2. Вводная беседа 3. Педагогический рисунок 4.Физкульминутка | | - Ребята, внимательно посмотрите на доску и скажите: О чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Как можно назвать все эти репродукции? - А кто мне скажет, что такое пейзаж? Ребята, внимательно послушайте стихотворение. Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкй дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованный быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем! - Итак, пейзаж – это изображение природы. Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке. - Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени? - Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное. - А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение? - А как меняется? Что вы наблюдали? - Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим, как художники передавали настроение природы в своих пейзажах. Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, так как художники смогли «остановить мгновение» в своих картинах. Необъятные просторы России прославляются художниками, живущими в разных ее уголках. Потому так многолик российский пейзаж. Существуют разные виды пейзажного жанра, например: в сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой; городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные; морской пейзаж (марина) рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, реки; архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским пейзажем. Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой; героический пейзаж представляется величественным и недоступным для человека. В нем изображаются обычно высокие, скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги; декоративный пейзаж пейзаж – картина, предназначенный для украшения интерьера, с условным цветом строем и композицией, отвечающей целям украшения; пейзаж – настроения – стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, придать пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости; в романтическом пейзаже – бунтарское начало грозовой тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра; в 20 веке появился космический пейзаж – художники заинтересовались неземными горизонтами и природой в других условиях. - Сегодня на уроке мы любовались различными уголками нашей необъятной страны - России. Природа на её территории сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайние просторы полей и они разноцветные: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников. Однако мало нарисовать холмы, деревья, реки, облака и тучи. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной. - Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается. - Давайте присмотримся к изображениям и определим настроение представленных пейзажей. - Ребята, внимательно посмотрите на доску. На листе альбома отмечаем линию горизонта. Верхняя часть – это небо, нижняя часть – земля. Рисую небо: сначала синее, затем все светлее, чем ближе к земле, тем небо светлее. Земля: сначала беру желтую и зеленую краску, потом желтую и синюю, затем желтую и черную. От линии горизонта земля начинает темнеть. Но вдруг налетели черные тучи. На моем пейзаже появилось дерево, качающееся от ветра. Вот такой пейзаж получился у меня. Если весело живется. Если весело живется, Хлопай так: хлоп, хлоп. Хлопки. Если весело живется, Щелкай так: щелк, щелк. Щелчки пальцами. Если весело живется, Делай так: Хлопки ладонями по коленям. Если весело живется, Топай так: топ, топ. Если весело живется, Делай все: хлоп — хлоп, Щелк — щелк, топ — топ. Хорошо! Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся. Если весело живется, Хорошо! Хорошо! | - О природе. - Пейзажами. - Это изображение природы на картинах. - Это художники, такие как Левитан, Шишкин. - Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года. - Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое. - Определяют настроение детских пейзажей. - Внимательно смотрят на доску и слушают учителя. | Познавательные УУД 1. развивать умение понимать назначение и роль пейзажей в жизни человека; 2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Коммуникативные УУД 1. развитие умения обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; 2. развитие умения оформлять свои мысли в устной форме; 3. развитие умения обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Регулятивные УУД: 1. умение учиться создавать пейзаж, используя выразительные свойства акварели; 2. развивать умение оценивать результат своего труда; Личностные УУД 1. формирование навыков работы красками, умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; 2. способствовать повышению культуры речевого общения; 3. развитие способностей к творческому самовыражению; |
6. Итог урока. Рефлексия 6.1 Выставка работ учащихся и их обсуждение 6.2 Обобщение. Рефлексия 7. Организационное завершение урока 8. Уборка рабочего места | | - Чей пейзаж вам понравился больше всего? Почему? - Что нового узнали на уроке? - Чему учились на уроке? Ребята, мне понравилось с вами работать. На уроке вы были активными, старательными, любознательными. Желаю вам успехов в учебе, спасибо за урок, до свидания! Ребята, давайте приберем свои рабочие места. | Поднимают руки. Объясняют. - Виды пейзажей. - Придумывать и рисовать свойпейзаж. Прощаются с учителем. Убирают рабочие места. | Коммуникативные УУД 1. развитие умения обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; 2. развитие умения оформлять свои мысли в устной форме; 3. развитие умения обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности. Коммуникативные УУД: Попрощаться в устной форме. |