Тема: "Смешные человечки". Пропорции выражают характер.
Цель урока: формирование представления учащихся о понятии «пропорции»; сравнение пропорций человека.
1.Беседа.
Как же появилось первое изображение, мы может только догадываться. Может быть, все началось с просто пятна, которое кто-то оставил на скалистой стене, когда вытер об нее грязные от глины рук.
Давайте заглянем в мастерскую первобытного художника.
Человек еще не умел строить себе жилище и шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но, уже рисовал. И как рисовал! В пещерах первобытного человека, а он жил именно там, были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей.
-Обратите внимание на точность линии, грациозность движения животных. Животные изображались в натуральную величину и очень правдоподобно, т.е. реалистично. Но это рисунки ритуальные, их изображали, когда шли на охоту.
-Но возникает вопрос: у кого учились художники? (у своих учителей)
-Тогда кто же учил первого художника? (природа)
-Действительно, первым учителем для художника была природа. Он не только всматривался в ее творения, но и брал у природы краски.
Это картина И.И.Шишкина"Берёзовая роща"
Но мы свами живем в 21 веке, а не в первобытном обществе. И мы знаем о животных немного больше, чем первобытный человек. Животные, как и люди, бывают смелые, трусливые, добрые, злые.
Художники тоже всегда стараются передать их характер и настроение.
2.Работа по теме урока.
Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает
понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-
то общее.
Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение»,«соразмерность». Сравнивая предметы, окружающие нас, по величине,высоте, ширине, объему, мы можем сказать, что одни из них длинные, а
другие короткие, высокие и низкие, широкие и узкие, большие и маленькие ит.д. Устанавливая соотношения между предметами и между частями формы отдельного предмета, мы выясняем их пропорциональные характеристики. Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а так же между различными объектами.
Сегодня на занятии мы будем рисовать веселых человечков.
Начало работы:
1. Для того чтобы изобразить фигуру человека нужно нарисовать вертикальную черту .
2. Затем вписываем предмет в геометрическую форму.
3. А в заключении округлить ломаные линии, уточнить форму, изобразить мелкие детали и стереть линии дополнительного построения.
Прошу вас не торопиться. И запомните, людей мы всегда начинаем рисовать с головы – поэтому верхняя часть это и есть размер головы. Начертите голову овальной формы.
- Затем начертите туловище, руки, ноги.
Затем нарисуйте глаза, нос, губы, сотрите линии дополнительного построения, а дальше подключите свою фантазию, можете нарисовать прическу, одежду, обувь.
Вот такая у нас должна получиться фигура человека.
Гимнастика для глаз
«Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.
«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка - быстро и легко.
«Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.
«Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы. «Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.