kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Повторить с учащимися понятие «жанр» в изобразительном искусстве;

Просмотр содержимого документа
«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.»

10



Урок ИЗО в 7 классе.

«Роскошный пир для очей».

Карл Иванович Брюллов

об исторических картинах.

План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель ИЗО МБОУ «Туманинская основная общеобразовательная школа» Шахунского района Кудрявцева Вера Ханифовна
Дата декабрь 2013
Вид занятий

Беседа об искусстве в 7 классе.
Тема урока:
«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох».

Цели:

Повторить с учащимися понятие «жанр» в изобразительном искусстве;

Сформировать представление об историческом и мифологическом жанре в живописи;

познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.


Оборудование:
Для учителя. Компьютер, экран, презентация.

Для учащихся. Тетради, ручки.

Зрительный ряд:

Веласкес «Сдача Бреды»;

А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»;

Валентин Серов «Петр I»;

Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве»;

Сергей Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

Николай Рерих «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская»;

Апполинарий Михайлович Васнецов «Москва конца XVII века», Константино-Еленинские ворота», «Всехсвятский монастырь века».

С.Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество».


План урока
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение материала — 40 мин.

А) О понятии «Жанр»;


Б) Исторический жанр:

1) в эпоху Возрождения Диего Веласкес;

2) Антон Павлович Лосенко(XVIII в);

3) в искусстве XX века:

В. Серов «Петр I»;

Л. Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве»;

С.Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

4) Исторический пейзаж


В) Мифологический жанр:

1) Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество».

2) Джорджоне «Спящая Венера»;

3) Веласкес «Вакх».
3. Завершение урока — 2 мин.


Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку).

  1. Вводное слово учителя.

Слово «жанр» произошло от французского genre, т.е. «род», «вид». Жанр представляет собой исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темой и объектом изображения. Сюжетно-тематический жанр разделяют на исторический, мифологический, бытовой, батальный.

Понятие «жанр» появилось в живописи не так давно, однако жанровые различия в живописи отмечаются с давних времен. Его формирование как целостной системы началось в Европе в XV-XVI вв. и завершилось в середине XVII в. Мастера изобразительного искусства стали разделять жанр на высокий и низкий в зависимости от выбранной темы и сюжета изображения.

К высокому жанру относили исторический и мифологический, к низкому – пейзаж, портрет, натюрморт.



Исторический жанр.

Этот жанр посвящен историческим событиям и персонажам, ему свойственна монументальность, т.е. содержание, выраженное в величавой пластической форме, проникнутой героико-эпическим началом и пафосом утверждения положительного идеала. Довольно долгое время он развивался в настенной живописи.

Исторический жанр зародился в древности, соединяя в себе реальные исторические события с мифами. Именно поэтому картины данного жанра нередко насыщены мифологическими и библейскими персонажами.

Сюжеты античной мифологии, христианских легенд являются основой для создания картин исторического жанра.

Исторические события находили своё отражение в скульптурах Древней Греции, рельефах Древнего Египта, где изображались сцены военных походов, триумфов.

В средневековом искусстве Европы исторический жанр выражался в миниатюрах хроник, в иконах.


В станковой живописи исторический жанр сложился в эпоху Возрождения (XVII-XVIII вв.).

Испанский художник Диего Веласкес.

Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь - именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Веласкесу несказанно повезло. Придворный живописец, проводящий жизнь в общении с монархами, имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.

Такое исключительное признание Веласкес получает вполне заслуженно. Одарённый необыкновенным талантом художник в течении всей своей жизни оттачивает своё мастерство и, благодаря чрезвычайному трудолюбию, со временем достигает наивысших творческих вершин.

Диего Веласкес создал одну из первых реалистических станковых картин «Сдача Бреды». Полотно предназначалось для украшения зала королевского дворца в Мадриде. Картина представляет собой драматический эпизод войны между Испанией и Голландией, когда испанская армия завоевала крепость в голландском городе Бреда. Художник изобразил победителей без привычной торжественности, беспристрастно. На правой части картины мы видим стройные ряды испанцев, подчеркнутый характер их армии.

На левой части расположены голландцы. В самом центре картины художник изобразил коменданта крепости и испанского предводителя. Своей работой Веласкес показывает не только испанских победителей, но и голландцев, которые с честью выполнили свой гражданский долг, не стыдясь поражения.(1, с 98,99)


Картины исторического жанра чаще всего наполнены драматическим содержанием, они показывают нам всю глубину человеческих отношений, в них ярко выражены идеи высокого патриотизма, национальной позиции.

Мастер исторического жанра художник Антон Павлович Лосенко создал прерасную композицию на национальную тему «Владимир и Рогнеда».

Работа изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир принудительно взял себе в жены, разбив войско её отца и братьев.(1, с99).



Посмотрите на работу Антона Павловича Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».


Картина служит наглядным примером основных принципов, принятых в исторической живописи. Построение картины довольно интересно – слева и справа по краям полотна размещены второстепенные персонажи, на втором плане картины сосредоточено основное действо. Этот приём характерен для исторической живописи. (1,100)


В искусстве XX века исторический жанр воспринимался художниками как интерес к старине, духовной автмосфере прошедшей эпохи. (1, с 100).

Валентин Серов «Петр I», Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве», Сергей Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».


Валентин Александрович Серов «Петр I».

артина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии "школьных картин" по русской истории. "Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные "птенцы", с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии", -писал о картине Александр Бенуа. "Гений - парадоксов друг" - Серов увидел Петра в том парадоксальном "двуединстве", которое у Бенуа выражено словами "спаситель и каратель" и которое с разительной точностью и лаконизмом сформулировано Пушкиным в Полтаве: 

...Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза. 

Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же "ужасное и прекрасное", как и он сам, творение - Петербург. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, "по мшистым, топким берегам", к которым подступают, "котлом клокоча и клубясь", тяжелые невские волны. На дальнем же плане - панорама города, ряд построек вдоль берега реки, среди которых возносится сверкающий, словно озаренный солнцем, проглянувшим вдалеке во время грозы, шпиль Петропавловского собора. Эта панорама, эта бледно-сиреневая вода, цвет которой столь резко контрастирует с общим тоном картины, напоминают несколько условную театральную декорацию, на фоне которой разворачивается действие. Известно, что строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем было завершено лишь почти десятилетие спустя после смерти Петра. Зрелище на дальнем плане - прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пылко, горделиво.

Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве».


В 1901 году написана самая очаровательная и живая, самая рябушкинская из его историко-бытовых картин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». На полотне возникает перед нами допетровская Москва, далекая и вместе с тем осязательно трепетная, красочно-полнокровная. Вечер ранней весны. В серо-зеленоватую дымку погружается деревянная улица древней Москвы. Вечерние сумерки окутывают бревенчатые стены домов, покрытую снегом улицу с весенней лужей. Только вдали на куполах и барабанах церквей догорают красно-оранжевые лучи солнца. И среди этой тишины, среди мягкой дымки вечера вдруг возникает яркое сияние праздничного поезда. Красная карета, красно-оранжевые и желто-золотистые кафтаны, пестрые одежды женщин – все сливается в единый цветовой аккорд. Стремительно, как быстро исчезающее видение, проносится поезд. Легко скользят фигуры людей, кареты, лошади..


Сергей Васильевич Иванóв «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии,гротеска. (5, Википедия)


Исторический пейзаж.

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и даёт ему определенную эмоциональную оценку.

Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Рериха и Апполинария Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Рерих пишет изборские башни, крест на Труворовом городище, позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская».



Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины.

Апполинарий Михайлович Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века. (2, с 93,94).





Москва конца XVII века Константино-Еленинские ворота Всехсвятский монастырь века

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в искусстве Китая ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень рдухотворёны и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.

В европейском искусстве вплоть до XVI в. пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Предпосылки для формирования жанра пейзажа складываются в эпоху Возрождения. Почему это происходит? Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной перспективы, пейзаж становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В то же время выявляется различие подхода к образу природы у итальянских художников и мастеров Северного Возрождения. (4, с 109).


Бенуа Александр Николаевич «Парад при Павле I»

Картина Александра Бенуа Парад в царствование Павла I входила в серию полотен на сюжеты из русской истории заказанных художнику в 1907 году историком С. А. Князьковым.

Художник переносит зрителя в конец XVIII столетия. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей наблюдает за происходящим. Представители царской династии изображены верхом на конях. Фигуры всадников полны комичного величия. Они высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от ужаса под испепеляющим взглядом монаршей особы.

На переднем плане картины Парад в царствование Павла I Александр Бенуа изображает шлагбаум. Введение в композицию этого предмета достаточно символично. С одной стороны он не позволяет зрителю погружаться в происходящее, с другой закрывает выход императору: на заднем плане полотна, на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка - здесь в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора Павел I будет убит офицерами.



Васи́лий Ива́нович Су́риков 


  То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.

    На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!


И всё-таки особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине или скульптуре рассказывается о жизни далёкого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.(3, с 198).


