Литературный ряд: стихотворение «Кружевница» Анны Корнет.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии, «Коробейники».
Ход урока.
1.Организационное начало урока. Приветствие.
-Мы встретились сегодня в этот час.
Я рада вас приветствовать. Поверьте.
Взгляните, что же окружает нас.
Узоры здесь и там, повсюду.
2. Завязка.
-Посмотрите внимательно на доску.(рисунки, изделия, ёлочные украшения…)
-Для чего всё это создано?
-Правильно, ребята, все эти предметы созданы для украшения одежды, ёлки, книги и т. д. Всё это создано руками художника. Художник берёт бумагу, кисти, карандаши и начинает создавать эти удивительные вещи. Их нет в реальной жизни. Для их создания художнику необходима … .
- правильно художнику необходима фантазия. Если мы объединим эти два слова, то получим название раздела.
На доске появляется запись» Украшение и фантазия»
-Послушайте, пожалуйста, сказку и сформулируйте тему нашего урока.
Жили-были в сказочном Ледяном царстве Снежная королева и её падчерица- принцесса Снежинка. Королева была волшебницей. По взмаху её хрустальной палочки над всем царством кружились снежинки и медленно падали на землю, укрывая её белым пушистым покрывалом. Когда королева сердилась, то дул сильный ветер, и снежинки кружили вьюгой.
Принцесса любила смотреть на снежинки, удивлялась, какие они хрупкие и красивые. Она хотела сама овладеть той же волшебной силой, что и королева, но мачеха тщательно хранила свою волшебную тайну. Однажды, когда принцесса любовалась снежинками, королева разгневалась и прогнала свою падчерицу из царства.
Идет принцесса по лесам, полям, а королева следы ее заметает. Устала принцесса, из сил выбилась. И вдруг на опушке леса видит маленькую избушку. Еле она до избушки добрела, в дверь тихонько постучала. А в этой избушке жила добрая Фея. Накормила она принцессу, обогрела и стала спрашивать, кто она и откуда.
Рассказала ей свою историю принцесса снежинка и заплакала. «Не печалься, - сказала ей Фея,- я твоему горю смогу помочь. Я научу тебя такому ремеслу, что твои снежинки не растают никогда, и всегда будут приносить радость людям».
-Как вы думаете, какому ремеслу обучила фея принцессу?
На доске появляется слово «кружева». Родина Вятского кружева - слобода Кукарка ( ныне город Советск) Отсюда из затерянного среди вятских лесов уголка России, распространялось оно во все концы страны. Легкое, воздушное, похожее на чудо, кружево, сплетенное из хлопчатобумажных, шелковых, льняных ниток руками простых женщин, покоряло сердца великосветских красавиц, и они щедро украшали им наряды. До нас дошло преданье, что якобы в 18 веке указом Петра Первого был выслан в Вятскую губернию плотник и поселился в Кукарке, а с ним его жена голландка. Она-то и научила местных женщин плести кружева. Долгое время единственным районом кружевоплетения была Кукарка и окружающие ее селения. Женщины в основном работали по готовым рисункам – стокам. Самостоятельно составлять рисунки могли не многие.
Но вот кружевоплетение на Вятской земле получает широкое распространение и развитие. У всех кружевниц России инструмент для работы один – коклюшки, которые изготавливают из тех пород деревьев , у которых звон приятней, а кружево в каждой области свое. И вятское особенное. Иногда насчитывают 5,7 и более переходов от одного орнамента к другому. Необыкновенное изящество наших кружев, несомненно, связано с красотой вятской природы. Даже в названиях рисунков орнамента слышится вятский говор: «околенки», «масленки», «Кудрявые дуги». Мастерицы передают украшению силу растений, красоту весенней расцветающей природы, что придает работам изящество и строгость.
3. Выход на проблему.
-Отгадайте загадки.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на руке.
Всё сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(снежинки)
Текут ручьями снег и лед,
Свои все знают сроки,
И выглянул из-под сосны
Цветочек синеокий.
(подснежник)
Летают, кружатся
На землю ложатся,
С земли не встают
И тут пропадут.
(листья)
-Можно ли увидеть изображения загадок в наших изделиях
-Фантазируя, художник снежинки, цветы и листья преобразует в красоту кружевного полотна. Рассмотрите этот воротник и скажите, какие природные элементы художник использовал в своих изделиях?
Снежинки, луну, листики, веточки.
4.Самостоятельная работа.
Включается музыка «вятские наигрыши».
Конструирование воротничка из бумаги путем складывания, вырезания кружевного воротничка и создания эскиза для сестренки.
Нанесение на воротничок белой гуашью узора.
Узор из таблицы дети выбирают сами.
5.Эпилог, выставка лучших работ.
-Давайте посмотрим, какие получились воротнички?
-Похожи ли ваши работы на настоящие?
-Вспомните, как трудились кружевницы.
-Что на нашем уроке вам показалось особенно интересным?
6.Домашнее задание.
Найти в доме и рассмотреть элементы кружева. О проделанной работе рассказать в классе.