Сообщение темы, постановка цели Наденешь ее - и тебя не узнать, Ты – рыцарь, бродяга, ковбой... Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь – вновь станешь собой. (Маска) Посмотрите-ка, какая — Вся горит, как золотая, Ходит в шубе золотой, Хвост пушистый и большой. (Лиса) Ребята, актер в театре играет разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? Что из этого мы с вами можем изготовить? Сформулируйте тему урока. | 1. Решают задачи: отгадывают загадки, обоснование ответов 2. Осмысление понятий, обоснование своего мнения 3. Выдвигают гипотезы, выполняют практическое задание, делают выводы. | |
Перед тем как изготавливать маски давайте поговорим о них подробнее. (Презентация) 1 слайд. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. 2 слайд. Мамска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях 3 слайд. У каждого народа были свои маски. 4, 5 слайд. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. 6 слайд. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. 7, 8 слайд. Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. 9 слайд. Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты 10 слайд. Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. 11 слайд. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. 12 слайд. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски. Маски бывают самые разные, они могут изображать: героев фильмов, зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц Маска выражает характер персонажа! В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска). 13 слайд. Маски бывают плоские и объёмные. 14 слайд. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. | Обсуждают эскизы масок, отвечают на вопросы, делают выводы.
Индивидуально создают карнавальную маску, самостоятельно выбирают художественный образ, подбирают материалы. | Презентация “Слайды театральных масок” 14 слайдов |
Что бы маску изготовить, Себя нам надо подготовить. Физминутку проведем И немного отдохнем. Встали, плечи опустили, Грусть – печаль изобразили. Развели подальше руки, Не будем умирать от скуки. Радость на лице у вас – Покажите мне сейчас! Если чем-то удивились, То в лице вы изменились. Руки кверху поднимите – Удивленье покажите. Рассердились вы на что-то Сделайте мне три притопа. Брови сдвинули, оскал. Ну, и «злючим» класс наш стал! Если хитрый весельчак, Сделает он просто так: Подмигнули, улыбнулись. И на место все вернулись. | Ребята повторяют. | |
В игровой форме «Маска, кто ты?» угадываем образное решение масок, отмечаем в маске декоративность, передачу характера и эмоционального выражения лица. Выявляем пробелы, неверные представления, корректируем их. Карнавальная маска — декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые предстают добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т. д. Легко ли вам было отгадать образ? В чем трудности? Какие допустили ошибки? Какие внесли бы изменения, дополнения? | Оценивают собственную учебную деятельность и всего класса: свои достижения, причины неудач.
| |
Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, “черновик” художника. Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля. На сегодняшнем уроке мы с вами должны придумать и нарисовать полу маску. А сейчас вы должны нарисовать эскизы масок – сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют маски, учитель ходит по классу и если надо помогает.) | Самостоятельная, творческая работа детей. | Играет музыка Вивальди «Времена года» |