Просмотр содержимого документа
«"Художники фронтовики"»
Частное общеобразовательное учреждение
РЖД Начальная школа-детский сад №34
Ссылка на сайт https://fgosonline.ru/nachalnoe/drevnyaya-ellada-drevnegrecheskaya-arhitektura/
Художники фронтовики
Педагог: Семянникова Ирина Аркадьевна.
Первая квалификационная категория.
г. Челябинск, 2026
План конспект урока: «Художники фронтовики»
Цели:
Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Задачи:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, презентация, аудиозапись музыки фронтовых лет.
Ход урока:
- Целью искусства зачастую становится необходимость сохранить в памяти, донести до потомков те события, которые никогда не должны быть забыты. Эти события могут быть и радостными, торжественными, но могут выражать боль и скорбь целого народа. Одним из таких трагических событий была Великая Отечественная война.
- Ребята как вы думаете, как искусство помогает сохранить память о важных исторических событиях? (ответы детей: картины, рисунки)
- Да вы правы, образы войны дошли до нас в рисунках и картинах художников-фронтовиков. Они были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Художникам нужно было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения, но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и сознания высокого патриотического долга.
Кроме написания картин художники так же оформляли плакаты, агитационные листовки, газеты, рисовали открытки и занимались созданием стратегических рисунков.
- Плакат- это цветной настенный рисунок с агитационным или иным текстом.
Уже на второй день войны уже появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев «Кукрыниксов». Название творческого коллектива «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Михаил Куприянова (1903–1991) и ПорфирийКрылова (1902–1990) а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова (1903–2000).
В дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Демьян Бедный, Самуил Яковлевич Маршак, Василий Иванович Лебедев-Кумач, художники, Павел Соколов-Скаля, Михаил Михайлович Черемных, творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев «Кукрыниксы» и многие другие. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу.
Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Выбившиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемые ветром концы платка, создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
С плаката художника Дементия Алексеевича Шмаринова «Отомсти» на зрителя смотрит женщина. Она стоит на пепелище, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы.
Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра». Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади Днепра. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Но были и те, кто не расставался с карандашом во время привалов и длительных переходов и тем сохранил для потомков лица боевых товарищей, мирных граждан, сцены сражений – все то, что они видели своими глазами. За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу. В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.
О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).
Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».
О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942)
О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.
Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».
Практическая часть урока: дети на формате А-4 рисуют цветными карандашами агитационный плакат. (Приложение 1)
Подведение итогов урока
Выставка работ учащихся.(Приложение 2)
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Название каких плакатов вы запомнили?
- Ребята, у всех все сегодня получилось? Кто считает, кто выполнил свою работу аккуратно и правильно поднимите правую руку, а у кого сегодня получилось не все так как нужно, но он будет в следующий раз стараться поднимите левую руку.