Просмотр содержимого документа
«Творческая композиция»
Рабочая программа предмета по выбору
«Творческая композиция»
(уровень реализации полного курса -1 год)
Автор – составитель преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
Когда готов ученик – готов и учитель.
Мудрость
Творчество базируется на индивидуальном ощущении того,
каким образом должна и может быть решена поставленная задача.
А.К. Буров
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из важнейших задач детской художественной школы является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Для этого следует лучше использовать возможности учебного предмета по курсу «Творческая композиция», которые имеют большое познавательное и воспитательное значение.
Программа предмета по выбору «Творческая композиция», модифицированная по виду, составлена на основе трудов авторов: Г.М. Перевертень «Самоделки из бумаги». 1983г; А.В.Белошистая « Волшебные коврики».2008г; О.Г.Жукова «Волшебные шнурочки». 2008 г; Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер». 1998г; С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство», 2004 г. ставит целый ряд задач дидактического и развивающего характера, предусматривает практическую подготовку учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность программы по данному предмету обуславливается важностью и популярностью декоративно – прикладного искусства для развития и воспитания детей младшего школьного возраста иопределяется тем, что в процессе освоения программы помогает обучающимся создавать графические креативные произведения, выявлять их способности к плоскостному моделированию, организовывать не только интересную, но и крайне полезную деятельность для общего развития. Ведь по степени умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка и её «святая святых» - мозга. Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – и общей двигательной, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует и ощущение, и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Новизна данной программы заключается в том, что она построена по блокам и позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка. В ней представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности – поделки на основе использования плетёного из бумаги «коврика» с элементами квилинга и декупажа. В программе использованы материалы регионального культурно – национального компонента коренных народов Севера.
Цель программы – обеспечить всестороннее развитие детей; побудить к творчеству в доступной для них форме; развитие образного мышления, остроту восприятия окружающего мира, фантазии, воображения; выявить их способности к плоскостному моделированию, гармоничное развитие личности ребёнка средствами художественного образования. А цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. По словам А.Б. Салтыкова «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека»
Задачи
-Знакомство с историей появления бумаги
-Изучение правил техники безопасности
-Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы
-Знакомство с терминами и определениями
-Изучение условных обозначений
-Изучение приёмов плетения из бумаги, бисера, ниток
-Изучение основы гобелена, виды
-Знакомство с историей ткачества в разные времена
-Последовательность выполнения панно в технике бумажного дизайна
-Последовательность выполнения проектов в технике тканого гобелена
-Изучение основ цветоведения
-Знакомство с правилами композиции
-Изучение основ грамотного оформления и наиболее выгодной подачи работ
-Систематический самоанализ работ, устранение ошибок
-Активное участие удачных работ в конкурсах, выставках разного уровня.
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) задание по представлению, беседы о декоративно- прикладном искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами уроков являются игра в воображение, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.
Ведущие педагогические принципы
1. Принцип гуманности основан на уважении личности ученика, признании его права на собственное мнение.
2. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребёнка в учебно - познавательную деятельность.
3. Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление
4. Принцип творчества
5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно- иллюстративный, деятельностный, наглядный.
Формы обучения:
фронтальной,
индивидуальной
групповой. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу.
В содержание уроков будут внесены элементы занимательности, весёлые стихи
Загадки – любимая тема младших школьников. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность.
Наполняемость групп -7-9 человек (в среднем) Занимаясь с такой группой, надо учесть, чтобы каждый ребёнок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы преподаватель мог видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться. Количество учащихся в группе обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер, а также группа может быть смешанной, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников.
Распределение учебного времени: Программа рассчитана для учащихся подготовительного отделения «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе». Учебные занятия проводятся с сентября по май один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Как содержание практических занятий, так и распределение часов по темам может быть изменён в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Набор детей в возрасте 8-10 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. (Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика)
Срок реализации программы – 1 год. Объём курса составляет 34 часа
Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка.
Содержание программы предусматривает теоретические и практические занятия изобразительной творческой деятельности по плетению с различными материалами. Организуя занятия с детьми, надо помнить, что заниматься трудовой деятельностью совсем не просто, а плетение – ремесло довольно высокой сложности. Тем более сложно довести начатое до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать у них положительную мотивацию предстоящей работы. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты»
Для того чтобы обучить ребёнка изготовлению той или иной поделки, в первую очередь преподаватель сам должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому преподаватель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).
Знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения ремесел и видов искусства должно помочь ребенку ощутить себя продолжателем древних традиций, посвященным в вековые тайны творчества и мастерства. Наибольший отклик у детей вызывает не точное копирование образцов, а их переосмысление с точки зрения собственной индивидуальности, реальных жизненных впечатлений, возможности использования современных, доступных материалов.
Расширение представлений об изображаемом объекте не только стимулирует интерес к работе, но и помогает в выборе материалов и самого образа изделия.
Практические же задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приёмы выполнения. А затем они осваивают составление сложных композиций изщзш9 отдельных элементов изображения. В результате учащиеся должны приобрести умение самостоятельно и творчески использовать знания и навыки в будущей своей деятельности. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в использовании, ведь мастерство – это всегда труд, внимание Конкретный анализ целевого назначения изделия помогает по-новому увидеть свою работу.
Данная программа, составленная по интересным блокам, где представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности, помогает учащимся получить не только знания, умения и навыки, но и огромное наслаждение, и восхищение своим творчеством.
. Блок № 1 «Волшебные коврики» Данный блок позволяет детям стать исследователями. Тема исследования – виды плетения и создание поделок на основе использования плетёного из бумаги «коврика». При этом несложное изображение приобретает глубину, необычность фактуры и привлекает своей оригинальностью. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз).
Блок № 2 «Волшебные шнурочки» предлагает превратить занятие в необычную «игру» очень интересную и полезную для развития всех способностей детей, в том числе и умственных. Самый обычный плетёный шнурок превратится в руках учащихся в предмет, достойный восхищения. Результат продуктивной деятельности – привлекательная поделка из разноцветных шнурков, сплетённых обычным вязальным крючком. Основой каждой работы является несложное силуэтное изображение предмета, игрушки, выполненное из разноцветных шнурков, соответствующим образом уложенных и приклеенных к картонной основе клеем ПВА (можно использовать технику «резаная нить»)
Блок № 3 «Мастерилка ниток и бисера» уведёт учащихся в удивительный мир древнего рукоделия, расскажет историю бисера, научит, как слагаются из маленьких бусинок, цветных ниток прекрасные и неповторимые изделия. В своём стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов вдохновенно писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…
Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, изделия свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.
Каждая тема отражает этап выполнения задуманного объекта, какой-либо не сложной его части. В целом должно получиться полноценное декоративное изделие.
Блок № 4 «Бумажный дизайн» предлагает новую форму работы – творческий проект. Учащиеся узнают, что такое бумажная «лоза», раскроют «хитрости и советы» бумажного дизайна, пройдут весь путь от изготовления и покраски бумажных трубочек до выплетания полноценных изделий с использованием элементов квилинга и декупажа.
Итогом изучения этой программы должно стать освоение учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной творческой деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей, допустимо строить план занятий таким образом, чтобы практическая работа занимала не менее 2\3 времени, отводимого на предмет, так как работа в материале требует продолжительного времени, то есть: занятия носят, в основном, практический характер (на теорию отводится 25% учебного времени). В процессе обучения необходимо приучать детей мыслить и трудиться творчески. Можно разрешать учащимся заканчивать отдельные работы дома.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В результате изучения программы учащиеся
знают:
- историю появления бумаги;
-историю возникновения искусства плетения, ткачества в разные времена
-правила техники безопасности во время практической работы;
-инструменты и материалы, необходимые для работы;
-представления о назначении пряжи и ниток;
-термины и определения;
-основы гобелена, виды;
-роль искусства в жизни людей;
-о стилизации изображений;
-традиции и обычаи народов Севера;
-понятие о контрастных цветах, о значении цветоведения;
-новые виды художественной деятельности;
-принцип построения простых схем с постепенным переходом более
сложным;
- приёмы плетения из бумаги, бисера, ниток
умеют:
-владеть шилом, иглой, ножницами;
-делать эскизы, самостоятельно разрабатывать композиции:
-выполнять панно в технике бумажного дизайна
-выполнить проект в технике тканого гобелена
-составлять композиции на свободную тему, соблюдая правила компоновки;
-подбирать цвет ниток и пряжи; подбирать контрастные, оттеняющие друг друга цвета;
-различать изнаночную и лицевую стороны изделия;
-составлять и придумать простые комбинации;
-создавать картины любой сложности, соблюдая правила композиции;
-уметь исправлять допущенные ошибки;
-грамотно использовать в объяснительной и доказательной речи термины и определения;
-использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, аппликации)
-анализировать работы, исправлять ошибки;
- грамотно оформлять и презентабельно преподнести работы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Процесс обучения предмету «Творческая композиция» предусматривает следующие
виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, который проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
рубежный, который проводится после изучения каждого блока;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Способы проверки ожидаемых результатов:
После каждой четверти отслеживается личностный и профессиональный рост ребёнка по следующим параметрам:
-усвоение знаний по базовым темам программы;
-овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;
-развитие художественно – эстетического вкуса;
-формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и трудоспособности.
Используются следующие формы проверки:
.анализ.
мониторинг
выставка
Методы проверки:
наблюдение;
тестирование;
опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
-усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
-личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
«Фенечки» Плетение из бисера. Народные умельцы Югры
1
2
2
8
«Загадочные образы» Украшения из бисера. Инструменты и материалы.
