Конспект урока по ИЗО в 7 классе.
Тема: Красота фигуры человека в движении.
Цель: Научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.
Задачи: Закреплять знания о пропорциях тела человека. Совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека разными изобразительными материалами (цветная бумага) и способами (аппликация). Развивать зрительную память, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность. Вид работы: коллективная.
Оборудование для учащихся: цветная бумага, альбом, карандаш, ножницы, клей.
Оборудование для учителя: шаблоны частей фигуры человека, презентация о красоте человеческого тела в движении, основание для коллективной работы (плакат с изображением олимпийских игр в Древней Греции).
Ход урока:. Орг момент. Построение темы урока. - Сегодня мы с вами продолжаем тему изображения человека. На уроке мы выполним аппликацию, и затем каждый своего человека поместит на общее панно. Панно на тему олимпийских игр в Древней Греции. Изображать будем один из самых сложных для художников объектов – человека в движении. также узнаем, что такое скульптура. Ознакомимся с его видами. 2. Изучение нового материала. В рисовании художник доверяет своему непосредственному восприятию с натуры. Но это возможно лишь при знании строения и пропорций человеческого тела, правил при изображении человеческих фигур в композиции, особенно если фигуры располагаются на разных расстояниях от зрителя и в разных позах.
Проведем анализ анатомического строения тела человека на примере одного из учащихся.
- В каких местах тело человека подвижно? (в суставах)
- Какие участки не изменяются при движении? (предплечье, запястье, верхняя часть спины, бедро, голень). Художники должны помнить наизусь мерки пропорции тела человека. Фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, правдивостью изображения. В различные времена у разных народов создавались каноны и модули пропорций тела человека.
МОДУЛЬ – это еденица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.
КАНОН – это система типичных размеров тела, принимаемая за образец.
Современный канон построен на модуле, равном высоте головы, как величине постоянной (22 см).
У человека высокого роста (180 см и выше) голова укладывается во всей фигуре 8 раз (соотношение 1:8), среднего роста (165 – 180) – 7,5 раз (соотношение 1:7,5), у низкорослых (ниже 165) – 6 – 7 раз (соотношение 1:7).
Пропорции человеческого тела, начиная с рождения непрерывно меняются, так голова новорождённого составляет ¼ часть от всей длинны тела.
- Посмотрите на бегущего человека , что вы можете сказать о его фигуре, движениях. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму. А из каких же материалов изготавливаются скульптуры? выполняются из твёрдых или пластических материалов — глины, воска, камня, металла, дерева, кости. Кого изображают при создании скультур? изображение человека, животных и очень редко, иных предметов природы. Как же называют человека посвятившего себя искусству скульптуры? Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором. Ребята, скульптура в свою очередь делится на виды в зависимости от назначения. Вид скульптуры, которая обозрима со всех сторон, называется круглой скульптурой (статуя или композиция). Трёхмерный объём скульптуры — очень важен. Таким образом, обходя работу, создаётся максимально чёткое представление о задумке автора. А сам образ по-разному воспринимается с разных точек зрения и рождаются новые впечатления. Это также достигается за счёт переходов света и тени. Рельефом называется вид скульптуры, в котором фигуры и предметы на плоскости выступают из неё. Фоном рельефа могут служить выступающие изображения (пейзажи, архитектура). Рельефные изображения не могут выглядеть объёмно. Часто при создании рельефов используется цвет. Родин у рельефа несколько: Древний Египет, Ассирия. Развитие подхватили Древняя Греция и Древний Рим. У рельефа есть «младшие братья». Барельеф — разновидность выпуклого рельефа. В нём изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефы украшают стены многих зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи. Горельеф — высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Это больше всего походит на круглую скульптуру. Был наиболее распространён в искусстве Древнего Востока. Сегодня используется как часть архитектурного декора. Станковая скульптура — род скульптуры самостоятельного значения. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры. Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф). К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Монументальные скульптуры рассчитаны на восприятие с больших расстояний Поэтому выполняется она из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь). Устанавливаются монументы на больших открытых пространствах. Большое значение придаётся активному силуэту и обобщённой трактовке объёмов. Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм — самый популярный вид скульптуры. Она родилась ещё на заре человечества, её находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожжённой глины, резьба по дереву, кости, обработанные камни. статуэтки, декоративные медальоны, памятные медали, Они изготавливаются в большом количестве и рассчитаны на широкое распространение. К мелкой пластике также относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ, фарфоровые статуэтки. -Ребята чем же отличаетсяживопись от скульптуры? Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность. Практическая деятельность. Переходим к выполнению работы. Ваша главная задача передать всю красоту, изящность человеческого тела в движении.
Разбираем шаблоны, лучше сначала сложить человека на столе.
Затем обводим детали на цветную бумагу и наклеиваем в альбом.
Далее вырезаем своего человека и помещаем его на коллективное панно, выбрав ему соответствующее место.
- Посмотрите ещё раз, внимательно на положение тела бегущего человека.
4. Домашнее задание нарисовать человека в движении 5.Итоги урока.
- Что особенно удалось в работе?
- Какие трудности возникали при работе?
- Получилось у нас передать события тех далёких времён, что получилось особенно удачно на панно?
- Что бы вы изменили, если бы выдался случай ещё раз выполнять такую работу? |