Мифологический жанр

Постепенно становясь самостоятельным жанром, в XVII в. пейзаж ещё сохраняет связь с исторической или мифологической картиной. Природа представала на холсте не в своём обыденном облике, но как некий прекрасный мир. Таковы пейзажи Клода Лорена, французского художника, работавшего в Италии.. В его картинах – волшебная страна, где живут мифологические герои («Пейзаж с похищением Европы», «Утро в гавани», «Полдень», «Вечер», «Ночь»). Это идеальный пейзаж, образ мечты, идиллии. (4, с 110).

Пейзаж с похищением Европы Утро в гавани Полдень


Вечер

С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.


Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды. Яркими представителями данного вида жанра являются Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество»; Джорджоне «Спящая Венера», Веласкес «Вакх». (1, с 100).


Боттичелли «Рождение Венеры»

Исскуство Италии 15 века. Ренессанс.


 Картина «Рождение Венеры» далека от языческого воспевания женской красоты: художник стремится восславить красоту духовную, а обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, которые не нуждаются в украшениях. Венера изображена стыдливой девушкой с робкой печалью в глазах.

Одной из главных идей картины является идея рождения души из воды во время крещения. Природа представлена своими основными стихиями – воздухом, землей, водой. Легкий ветерок, навеваемый Эолом и Бореем, волнует море, изображенное голубовато-зеленой поверхностью со схематическими знаками волн. Три ритмических эпизода с различной интенсивностью развиваются на фоне широкого морского горизонта: дующие ветры, Венера, выходящая из раковины, и служанка, принимающая богиню в украшенное цветами покрывало – символ земного покрова. Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Он чувствуется и в изгибе юного тела богини, и в кудрявых прядях ее золотистых волос, красиво развевающихся на ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы.

Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество».

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.

Картина художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Размер работы мастера 108,5 x 75 см, холст, темпера. В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Эту священную сцену явления в мир Спасителя художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота. Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки. Ангелы в небе кружат в экстатическом хороводе. Вихрь их одеяний обрисован пронзительно четкой линией. Фигуры отчетливо выступают на фоне голубизны и золота неба. На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие.



Джорджоне «Спящая Венера»


Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом»




Веласкес «Вакх»

Триумф Вакха Пьяницы. Картина написана, или, во всяком случае,закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет. Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как иего спутник сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.

Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко и выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка, в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы. Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют возвышенное и низменное. В его изображении Вакх плотный юноша, с мирным простодушным лицом приобрел чисто человеческие качества.





  1. Рефлексия.



Ответьте на вопросы:


- Назовите испанского живописца, придворного художника короля Филиппа IV, который писал картины на религиозные, мифологические, исторические темы, сюжеты из народной жизни («Вакх», «Сдача Бреды», «Иннокентий Х», «Пряхи» и др.)

А) Б.Мурильо;

Б) Л. Де Моранс;

В) С.Коэльо;

Г) Д. Веласкес.


- Кто из русских художников – классицистов написал картины «Зевс и Фетида», «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»?

А) Г.И.Угрюмов;

Б) Д.Г.Левицкий;

В) И.Н.Никитин;

Г) А.П.Лосенко.

  1. Подведение итогов урока.








Литература:

  1. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 192 с.

  2. Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Л.А. Неменской. В 2 ч. Ч. I / Сост. М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96 с.

  3. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

  4. Уроки изобразительного искуства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [ Л.А.Неменская, И.Б.Полякова, Т.А.Мухина, Т.С. Горбачевская]; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012. - 159с.

  5. http://ru.wikipedia.org/ Википедия. Сергей Иванов.

  6. http://images.yandex.ru/yandsearch? серов художник

  7. http://images.yandex.ru/yandsearch? Николай Рерих

  8. http://images.yandex.ru/yandsearch? Апполинарий Михайлович Васнецов

  9. http://images.yandex.ru/yandsearch? бенуа александр николаевич

  10. http://webstarco.narod.ru/ Бенуа «Парад при Павле I

  11. http://www.centre.smr.ru «Боярыня Морозова» картина Сурикова

  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лорен «Полдень»

  13. http://gallerix.ru/storeroom

  14. http://images.yandex.ru/yandsearch Сандро Боттичелли


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Автор: Кудрявцева Вера Ханифовна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Дополнительная общеразвивающая программа "Малая Третьяковка" "
    ["seo_title"] => string(73) "dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma-malaia-triet-iakovka"
    ["file_id"] => string(6) "176400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424414726"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства