Цели: Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Древние образы в народном искусстве»
Тема: « Древние образы в народном искусстве».
Цели:
Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей.
Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
Оборудование.
У учителя: презентация по теме «Древние образы в народном искусстве», зрительный ряд на тему «Декоративно-прикладное искусство», зрительный ряд работ учащихся на тему, раздаточный материал — карточки с изображением солярных знаков, заготовки с изображением предметов народного быта.
У учащихся: простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, масляная пастель.
Актуализация опорных знаний.Зрительный ряд: предметы декоративно-прикладного искусства. Задание: рассмотрите изображение предметов, представленных здесь и скажите, что их объединяет. Что изображали народные умельцы? Какие элементы изображений повторяются?
Формулирование темы урока. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?
Это и предстоит нам сегодня выяснить. Итак, тема нашего урока: «Древние образы в народном искусстве».
Формирование новых знаний.
Вступительное слово учителя.
С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.
Чего хотел человек? Чтобы светило солнце, дающее свет и тепло, чтобы вовремя шел дождь, чтобы земля давала богатый урожай. Люди считали, что если изобразить свои желания, то они непременно сбудутся.
Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
Показ презентации.
В первом слайде вы видите изображение предметов быта, кто узнал, что это за предмет? Это лопасть прялки, верхняя ее часть, к которой привязывалась кудель – сырье для получения нити. Чем украшена лопасть? Что изображают эти символы?
Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали узор.
Цвет тоже имел символическое значение:
Чёрный – символизировал землю;
Жёлтый – солнце;
Красный – жизнь.
Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.
Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в виде разветвлённого растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами и плодами.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни. В поэтических представления народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал дорогу вешним водам.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.
Закрепление знаний в виде подвижной игры. Учитель раздает карточки с изображением символов. По команде учителя учащиеся собираются в группы в соответствии с изображенным предметом. Всем классом оцениваем результат. Какая стихия изображена на ваших карточках?
Гимнастика для глаз. Учитель показывает изображение солярного знака на карточке. Учащиеся «рисуют» глазами изображение знака.
Практическая работа. Давайте мы представим себя на месте древних умельцев и украсим предметы народного быта узорами из солярных знаков. Вот несколько работ, выполненных учащимися. Показ зрительного ряда.
Задание. Украсить орнаментом предмет народного быта. Учитель акцентирует внимание на следующем:
На партах изображение предметов народного быта. Это кувшин (ребята показывают), ложка и ендова (чаша с носиком для разлива напитков – предназначалась для праздничных столов).
С обратной стороны подписываем работу.
Узор выстраиваем в полосе, нарисованной простым карандашом. Подумайте, какие цвета можно использовать в работе, а от применения каких лучше воздержаться.
Материалы: простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, масляная пастель.
Итог урока по вопросам учителя.
Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось сегодня на уроке?
Что ещё хотели бы узнать по этой теме?
Домашнее задание: Закончить рисунок, подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок, принести альбомы, простые карандаши, цветные карандаши.