«Художественная культура Японии». 4 Формирование представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека; знакомство с особенностями культуры Японии; воспитание интереса к творчеству художников зарубежных стран; формирование творческой активности; продолжение развития навыков работы с гуашью и бумагой. Бумага, гуашь или акварель, ножницы, клей, шаблоны для аппликации. Гравюры женских образов, пейзажей К. Утамаро и К. Хокусая, слайды современных городов Японии. Японская поэзия. Японские народные мелодии. Ход урока. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы отправимся в далекое путешествие, в загадочную страну. Что это за страна? Попробуйте догадаться. Я буду давать маленькие подсказки. В этой стране: зарождается солнце, есть необычные сады, в школе введен предмет – искусство любования… Догадались? Правильно – это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки… кто может рассказать нам об этой стране лучше и красочнее, чем сами японцы. Звучит японская народная мелодия. В класс входят дети в национальных японских костюмах. Они делают несколько танцевальных движений, а затем подготовленные дети по очереди начинают рассказывать о «своей» замечательной стране Работа над темой . - Название страны Япония можно записать двумя иероглифами. Первый из этих знаков обозначает солнце, второй – корень, основа. Отсюда иносказательное название Японии – страна восходящего солнца. Япония расположена на островах. Горы и море составляют живописные картины природы. Горы занимают большую часть территории. На островах Хонсю находится самая высокая гора Японии – Фудзияма. Её считают священной. Это действующий вулкан. Десять месяцев в году вершина его покрыта снегом. Японский художник XIX века Кацусика Хокусай посвятил Фудзияме серию картин «36 видов Фудзисан», в которых нарисовал прекрасную Фудзияму в разное время года и дня, в бурю и в ясную погоду. (Показ нескольких слайдов с изображением Фудзиямы или с другими японскими пейзажами.) В Японии существует много интересных культурных традиций. Например, здесь существует традиция воссоздания природы в миниатюре – создание крошечного, карликового сада при доме; или искусства выращивания дерева в цветочном горшке – бонсай (показ иллюстрации), искусства составления букетов – икебана (показ образцов). Древние традиции являются частью современного образа жизни. Весной, например, семьи выезжают за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни – сакуры. День сакуры стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи. (Показ слайдов) Японские здания – это тоже чудо. Храм пагода похож на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые вверх концы, как будто они улыбаются или юбочками кружат на ветру. На концы кровли иногда вешают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Внутри домика все просто: нет стен, а есть только ширмы, на которые прежде наклеивалась рисовая бумага. Рамы- стены передвигаются в любом направлении. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Отодвинув стенку – ширму, легко впустить в дом ветки сада и оказаться на террасе. Японцы не религиозны. Но вместо икон в каждом японском доме есть алтарь красоты – ниша (такэнома), где стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение. Когда внутри горит свет, такой домик похож на легкий, воздушный фонарик. (Показ слайдов) Объяснение задания. Какой интересный рассказ мы услышали о Японии. Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Какие особенности этой страны вы запомнили? (Горные хребты с заснеженными вершинами, зелёные садики, цветущие вишни, дама с улыбающимися крышами.) Объединив всё вышесказанное можно воссоздать японский пейзаж с постройками, с садами и цветущими вишнями. Выполняя работу, помните, что японцы тонкие ценители красоты. Каждая деталь в вашем рисунке должна быть продумана. Художник должен обладать умением видеть невидимое. Самостоятельная работа. Дети работают акварелью по сырой бумаге. В классе приглушенно звучит музыка. По мере завершения работ дети вывешивают их на магнитную доску, а затем отмечают наиболее удачные из них. Итог урока. Анализ ошибок. Оценка работ учащихся. - что интересного вам запомнилось из нашего путешествия по Японии? - как называется искусство составления букетов? (Ответы учащихся) На следующем уроке мы продолжим знакомиться с замечательной страной Японией, с ее искусством и культурными традициями. Домашнее задание. Подобрать материал о национальной одежде Японии – кимоно. Наш урок окончен, до свидания! |