Автор: Ситник Елена Анатольевна, учитель изобразительного искусства , МБОУ СОШ №2г. Вяземского, Вяземского муниципального района, Хабаровского края
Урок изобразительного искусства, система Л.В. Занкова, программа С.Г. Ашиковой.
1 класс. Тема урока «Дизайнер». Раздел 3 тема урока 6.
Планируемый результат:
Планируемый предметный результат:
Иметь общее представление о профессии художника-дизайнера, истории и ее развития и современных направлениях.
Личностные универсальные учебные действия-
У обучающегося будут сформированы:
Эмоциональное восприятие образов, отраженных в произведениях изобразительного искусства
Обучающийся получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника, ответственности, целеустремленности и положительного отношения через авторство творческих работ.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
На доступном уровне осуществлять планирование своей деятельности
Осуществлять выбор способов работы материалов для достижения результата
Обучающийся получит возможность:
Организовывать собственную творческую деятельность
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
Ориентироваться на первоначальном уровне в информационном материале и иллюстративном материале учебника.
Обучающийся получит возможность:
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа и синтеза, делать несложные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
Вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками.
Формулировать собственные мысли.
Обучающийся получит возможность научиться:
Проявлять инициативу для улучшения качества выполнения работы
Возможные виды деятельности учащихся:
Знакомство с профессией художника-дизайнера.
Изготовление веера.
Знакомство с разными способами работы с бумагой.
Ход урока:
Организационный момент.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- С таким хорошим настроение мы начинаем наш урок.
Актуализация знаний детей.
Учитель: - Сегодня на уроке, мы продолжаем на разговор о профессии художника, он не только может писать картины о природе, городах, людях. Он может создавать вещи и предметы, которыми будет удобно пользоваться людям, но они будут еще и красивы и нужны. Это профессия художника- дизайнера. Дизайнер работает в разных областях: он создает машины, одежду, вещи, предметы быта и многое другое.
(Просмотр работ дизайнеров)
- Но, сейчас мне хочется рассказать о совсем маленькой и нужной вещи. 3000 лет назад этот предмет придумали впервые китайские художники-дизайнеры .Он появился не случайно, а как защита от солнца и способ привлечь прохладу. Он был изготовлен из бумаги. С годами они превратились в произведения искусства.
- Как вы думаете, о каком предмете идет речь?- детские варианты ,один из них- веер
Давайте посмотрим на веера.
Во время просмотра фотографий с разными веерами. Обращается внимание на его цвет, украшения, оформление. На веерах есть иероглифы. Иероглиф для слова "веер" обозначает тот же звук, "добро" , "хорошо". Поэтому считается, что веера приносят удачу, выражая щедрость судьбы.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Итак, тема нашего занятия: Сегодня мы постараемся увидеть и понять красоту этого удивительного предмета, постараемся оценить его ценность в жизни. И создадим свой веер. Именно веер, является прообразом кондиционера.
- Еще одна важная особенность профессии дизайнера – это работа с творческим источником.
Творческий источник – им может стать любое явление природы, настроение, стихия… Это то, что подсказывает путь, вдохновляет и направляет – ведет к конечному результату
3.Работа по учебнику: Среди иллюстраций в учебнике есть фотографии творческих источников
– Сколько видов вееров можно видеть на иллюстрациях? (Венецианский, складной, японский )
– Какой веер из представленных в учебнике понравился больше всего, и хотелось бы его иметь?
4.Выполнение творческих работ. На этом этапе урока учащиеся осуществляют планирование своей деятельности иполучают возможностьорганизовывать собственную творческую деятельность
Возможно, посадить детей по группам, по разновидности изготовления вееров. Пока одни делают фон с помощью фломастером, другие работают штих-коректором. В результате будут 3 группы.
Переходим на с. 75 «Выражение». В круге показаны необходимые для работы материалы: бумага цветная двухсторонняя; графитный и цветные карандаши; фломастеры; штрих-корректор; деревянные шпажки; ножницы; клей и скотч.
Повторение правил техники безопасности при работе с бумагой.
Рис. 1–2. «Венецианский веер». Нужна плотная черная бумага или белый ватман, окрашенный тушью с обеих сторон; цветной карандаш белого цвета и штрих-корректор на водной основе с кисточкой.
На расправленном листе формата А-4 черной бумаги белым карандашом делается произвольный рисунок из плавных линий. Линии могут пересекаться, быть длиннее и короче, толще и тоньше и напоминать стебли вьющегося растения, например, вьюнка. Может быть, рисунок и с растительным орнаментом Рисунок надо сделать с обеих сторон. Затем взять штрих-корректор и простыми движениями создать отпечатки листиков. Кисточка прикладывается на линии белого карандаша. Если несколько отпечатков кисточки положить рядом, то уже получится цветочек. Если этой же кисточкой касаться бумаги только кончиком в вертикальном положении, то на бумаге останутся маленькие белые точки. Все зависит от замысла самого ребенка.
