Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. - Проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Проверим на месте ли - «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их. Сегодня вам не обойтись без той, которая - «Над бумажным над листом машет весело хвостом. И не просто машет, а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её. А дневники на месте? Покажите их. | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. | Личностные УУД:сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность | Чтение стихотворения. Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. | Проявляют интерес | Личностные УУД: раскрытие личностного смысла процесса учения Познавательные УУД: обеспечение эмоционального благополучия детей. |
Актуализация знаний учащихся Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление, сформулировать тему и учебную задачу урока | 1.Вступительное слово о древних образах русского народа [4]. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Посмотрите, пышный хвост У него совсем непрост Точно солнечный цветок, А высокий гребешок? (Петушок) Красной краскою горя, Как корона у царя (индюк)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога (баран).
Посмотрите, что за … Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! (конь) Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! (Барыня) 2. Задает мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? 3. Показывает презентацию (вспоминаем территориальную расположенность школ игрушек, их закономерности повторяем образы) 4. Подводит детей к выводу: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба). Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах Он качает головой Посмотрите я какой!
Яша-дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке!
Индя-индя-индючок! Ты похож на сундучок Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой!
5. Распределяет учащихся по группам и назначает экспертов в каждой группе. | 1. Отгадывают загадки 2. Вспоминают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах. 3. Формулируют под руководством учителя цель, определяют учебные задачи на урок. | Познавательные УУД: формирование навыков работы с информацией, Регулятивные УУД: выделение и осознание учебного материала предыдущего урока, понимание и принятие учебных задач. Коммуникативные УУД: развитие умения вступать в диалог Личностные УУД: направленность на процесс познания Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса |
Открытие нового знания. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1.Организует проблемное объяснение нового материала, начинает с вопроса: «Какую закономерность вы увидели у каждой школы по изготовлению игрушек?». 2. Задает вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. 3. Ставит художественную задачу. 4. Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка) | 1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 2. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов с использованием опорных таблиц | Личностные УУД: освоение культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Регулятивные УУД: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
Закрепление новых знаний и способов действий. Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | Предлагает самим выполнить роспись игрушки, используя традиции одного из промыслов (для каждой группы своя) - Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую. Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её. Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите. 2. Обеспечивает контроль за выполнением задания. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. | ЛичностныеУУД: развитие интереса к новому способу действия по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки). Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: -умение организовать свою деятельность, -осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. |
Подведение итогов практической деятельности. Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты. | 1. Выставка работ учащихся. - Наша выставка сегодня пока ещё передвижная. - Ребята по рядам показывают свои работы и вместе с учителем выбирают лучшие работы. (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.) 2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании. 3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль. | 1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. 2. Эксперты выставляют оценку в своей группе | Познавательные УУД: формирование умения сравнивать цель и результат Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля по результату. |
Информация о домашнем задании Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | Дает дифференцированное ДЗ. Представление права выбора ДЗ. Составить ребусы или кроссворд по теме «Дымковская игрушка», красочно оформить. | Делают выбор ДЗ, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: обсуждение вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществление выбора в выполнении ДЗ. |
Рефлексия Выявить уровень достижения учебных задач урока. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? - А сейчас вы будете играть в «Молчанку». Я задаю вопросы, а вы отвечаете молча. Если вам понравилось, то поднимаете вверх 2 руки и молча изображаете, что кричите «Ура!». Если не всё понравилось, то поднимаете 1 руку. 1). Вам понравилось наше путешествие? 2). Вам понравилось расписывать дымковские игрушки? 3). Вы любите получать пятёрки? - откройте дневники и все поставьте «5». Я пройду и распишусь. - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо. (Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест) Уборка рабочих мест:вылить воду, поставить баночки в коробку, каждый ученик кладёт свой альбом на тумбочку. | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Прибирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - использование речи для регуляции своего действия Регулятивные УУД: - объективная самооценка результатов своей деятельности. |