kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Графика. Средства выразительности: линия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – презентация по изобразительному  искусству в 9 классе (дистанционно) по теме « Графика. Средства выразительности: линия».  Объяснение материала проводится в программе Microsoft Power Point. На данном уроке учащийся  получат возможность рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников, приобретать представления о выразительности графических возможностей как выражении эмоций, чувств и  впечатлений художника, учится выбирать характер линий для создания собственных образов в  рисунке.

В системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии:  влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Графика. Средства выразительности: линия». »


Тема: «Графика. Средства выразительности: линия».

Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, ее видами и характером выразительности.

Задачи урока:

Личностные: 

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные: 

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Предметные: 

-сформировать  понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Этап мотивации и  актуализации знаний

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф, слайд № 1).

- О чём пойдёт речь? (о линии)

- Можно ли определить тему урока?

(Формируемые умения: умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа).

  1. Постановка учебной задачи

Чтобы точнее сформулировать тему, обрати внимание на эпиграф.

Действительно, сегодня мы будем говорить о средствах выразительности: линии. Тема  урока так и называется - «Графика. Средства выразительности: линия».

Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики). Слайд № 2,3

- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно). Слайд № 4,5

- Какие виды рисунка ты знаешь? (Набросок, зарисовка, эскиз). Слайд № 6

- Как ты думаешь, с чего начинается рисунок? (С линии).

4. «Открытие» обучающимся нового знания

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

- Какие линии ты знаешь? Какими  могут быть линии по начертанию? (длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.). Слайд № 7.

Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…». Слайд № 8.

-Как ты понимаешь слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

- У линии может быть характер? А какой  характер может быть у линии? Давай наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

- Что мы обозначаем линией? Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует? (Линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее). Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника. Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

  1. Первичное закрепление

Слайд 9. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

- Какие впечатления у тебя от этого женского образа? (предполагаемые ответы : нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

 Слайд 10.  Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять отнеё». «Голубь мира» П.Пикассо.

- Что ты видишь в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (Очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в  изображение голубя). Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

 Слайд 11. Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

                «Певучим медленным овалом

                  Пленительно обведена,

                  Встаёт виденьем небывалым

                  Белее лилии – она.

                  Голубки нежной трепетаньем

                  Её лицо окаймлено,

                  И вся она – любви сиянье,

                  Зарёй вошедшее в окно…»

        

Слайд 12. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

   Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 13. «Танец» П.Пикассо.

- А что ты можешь сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Динамическая пауза

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

  1. Творческая практическая деятельность.

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера  добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

  1. Рефлексия деятельности

  1. Выставка работ учащихся.

  2. Рефлексия.

(Формируемые умения: Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Заключительное слово учителя.

        Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

        Сегодня на уроке ты убедилась, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Графика. Средства выразительности: линия».

Автор: Лазарева Наталья Ивановна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Графика. Средства выразительности: линия». Презентация "
    ["seo_title"] => string(57) "grafika-sriedstva-vyrazitiel-nosti-liniia-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "137469"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417356754"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по ИЗО Беседа о натюрморте «Натюрморт в графике»."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_izo_biesieda_o_natiurmortie_natiurmort_v_ghrafikie"
    ["file_id"] => string(6) "408202"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491838680"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "2 класс.  Урок №29. Презентация к уроку «РИТМ ЛИНИЙ И ПЯТЕН, ЦВЕТ – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОЙ КОМПОЗИЦИИ»"
    ["seo_title"] => string(113) "2-klass-urok-29-priezientatsiia-k-uroku-ritm-linii-i-piatien-tsviet-sriedstva-vyrazitiel-nosti-liuboi-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "263760"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449591690"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Презентация к уроку изобразительного искусства ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_izobrazitelnogo_iskusstva_vyrazitelnye_vozmozhnosti_grafic"
    ["file_id"] => string(6) "594510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1639411929"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "109539"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404727574"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства