Оборудование: образец рисунка, демонстрационный набор элементов для передачи плана в рисунке, цветные карандаши, альбомы, компьютер, проектор, фильм «Зимний пейзаж», термин-понятие «пейзаж» (для словарной работы).
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.
III. Сообщение нового материала.
IV. Самостоятельная работа детей.
V. Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь.
Проверьте, всё ли необходимое есть на ваших партах.
II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, вспомните пожалуйста жанры искусства, которые вы знаете. (Натюрморт, пейзаж, портрет)
Послушайте загадку, и скажите, о каком виде искусства в ней идёт речь.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется … (пейзаж)
Что же такое пейзаж?
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу.
Какие зимние приметы вы знаете? (На деревьях нет листьев, холодно, мороз, иней, идет снег и т. д.)
Посмотрите в окно. Вам нравится картина за окном?
Тема сегодняшнего урока – «Рисование зимнего пейзажа». Когда мы будем рисовать, то вашей главной целью будет передать в пейзаже расположение предметов по плановости.
Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов и художников. Недаром русские художники любили и любят рисовать зимнюю сказку (пейзажи), хранящую в себе множество тайн и секретов.
Просмотр видеоролика.Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Дети просматривают 2-ухминутный ролик «Зимний пейзаж»)
III. Сообщение нового материала.
1. На уроке мы с вами будем рисовать зимний пейзаж. На нем мы изобразим небо, снег, деревья, кусты.
А какого цвета снег? (Ответы детей)
Снег на картинах изображается разными цветами. Он и голубой, и сиреневатый, и зеленоватый, и розовый, а также может быть других оттенков.
Послушайте стихотворение Владимира Зайченко «Какого цвета снег?»
А какого цвета снег? Для кого-то он искристый, В переливах серебристый. Для иных – снег голубой Или с нежной белизной, То от солнца желтоватый, Теплой краскою богатый. Что за чудеса на свете? Столько краски в белом цвете! Даже серым снег бывает, По весне, когда он тает... В гамме снежного “портрета” – Есть почти все краски цвета!
2. Посмотрите на этот лист бумаги и скажите, какого он цвета. (На листе заливка в светлых тонах)
А теперь сравните с этим листом. (Он белый)
Какие вы видите различия. (На первом листе есть оттенки) При помощи этих оттенков вы можете нарисовать снег.
3. Чтобы пейзаж был красивым, вспомним о том, как выглядят предметы на ближнем, среднем и дальнем плане.
На ближнем плане они изображаются крупно, у них можно разглядеть мелкие детали, краски используются яркие.
На среднем плане предметы изображаются мельче, у них нет такой четкости, краски более спокойные.
На дальнем плане предметы мелкие, выглядят расплывчато, будто в дымке.
4. Предлагаю вам показать плановость рисунка при помощи набора элементов. Расположите их правильно. (Дети выполняют задание на закрепленном на доске демонстрационном наборе)
5. Давайте рассмотрим образец нашего пейзажа. Любой пейзаж начинается с линии горизонта, она разделяет небо и землю. Она должна быть расположена чуть выше или чуть ниже середины листа. Зимнее небо по тону должно быть темнее, чем снег. Снег всегда светлее.
Что мы изобразим на ближнем плане? (Дерево, трава, следы) Цвета мы берем насыщенные, более тёмные. Мы воспользуемся коричневыми оттенками, так как они зрительно приближают предметы.
Что находится на среднем плане? (Деревья, кусты) Здесь цвета светлее, спокойнее.
Что расположено на дальнем плане? (Лес) Здесь цвета голубоватые, светлые, чтобы чувствовался воздух.
IV. Самостоятельная работа детей.
Можете приступать к самостоятельной работе. Когда вы будете выполнять свой рисунок, то можете добавить другие детали, например, сельские домики или что-то ещё.
(В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь)
Физкультминутка. (проводит ученик)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
1,2,3,4,5
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Как настоящие художники придумайте название своим пейзажам.
V. Закрепление. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Вспомните тему нашего урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какое у нас на уроке было словарное слово? (пейзаж)
-Что такое «пейзаж»?
Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы и работы одноклассников.
Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились! У каждого получился свой, неповторимый пейзаж. Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо постарались, как настоящие художники-пейзажисты!