Цель:
- Закрепить знания учащихся о пропорциях фигуры человека из пластилина, с передачей характерного движения;
- закрепить алгоритм лепки фигуры человека.
Задачи:
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формировать художественные знания, умения и навыки;
- формировать художественно-творческую активность;
Подготовка к уроку
для учеников: пластилин, стеки, салфетки сухие и влажные, дощечки для лепки
для учителя: видеоролик, макет спортивной площадки, алгоритмы лепки (для детей), рисунки на доске.
Ход урока
I. Теоретическая часть
Организационный момент (1-2 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Изображение фигуры человека в скульптуре». И приурочим его к спортивным событиям, которые пройдут в нашей стране. А какие это события? Назовите, пожалуйста.
Ответы детей (Чемпионат Мира по футболу)
Каких известных спортсменов России вы знаете?
А наших спортсменов-земляков с Урала вы знаете? Назовите.
Ответы детей
Предлагаю посмотреть видеоролик о спорте и спортсменах (2-3 мин. В самом ролике показаны спортивные достижения известных спортсменов России, Урала и учеников нашей школы)
Сегодня перед вами стоит непростая задача. Перед вами макет спортивной площадки. Но чего-то (кого-то) не хватает.
Ответы детей (спортсменов)
Мы сегодня будем лепить фигуры людей-спортсменов. На прошлых уроках, вы уже знакомились с пропорциями человеческой фигуры, рисовали ее, выполняли аппликацию, учились лепить и сегодня все эти знания и умения мы повторим и закрепим в лепке.
Давайте вспомним пропорции фигуры человека. (Рисую на доске голову и спрашиваю ее соотношение к росту человека; чему равна длина туловища, длина ног, ширина плеч, высота шеи. Где находятся колени, локти).
Ответы детей. (Соотношение головы к росту человека 7/1, Длина туловища равна длине ног, шея равна третей части высоты головы, ширина плеча равна ширине головы. Длина рук, примерно равна длине ног и доходит до середине бедра. Колени - посередине ноги. Локти на уровне талии.
- Но мы сегодня будем не рисовать, а лепить, поэтому все части тела будут объемные. (Рисую на доске овальные части тела)
- Итак, с чего мы начнем лепить? Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Первая группа составит алгоритм лепки фигуры человека с помощью карточек (на каждой карточке указано действие)
Другая группа составит алгоритм действия с помощью уже нарисованных частей тела (туловище, голова, шея, руки, ноги).
Учащиеся на доске выполняют задание.
II. Практическая часть
- Последовательность мы с вами повторили, теперь будем лепить. Разогрейте в ладошках пластилин. Распределите его по массам частей тела (кусок поделить на три части: 1- для туловища, 2- для рук, 3 для ног, голову ладони и стопы или обувь лепить из других отдельных кусков). Фигурки будем лепить небольшие, чтобы были более устойчивые и свободно разместились на нашей площадке. Можете слепить фигурку, имитируя на ней пластилиновую одежду т.е. используйте цветной пластилин. Посмотрите на образец. Верхняя часть тела (туловищ) выполнена из цветного пластилина, а нижняя из другого.
Ученики приступают к работе: разминают пластилин, распределяют по частям соответственно массе тела. Лепят.
Во время лепки смотрите на алгоритм действий. (Леплю вместе с детьми. Использую разные приемы: подсказку, напоминание, поощрение, индивидуальный подход).
III. Заключительная часть
После выполнения, предлагаю ребятам проанализировать работы и расставить фигурки на спортивной площадке.
Учащиеся анализируют работы, обставляют фигурками площадку. Идет обсуждение и предложения ребят.
« Ребята, вам нравится наша площадка? Хотите, чтоб такая же была в нашей школе? Давайте предложим наш изготовленный макет с вашими работами, как проект обустройства школьного стадиона». Благодарю детей за работу. Выставление отметок.
Урок закончен. Дети убирают рабочие места.