Цель урока: изучить традиционное искусство Японии.
Задачи:
Обучающие:
Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом.
Определить эстетические принципы японского искусства.
Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от западноевропейского искусства.
Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.
Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
Развивающие:
Развитие эстетического вкуса;
Расширение кругозора;
Развитие связанной речи;
Развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы;
Развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитать толерантное отношение к культурам других народов.
Оформление и оборудование:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство Востока»
Цель урока: изучить традиционное искусство Японии.
Задачи:
Обучающие:
Определить национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом.
Определить эстетические принципы японского искусства.
Сформировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, музыка и танец, определить отличие от западноевропейского искусства.
Знать, какие виды искусства характерны только для Японии.
Охарактеризовать особенности таких видов искусства, как нэцке, икебаны, оригами, бонсай. Рассмотреть жанровые особенности японской гравюры.
Развивающие:
Развитие эстетического вкуса;
Расширение кругозора;
Развитие связанной речи;
Развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы;
Развитие творческих способностей.
Воспитательная: воспитать толерантное отношение к культурам других народов.
Оформление и оборудование:
Презентация по теме, репродукций японской живописи, раздаточный материал( у каждого ученика), наглядные образцы японских видов искусства( нэцке, оригами, бонсай)
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.
Методы и приемы:
Вступительное слово учителя.
Индивидуальные выступления учеников,
Работа с раздаточным материалом,
Элементы мультимедийной лекции.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций. Мы уже с вами изучили культуру Индии и Китая. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение культур Востока и Запада. Мы восхищаемся шедеврами искусства Востока не меньше, чем искусством Древнего Египта, Античности и Средневековья. На примере культуры Японии мы можем увидеть, как сошлись Восток и Запад, однако это заимствование чужого не лишало Японию ее оригинальности. Взяв самое лучшее из других культур, Япония смогла сохранить свою индивидуальность, создать и развить традиционные искусства, присущие только ей. Как вы думаете. Какова будет тема нашего урока? Правильно: «Традиционное искусство Японии».
Тема записывается в тетради, далее внимание обращается на план урока:
План урока ( записывается в тетради):
Эстетические принципы японского искусства.
Традиционные виды искусства:.
Архитектура Японии.
Скульптура Японии.
Японская живопись и графика.
Традиционные японские виды искусства:
Икебана.
Нэцке.
Оригами
Бонсай
Объяснение нового материала (лекция с показом презентации).
1. Япония-Страна восходящего солнца, ее древнее название « Непан». Это островное государство, его природа прекрасна и изменчива. Но красота эта коварна: 80 % территории страны непригодна для жизни, в год Японию сотрясают до 1500 землетрясений и цунами. Непростые условия жизни не могли не повлиять на формирование культуры этой страны. Давайте заглянем в удивительный мир японской культуры.
У японских мастеров всегда были свои представления о красоте и окружающем мире, отличные от понимания их другими народами. Девиз японских художников звучит так:
« Не сотвори, а найди и открой!»
2. Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. В японском языке не было термина «искусство». Искусство не понималось как создание чего-то нового, оно понималось как продолжение жизни, т.е. произведение искусства естественно рождается, проявляется, как и все в этой жизни, оно живет, дышит. Произведение искусства – не самоцель, а лишь средство раскрытия истины, достижения единства с миром. Главное – не форма, а дух. Р.Тагор писал, что японцы превратили свою жизнь в искусство, хотя точнее было бы сказать, что японцы превратили искусство в жизнь.
Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности, неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по-японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. По мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Красота - есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.
V. Давайте рассмотрим особенности японской архитектуры. На примере традиционного японского дома( презентация). Какие особенности вы замечаете? Чем обусловлены эти особенности? ( ответы учеников).
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой.Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.
Давайте подробнее познакомимся с шедеврами японской архитектуры.
Индивидуальное сообщение учащегося о шедеврах архитектуры Японии.
Скульптура — самый древний вид изобразительного искусства Японии. В те времена, помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного искусства на всех континентах. Позже, скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак , бронза, глина. Из них начинают делать миниатюрные скульптуры-нэцке. В скульптуре высотой в три- четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. Первоначально, нэцке использовали как брелок-подвеску. С помощью скульптурки на пояс крепились разнообразные предметы, необходимые японцу. Дело в том, что в традиционномяпонском костюме нет карманов. Давайте рассмотрим нэцке подробнее. (презентация, демонстрация копий нэцке)
Индивидуальное сообщение учащегося об особенностях скульптуры Японии.
Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием, сегодня можно видеть не только в Киото, но и во многих провинциальных монастырях.
Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан. Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие, а состояние души. 16 столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов.
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-XIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья. В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро. Давайте рассмотрим основные сюжеты японской живописи( самостоятельная работа с учебником)
VII. Познакомимся с традиционными японскими видами искусства.
ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут». В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками. ( презентация)
ОРИГАМИ- традиционное японское искусство создания оригинальных поделок из бумаги без использования клея и ножниц( презентация, наглядные изделия).
БОНСАЙ-миниатюрные деревья-воссоздание природы в миниатюре.
VIII, Заключительное слово учителя.
История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды:
"Восток есть Восток, а Запад есть
Запад, и они никогда не сойдутся".
Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. Эта страна способна усваивать достижения других культур, однако, активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности.
IX. Домашнее задание:
Найдите значение терминов: -сакура, ханами, самурай, сумо. Об одном из них расскажите подробнее.