Цель занятия - дать представление учащимся о едином образе матери в искусстве.Когда мы говорим слово «мама», мы ещё раз доказываем своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
(Звучит музыка, на её фоне звучит стихотворение)
Мама… Мамочка…
Бесконечна твоя доброта,
И забота не знает усталости,
Материнской души красота.
Неподвластна невзгодам и старости,
Пусть идут чередою года,
И ложатся морщинки упрямо…
Воспевать имя матери
Будем всегда.
(слайд 1)
Педагог:В искусстве есть великие и вечные темы. Каждое поколение вносит свой вклад в их понимание.
Сегодня тема нашего занятия – «Мать и дитя». От века к веку эта тема волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. На данном занятии мы будем рисовать портрет мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Главное в портрете мамы – не внешние сходства, главное – передать свои чувства к ней.
2.Основная часть
(слайд 2)
Эпиграфом нашего занятия я взяла слова французского писателя Оноре де Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение».
Педагог:Ребята, когда вы встали при произношении слова «мама», вы ещё раз доказали своё уважение к самому близкому и родному человеку в нашей жизни.
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.
Не случайно народная мудрость слово «мама» поставило рядом с другим великим словом – «Родина».
«Родина-мать» говорят люди, и этим определяют самое священное, что есть на земле.
(слайд 3)
Педагог:Прочитайте пословицы о матери и объясните их значение:
Сердце матери лучше солнца греет.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке светло, при матери добро.
Материнская ласка конца не знает.
(Ответы учащихся)
3.Физкультминутка
Я своими нежными руками вышиваю рушничок для мамы.
В синей нитке птицы пролетают, в красной нитке – маки расцветают.
(Слайд 4)
Педагог:Материнская любовь оберегает нас всегда. Когда вы ещё не появились на свет, вы чувствовали тепло своей матери нежность, доброту вы получали с её молоком. Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.
(Демонстрируются слайды с картинами Пикассо «Мать и дитя»)
Педагог: В разные времена в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные образы своего времени.
Для многих народов образ матери идеализирован в иконе «Владимирская богоматерь» и не менее знаменит образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником – Рафаэлем.
Всмотритесь в эти образы и поделитесь своими впечатлениями.
(Демонстрируются слайды с иконой «Владимирская богоматерь» и картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна»)
(Ответы учащихся)
Педагог: Икона – это один из древних образов. Образ матери одухотворён нежностью. Её лицо прекрасно. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое.
Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь.
Каждая мать несёт свой бесценный груз – своего ребёнка к людям, к радости и трудностям жизни. Сколько скорби и сострадания выпадает на материнское сердце.
И как уберечь, сохранить своё дитя в трудное военное время?
Педагог:Посмотрите репродукции картин С.Савицкого «Партизанская мадонна» и Петрова-Водкина «Петроградская мадонна».
Внимая ужасам войны,
Святые искренние слёзы…
Слёзы бедных матерей оставляют глубокий отпечаток на лице матери.
(Звучит музыка, на её фоне педагог в образе читает стихотворение)
Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё,
Горюшко моё, - где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилкою…
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого.
За лесами мояластынька!
За горами – за громадами…
Если выплаканы глазоньки –
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё, - где же ты?
Педагог: Женщина – мать даёт жизнь. Она и защищает. Это большая сила. Ни война, ни смерть – ничто не победит её.
4.Практическая часть
(Слайд 7)
Педагог: Сегодня на занятии мы создадим образ своей мамы. Может, кто-то изобразит маму вместе с собой. Задумайтесь и представьте лицо своей мамы. Загляните в её глаза в своём воображении, попытайтесь передать её и свои чувства.
Педагог: Прежде чем мы приступим к работе, повторим правила:
- аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
- смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
- никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т.е.в другой краске), для получения другого оттенка или цвета, использовать палитру;
- нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «причёску», а также долго держать опущенной в воде (искривится волосок);
-карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть лёгкой и без сильного нажима.
Педагог: Вспомним пропорциональное расположение частей лица.
- Какую форму имеет голова? (Овальную, расширяющуюся к верху, сужающуюся к подбородку).
- Чем определяется ширина лица? (Скуловыми костями)
- Каковы соотношения ширины головы к высоте? (Два к трём)
Для изображения лица, голова делится поперечными линиями на три части:
от вершины до надбровных дуг;
от надбровных дуг до кончика носа;
от кончика носа до конца подбородка.
Надо помнить, что:
- длина глаза равна ¼ ширины лица;
- расстояние между глазами ¼ от уголка глаза до уголка;
- ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами;
- для определения места нахождения губ расстояние от кончика носа до подбородка делится на три части;
- рот несколько шире крыльев носа;
- уши расположены в среднем отрезке от надбровных дуг до кончика носа;
- у ребёнка форма головы более круглая, все части головы расположены на нижней половине головы.
Помните! Пропорции могут соблюдаться с небольшими отклонениями, создающие своеобразие облика. Слишком сильные отклонения уже будут уродливы.
- Какие должны быть линии? (Текущие или корявые?)
- Какие краски потребуются? (Холодные, тёмные или тёплые, светлые?)
Педагог: Нарисуйте маму в её любимом платье, подумайте, на каком фоне вы её изобразите. Главное – не внешнее сходство, главное – передача своих и её чувств.
(Учащаяся читает стихотворение С.Острового «Песня о женщине»)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
От любой напасти заклиная,
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Всё на свете метится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
(Самостоятельная работа учащихся по созданию образа мамы, в ходе работы педагог наблюдает за работой детей и помогает при необходимости)
5.Подведение итога занятия
(Слайд 8)
Педагог:Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?
Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?
Какие разные и красивые работы получились!Молодцы!
(Занятие заканчивается исполнением песни на мотив «Солнечный круг»)