Итоговое занятие
1
3
3
9
Блок № 4
«Бумажный дизайн»
«Карандашница»
Объёмное моделирование
1
3
3
10
«Ваза»
Спиральное плетение. Правила техники безопасности
1
4
4
11
Создание панно с элементами декупажа (тема по выбору)
Итоговое занятие
1
3
3
Итого
33
33
3. СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1 (4 часа) Введение в ДПИ. Блок № 1 «Волшебные коврики»
«Северная фантазия» Цели и задачи программы. Понятие о прикладном творчестве, его роль и значение. Инструменты и материалы для плетения. Прямое плетение. Правила техники безопасности. Экскурсия в выставочный зал. Беседа «Традиции народов Севера»
Задание. Плетение коврика и составление композиции по теме «Северная фантазия».
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 2 (3 часа) «Цветы в вазе» Понятие о моделировании на плоскости. Плетение под углом к основе. Термин «Центр композиции» Технология изготовления плетёного коврика. Организация работы. Создание панно на основе использования плетёного из бумаги «коврика». Итоговое занятие
Задание. Создание панно «Цветы в вазе» (Можно выбрать другие темы)
Материалы: формат А3 или цветной картон, рамка со стеклом размером 30 х40см, цветная бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Задание. Выполнить композицию «Глухарь – зов тайги» («Весёлая улитка») в технике псевдогобелена из разноцветных шнурков.
Материалы: рамка размером 20 х30см, цветной картон, карандаш, ластик, ножницы, клей – карандаш, пряжа разного цвета, крючок № 2,5 или 3.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 4 (3 часа) «Цветные узоры» Беседа «Ткачество в разные времена. Ткачество сегодня». Натяжение нитей основы на раму. Изготовление тканого гобелена. Вплетение различных предметов.
Материалы: рамка 20 х30см. для натяжения нитей основы, пряжа разного цвета, бусы и различные предметы для декора, карандаш, ножницы, линейка.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 5 (2 часа) «Северный олень» Сказка «Чудный олень» Пословицы и загадки. Приметы оленеводов. Привлекательная поделка из разноцветных шнурков, сплетённых обычным вязальным крючком. Техника «Резаная нить»
Итоговое занятие
Задание. Изготовление панно «Северный олень»
Материалы: рамка 20 х30см. для оформления панно, пряжа разного цвета, ножницы.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 6 (2 часа) Блок № 3 «Мастерилка ниток и бисера»
«Браслеты - фенечки» Удивительный мир древнего рукоделия, история бисера, прекрасные и неповторимые изделия из маленьких бусинок, цветных ниток. В своём стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов вдохновенно писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…
Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, изделия свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.
Изучение приёмов плетения по схемам.
Задание. Плетение фенечек из большого числа ниток (6, 8 или 10)
Материалы: английская булавка или зажим, ножницы, иголка швейная, пряжа 3-х, 4-х или 5-ти цветов, бусы и бисер для украшения.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема № 7 (2 часа) «Фенечки» Беседа «Роль искусства в жизни людей» Народные умельцы Югры. Основные сведения о бисере – материале. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Схемы – составление узоров. Полезные советы. Техника низания – плетения. Плетение из бисера
Задание. Плетение фенечек из бисера.
Материалы: капроновая нить или хлопчатобумажная, ножницы, иголка швейная, бусы и бисер.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 8 (3 часа) «Загадочные образы» Бисерная азбука. Загадки. Украшения и объёмные изделия из бисера. Изготовление изделий на проволочной основе (плоские и объёмные игрушки, украшения для заколок, броши, подвески) Инструменты и материалы.
Итоговое занятие Устный опрос по пройденным темам.
Задание. Плетение загадочных образов – оленёнка, бабочки или стрекозки, рыбки или ящерицы, зайчика или кошечки или павлина.
Материалы: капроновая нить или хлопчатобумажная, ножницы, медная проволока, бусы и бисер различной формы и цвета, декоративные пуговицы.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя
Создание изделий способами плетения из бумаги: классический, «верёвочками» и спиральное плетение. Объёмное моделирование. Последовательность работы: изготовление трубочек, плетение из бумаги ( плетение из бумаги предполагает плетение из бумажных трубочек, напоминающих по форме лозу), покраска, лакировка и сушка.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема №10 (4 часа) «Ваза» Спиральное плетение. Декорирование с элементами квилинга. Понятие о вертикальной стойке. Правила техники безопасности
Задание. Плетение вазы из газетных полосок спиральным способом.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька гофрированная бумага и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема № 11 (3 часа) Создание панно с элементами декупажа (тема по выбору)
Плоскостное моделирование. Понятие о технике декупажа. Поэтапное выполнение панно.
Значение цвета при выборе фона. Правило «Обращай внимание на рамочку, придающую работе завершённость»
Задание. Создание панно из газетных полосок спиральным способом плетения с элементами декупажа.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Для преподавателя
-Учебные программы
-Учебно-методические таблицы по цветоведению
-Учебно-методические таблицы по основам ИЗО
-Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству