kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Глиняные народные игрушки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дает представление об элементах дымковской, каргопольской и филимоновской росписи,  и дети научатся выполнять декоративную работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Глиняные народные игрушки»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №58» имени Г.Д. Курнакова

Учитель Волкова А.Г.

Открытый урок по изобразительному искусству.


Тема в 5 классе: «Древние образы в современных народных игрушках»

 

Цель урока:

  • Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

  • Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

  • Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

  • Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения:

  • Информационно-коммуникативный

  • Деятельностный

  • Проблемный

 

Оборудование: компьютер, экспозиционный экран, диск с фильмом «Народные художественные промыслы», презентация «Глиняные игрушки», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, таблицы по народным промыслам.

Изделие: (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения: узнают об элементах дымковской, каргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек;

регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы [1].

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности.

Таблица 1

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 

Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.

Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

 

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

- Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверим на месте ли

- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.

Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

 И не просто машет, а бумагу мажет.

 Красит в разные цвета.

 Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

А дневники на месте? Покажите их.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

 

Личностные УУД:сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация

 

Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность

Чтение стихотворения.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны 
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества.

Проявляют интерес

 

Личностные УУД:

раскрытие личностного смысла процесса учения

Познавательные УУД:

обеспечение эмоционального благополучия детей.

 

Актуализация знаний учащихся

 

 Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление, сформулировать тему и учебную задачу урока

1.Вступительное слово о древних образах русского народа [4].

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок?

(Петушок)


Красной краскою горя,

Как корона у царя (индюк)



Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (баран).



Посмотрите, что за …

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

(конь)

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

(Барыня)

2. Задает мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве?

3. Показывает презентацию (вспоминаем территориальную расположенность школ игрушек, их закономерности повторяем образы)

4. Подводит детей к выводу: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.



У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!



Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!



Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!



5. Распределяет учащихся по группам и назначает экспертов в каждой группе.

1. Отгадывают загадки

2. Вспоминают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах.

3. Формулируют под руководством учителя цель, определяют учебные задачи на урок.

Познавательные УУД:

формирование навыков работы с информацией,

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учебного материала предыдущего урока, понимание и принятие учебных задач.

Коммуникативные УУД:

развитие умения вступать в диалог

Личностные УУД:

направленность на процесс познания

Личностные УУД:

развитие учебно-познавательного интереса

 

Открытие нового знания.

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.

Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

 

1.Организует проблемное объяснение нового материала, начинает с вопроса: «Какую закономерность вы увидели у каждой школы по изготовлению игрушек?».

2. Задает вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

3. Ставит художественную задачу.

4. Посмотрите внимательно еще раз на игрушки и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка)

1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

2. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов с использованием опорных таблиц

 

Личностные УУД:

освоение культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Регулятивные УУД:

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Закрепление новых знаний и способов действий.

 

Установить правильность и осознанность изученного материала.

Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.

Предлагает самим выполнить роспись игрушки, используя традиции одного из промыслов (для каждой группы своя)

- Я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки, создать свою роспись, не похожую ни на какую другую. Каждый из вас может воспользоваться готовой моделью игрушки, выбрать ту, которая вам больше понравилась и расписать её.

Поощряются работы, в которых вы самостоятельно нарисуете модель игрушки (барыня, индюк и др.) и распишите.

2. Обеспечивает контроль

за выполнением задания.

 

1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.

ЛичностныеУУД:

развитие интереса к новому способу действия по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки).

Коммуникативные УУД:

учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

-умение организовать свою деятельность,

-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Подведение итогов практической деятельности.

 

Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты.

1. Выставка работ учащихся.

- Наша выставка сегодня пока ещё передвижная.

- Ребята по рядам показывают свои работы и вместе с учителем выбирают лучшие работы. (Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании.

3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

2. Эксперты выставляют оценку в своей группе

Познавательные УУД:

формирование умения сравнивать цель и результат

Коммуникативные УУД:

рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД:

осуществление пошагового контроля по результату.

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

Дает дифференцированное ДЗ. Представление права выбора ДЗ.

Составить ребусы или кроссворд по теме «Дымковская игрушка», красочно оформить.

Делают выбор ДЗ, задают вопросы.

Коммуникативные УУД:

 обсуждение вариантов ДЗ.

Регулятивные УУД:

осуществление выбора в выполнении ДЗ.

Рефлексия

 

Выявить уровень достижения учебных задач урока.

Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.

Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

- А сейчас вы будете играть в «Молчанку». Я задаю вопросы, а вы отвечаете молча. Если вам понравилось, то поднимаете вверх 2 руки и молча изображаете, что кричите «Ура!». Если не всё понравилось, то поднимаете 1 руку.

1). Вам понравилось наше путешествие?

2). Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?

3). Вы любите получать пятёрки?

- откройте дневники и все поставьте «5». Я пройду и распишусь.

 - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.

(Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест)

Уборка рабочих мест:вылить воду, поставить баночки в коробку, каждый ученик кладёт свой альбом на тумбочку.

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.

2. Прибирают рабочее место.

 

Коммуникативные УУД:

- использование речи для регуляции своего действия

Регулятивные УУД:

- объективная самооценка результатов своей деятельности.

 

 

Ссылки на источники

  1. ФГОС ООО

  2. Б.М. Неменский Программа Изобразительное искусство и художественный труд, 5-9 классы -М.:Просвещение,2010.

  3. Сборник нормативных документов. Искусство/сост. Э. Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.

  4. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.














































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Глиняные народные игрушки»

Автор: Волкова Алина Геннадьевна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка. "
    ["seo_title"] => string(60) "narodnaia-ighrushka-riazanskogho-kraia-vyrkovskaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "114841"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411672969"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "материал к уроку "Русская народная игрушка" "
    ["seo_title"] => string(46) "matierial-k-uroku-russkaia-narodnaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "229145"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441630649"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Познавательная игра "Русская народная игрушка" "
    ["seo_title"] => string(51) "poznavatiel-naia-ighra-russkaia-narodnaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "244285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445899021"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие для 3 класса  "Поле чудес". Тема "Народная игрушка" "
    ["seo_title"] => string(82) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-3-klassa-polie-chudies-tiema-narodnaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "135062"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416848065"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Древние образы в русской народной игрушке. "
    ["seo_title"] => string(46) "drievniie-obrazy-v-russkoi-narodnoi-ighrushkie"
    ["file_id"] => string(6) "243159"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445631189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства