kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Художники фронтовики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование чувств гордости за героическое прошлое Родины через произведения искусств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Художники фронтовики"»

Частное общеобразовательное учреждение

РЖД Начальная школа-детский сад №34

Ссылка на сайт https://fgosonline.ru/nachalnoe/drevnyaya-ellada-drevnegrecheskaya-arhitektura/



Художники фронтовики







Педагог: Семянникова Ирина Аркадьевна.

Первая квалификационная категория.







г. Челябинск, 2026

План конспект урока: «Художники фронтовики»

Цели:

Воспитание у учащихся чувства патриотизма;

Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;

Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;

Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.

Задачи:

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, презентация, аудиозапись музыки фронтовых лет.



Ход урока:

- Целью искусства зачастую становится необходимость сохранить в памяти, донести до потомков те события, которые никогда не должны быть забыты.  Эти события могут быть и радостными, торжественными, но могут выражать боль и скорбь целого народа. Одним из таких трагических событий была Великая Отечественная война.

-  Ребята как вы думаете, как искусство помогает сохранить память о важных исторических событиях? (ответы детей: картины, рисунки)

- Да вы правы, образы войны дошли до нас в рисунках и картинах художников-фронтовиков. Они были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Художникам нужно было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения, но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и сознания высокого патриотического долга.

Кроме написания картин художники так же оформляли плакаты, агитационные листовки, газеты, рисовали открытки и занимались созданием стратегических рисунков.

- Плакат- это цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом.

Уже на второй день войны уже появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев «Кукрыниксов». Название творческого коллектива «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Михаил Куприянова (1903–1991) и Порфирий Крылова (1902–1990) а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова (1903–2000). 

В дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Демьян Бедный, Самуил Яковлевич Маршак, Василий Иванович Лебедев-Кумач, художники, Павел Соколов-Скаля, Михаил Михайлович Черемных, творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев «Кукрыниксы» и многие другие. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.

Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Выбившиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемые ветром концы платка, создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

С плаката художника Дементия Алексеевича Шмаринова «Отомсти» на зрителя смотрит женщина. Она стоит на пепелище, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»

Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы.

Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра». Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади Днепра. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.

Но были и те, кто не расставался с карандашом во время привалов и длительных переходов и тем сохранил для потомков лица боевых товарищей, мирных граждан, сцены сражений – все то, что они видели своими глазами. За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу. В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942)



О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.

Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».



Практическая часть урока: дети на формате А-4 рисуют цветными карандашами агитационный плакат. (Приложение 1)

Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся. (Приложение 2)

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Название каких плакатов вы запомнили?

- Ребята, у всех все сегодня получилось? Кто считает, кто выполнил свою работу аккуратно и правильно поднимите правую руку, а у кого сегодня получилось не все так как нужно, но он будет в следующий раз стараться поднимите левую руку.































Приложние 1















Приложение 2





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Художники фронтовики"

Автор: Семянникова Ирина Аркадьевна

Дата: 30.09.2025

Номер свидетельства: 674912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). "
    ["seo_title"] => string(141) "razvitiie-sviaznoi-riechi-sochinieniie-na-tiemu-soldaty-otiechiestva-zhivut-v-nashikh-sierdtsakh-po-kartinie-b-niemienskogho-dykhaniie-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "241439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445252044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Мы помним! Мы гордимся! "
    ["seo_title"] => string(23) "my-pomnim-my-ghordimsia"
    ["file_id"] => string(6) "118657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413209662"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Сценарий к Международному женскому дню  «Женщина – великое слово» "
    ["seo_title"] => string(74) "stsienarii-k-miezhdunarodnomu-zhienskomu-dniu-zhienshchina-vielikoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "128138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415443966"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеклассное занятие по теме: "Вечер памяти Владимира Высоцкого" "
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie-zaniatiie-po-tiemie-viechier-pamiati-vladimira-vysotskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219878"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434398253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства