Творчес-кая практи-ческая деятель-ность – ( 20-23 мин.) | Напоминание в виде кратких указаний | Индивидуальная работа с учащимися, помощь учителя нуждающимся ученикам, выявление общих ошибок, их анализ. Напоминание детям: помните, что все мы измеряем, все предметы сравниваем по высоте, ширине, тону, форме, находим какой предмет выше, какой ниже и на сколько, какая геометрическая форма лежит в основе конструкции формы предмета. Характерные ошибки исправляем вместе с детьми в ходе работы. | Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Работают над построением натюрморта по предложенному описанию. | Индивидуальная работа. | Регулятивные: Различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции. | |
VI. Итоги урока. Рефлек-сия – (4-5 мин.) | Беседа на основе заданных вопросов. Выставка работ учащихся. | -Скажите, пожалуйста, а какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности? Давайте рассмотрим наши рисунки и оценим работу по следующим критериям: - правильно выбранный формат листа, компоновка; - соблюдение пропорций и соотношений величины предметов; - соблюдение правил перспективы; - аккуратность выполнения работы. Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Что больше всего вас заинтересовало на уроке? Где могут вам пригодиться знания, полученные на уроке? На следующем уроке мы продолжим работу над натюрмортом, а сегодня всем спасибо за работу. | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. | Коммуникативные: Излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение. Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля. корректируют свое мнение. Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля. | |