Таким образом, окончательный рисунок будет состоять из четырех элементов: 1) тонкие плавные линии, слегка приглушенные; 2) яркие листики; 3) цветочки; 4) точки. В совокупности они дают ажурный узор, напоминающий кружева.
Итак, фон для веера готов. Вопрос классу: Как же можно сделать веер? Повторяем правила работы с бумагой: Сгибания, сложение, скручивание. (Приемы можно показать на бумаге)
Вопрос классу: Какой прием нам подойдет? (Детские варианты - нужно сложит гармошкой). Нужно сказать ребятам, чтобы не забыли загнуть конец гармошки, немного отступив от края – получится ручка, которая соберет «гармошку» у основания и позволит противоположному краю максимально раскрыться. Место сгиба можно украсить лентой, бантиком.
Рис. 3–4. «Складной веер». Для этого понадобятся: лист цветной бумаги формата А4; ножницы; тонкий скотч; клей, карандаш; деревянные шпажки; фломастеры или шариковая ручка. Лист цветной бумаги можно предварительно украсить на свое усмотрение фломастерами или шариковой ручкой, графитным карандашом или просто раскрасить белый лист цветными карандашами, как на картине Огюста Ренуара «Девушка с веером» (с. 74 репродукция 4). Графитным или цветным карандашом нужно провести на листе горизонтальную линию так, чтобы уменьшить ширину листа и отрезать полоску. Получатся два прямоугольника – широкий и узкий. Из широкого мы сделаем веер на уроке, а из узкого тоже можно сделать даже два маленьких дома или в классе, если успеете. Широкую часть листа надо сложить «гармошкой». С помощью скотча или небольших кусочков воскового пластилина в лунки прикрепить деревянные шпажки, внешние концы которых собираются вместе и скрепляются скотчем. Место соединения можно украсить на свое усмотрение. Для маленьких вееров вместо шпажек подойдут зубочистки. А оставшуюся узкую полосу бумаги надо будет разрезать пополам по высоте прямоугольника.
Рис. 5–7. «Японский веер». Японцы первые придумали складной веер, но, несмотря на это, мы будем делать японский веер плоский, но с узором цветущей сакуры (японская вишня). Для этого нам понадобятся: плотный лист красной бумаги или картона, лучше двухстороннего; деревянные шпажки, скотч; штрих- корректор или белая гуашь с кисточкой; фломастеры или коричневая (черная) гуашь. На красном листе картона или плотной бумаги нарисуйте форму будущего веера, подсмотреть его варианты можно на с. 74 «Впечатление» на картине Клода Моне «Японка». На стене комнаты, в которой позирует девушка в кимоно, развешаны плоские веера различной формы. Внутри выбранной формы надо расположить ветку дерева, которая начинается в левом нижнем углу и тянется вправо. Обратите внимание на то, что вначале толщина ветки больше, а далее она утончается. От ветки отходят более тонкие веточки, но немного.
Теперь с помощью ватной палочки и белой гуаши надо расставить на этой ветви бутоны: ватную палочку опустить в гуашь, немного покружиться, вынуть и прижаться к веточке в вертикальном положении, затем просто оторвать палочку от листа – получится ровный белый кружочек, а если этой же палочкой с гуашью немного покружиться, то кружочек будет большего размера. Если пять кружочков собрать вместе по форме цветка – получится цветок сакуры. Цветы и бутоны, так же, как и ветви, располагаются от частого в левой стороне рисунка к редкому количеству – уже справа на ветках. Рисунок выполняется только с одной стороны.
Рис. 6. После того как краска высохнет, надо вырезать форму веера; перевернуть ее на обратную сторону и прикрепить 3 шпажки с помощью скотча, равномерно распределив их: 2 по краям и 1 посередине. Рис. 7. Концы шпажек скрепляются скотчем.
Важно помнить, что каждый вариант имеет свой творческий источник.
5.Выставка детских работ.
Просмотр детских вееров. Возможно, ученики рассказывают о собственной творческой деятельности и демонстрируют свои шедевры.
6. Рефлексия : На партах учеников таблица:
Узнал что-то новое
Научился
Расстроился
Я
Получил радость
Удивился
Ничего не понял
Ребята выражают свое мнение.
- Этот урок научил нас, что все, что человек фантазирует, должно иметь и имеет творческий источник, благодаря которому происходит развитие и обновление мира по законам красоты.
Успехов будущим дизайнерам! Спасибо за урок! Ребята, с вами очень интересно было работать. 7.Уборка рабочих мест