Урок – презентация по изобразительному искусству в 9 классе (дистанционно) по теме « Графика. Средства выразительности: линия». Объяснение материала проводится в программе Microsoft Power Point. На данном уроке учащийся получат возможность рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников, приобретать представления о выразительности графических возможностей как выражении эмоций, чувств и впечатлений художника, учится выбирать характер линий для создания собственных образов в рисунке.
В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Графика. Средства выразительности: линия». »
Тема: «Графика. Средства выразительности: линия».
Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, ее видами и характером выразительности.
Задачи урока:
Личностные:
- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.
Метапредметные:
-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Предметные:
-сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
Организационный этап.
Этап мотивации и актуализации знаний
-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф, слайд № 1).
- О чём пойдёт речь? (о линии)
- Можно ли определить тему урока?
(Формируемые умения: умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа).
Постановка учебной задачи
Чтобы точнее сформулировать тему, обрати внимание на эпиграф.
Действительно, сегодня мы будем говорить о средствах выразительности: линии. Тема урока так и называется - «Графика. Средства выразительности: линия».
Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики). Слайд № 2,3
- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно). Слайд № 4,5
- Какие виды рисунка ты знаешь? (Набросок, зарисовка, эскиз). Слайд № 6
- Как ты думаешь, с чего начинается рисунок? (С линии).
4. «Открытие» обучающимся нового знания
Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.
- Какие линии ты знаешь? Какими могут быть линии по начертанию? (длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.). Слайд № 7.
Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…». Слайд № 8.
-Как ты понимаешь слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).
- У линии может быть характер? А какой характер может быть у линии? Давай наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.
- Что мы обозначаем линией? Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.
- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует? (Линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее). Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.
Первичное закрепление
Слайд 9. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.
- Какие впечатления у тебя от этого женского образа? (предполагаемые ответы : нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).
Слайд 10. Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять отнеё». «Голубь мира» П.Пикассо.
- Что ты видишь в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (Очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в изображение голубя). Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.
Слайд 11. Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)
Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.
Слайд 13. «Танец» П.Пикассо.
- А что ты можешь сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?
Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».
Динамическая пауза
Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.
Творческая практическая деятельность.
Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.
Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.
Рефлексия деятельности
Выставка работ учащихся.
Рефлексия.
(Формируемые умения: Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).
Закончить фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
Заключительное слово учителя.
Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».
Сегодня на уроке ты убедилась, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.
Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.