Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Древние образы в современных народных игрушках"»
Тема:Древние образы в современных народных игрушках.
Класс 5
Учитель: Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслан)
Тип урока: изучение новых знаний
Технология: проблемное обучение, проектная деятельность
Цель: сформировать понятие о народной игрушке, её видах (Дымковской, Каргопольской, Филимоновской).
Задачи: - формирование навыков работы различными художественными материалами - развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и
эстетический вкус; -воспитывать интерес и любовь детей к народной игрушке.
Планируемые результаты:
Предметные
получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;
аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;
познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;
самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;
определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;
Наглядно-демонстрационный материал: выставка глиняных игрушек;иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Приветствие .Проверка готовности к уроку)
2. Актуализация опорных знаний.
(Слова учителя)
Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
- На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. - Назовите предметы, украшаемые древними образами.
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
- Сегодня мы продолжим рассматривать произведения народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. В далекие времена, человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному и стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
(Учитель обращает внимание учащихся на игрушки из глины) - Как вы думаете , что это? (игрушки). - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дети предполагают. Учитель озвучивает тему урока).
- Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи. (Учащиеся ставят задачи)
Например: 1. изучить виды народной игрушки. 2. выявить их особенности.
3.выполнить рисунок.
3.Формирование новых знаний.
- Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер. - В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. - Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. - В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
- Сегодня мы познакомимся с разными видами глиняных игрушек: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской. – На уроке вы будете исследователями и мастерами. – Каждая группа подготовит информацию о своей игрушке. (работа с учебником 1 группа стр. 68 – филимоновская, 2 группа стр.70- каргопольская, 3 группа стр.71- дымковская)
-При этом каждый заполняет лист-памятку по игрушкам .
Название игрушки
Филимоновская
Каргопольская
Дымковская
Где зародилась
Деревня Филимоново
Тульская область
Русский Север
Каргопольский район
Архангельская область
Дымковская слобода
г.Вятки
(ныне г.Киров)
Форма. Отличительные
особенности.
Вытянутые пропорции.
Мягкие очертания
Изящные,
Всегда со свистульками
Приземистые
Фигурки людей и животных
Силуэты плавные
И округлые
Множество лепных деталей(косички, воланы, жгутики)
Основные цвета
Малиновый. Красный, жёлтый и изумрудно-зелёный
Яркие или приглушённые
Яркие цвета
План работы с информацией:
История возникновения.
Какие использовались образы (барышни, козлики, индюки).
Какие применялись цвета.
Какой использовался орнамент (ромбы, квадраты, черточки).
(Информация из учебника для учащихся.)
Дымковская
Дымковскую игрушку изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).
Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Филимоновская
Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.
Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.
В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Каргопольская игрушка
На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.
(обучающиеся показывают на карте место положения города).
- Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.
Символика цвета:
Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.
Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.
Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.
Зеленый – символ жизни, земли, пашни.
Синий – символ неба
Черный – символ земли.
Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.
4.Закрепление пройденного материала.
(По таблицам на доске учащиеся определяют орнамент, игрушку и их соответствие)
(Можно предложить самим выполнить силуэты, а можно обвести шаблоны)
Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».
Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.
7. Итоги урока. Рефлексия.
Учащиеся анализируют свои работы.
Затем предлагается обменяться работами и оценить друг друга (взаимопроверка).
- Подводим итог.
Работы вывешиваются на доске.
- Ребята вам понравились работы?
- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)
Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экранана доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
- Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.
8. Домашнее задание. Подготовьте сообщение о других народных игрушках.