Статья "Информационные технологии в организации преподавания изобразительного искусства.
Статья "Информационные технологии в организации преподавания изобразительного искусства.
В настоящее время актуальны поиски в области модернизации и обновления общеобразовательной школы. Важно, чтобы школа была адаптирована к возможностям развития и потребностям всех учащихся, а это требует гибкости в организации педагогического процесса, в котором необходимо сочетать как традиционные, так и новые подходы и методы. Важным направлением, в определенной мере поддерживающим и обеспечивающим данные процессы модернизации, является овладение педагогом способами применения информационно-коммуникационных технологий как ресурсом образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Информационные технологии в организации преподавания изобразительного искусства. »
Информационные технологии в организации преподавания изобразительного искусства.
В настоящее время актуальны поиски в области модернизации и обновления общеобразовательной школы. Важно, чтобы школа была адаптирована к возможностям развития и потребностям всех учащихся, а это требует гибкости в организации педагогического процесса, в котором необходимо сочетать как традиционные, так и новые подходы и методы. Важным направлением, в определенной мере поддерживающим и обеспечивающим данные процессы модернизации, является овладение педагогом способами применения информационно-коммуникационных технологий как ресурсом образовательного процесса.
Главная цель художественного образования и эстетического воспитания школьников – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи художественного образования:
воспитывать у ребенка на основе приобщения к искусству понимание самоценности различных явлений жизни, чувство красоты мира;
воспитывать духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, уважающего традиции и культуру других народов;
развивать способности к художественному творчеству, воображение, образное мышление, пространственные представления;
развивать художественный вкус;
формировать у учащихся знания, навыки практической деятельности;
Всем известно, что средства, методы и приемы составляют «двигательный механизм» педагогического процесса. На современном этапе развития образования информационные технологии помогают учителю в методической работе.
Все мы знаем, что предмет «изобразительное искусство» в большей степени познается через восприятие. Оно через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление. Средствами мультимедиа в процессе обучения повышается уровень эмоционального восприятия информации и познавательного интереса учащихся.
Методы обучения изобразительного искусства следующие:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Я работаю с применением информационный технологий недавно, но могу сказать, что это позволяет сэкономить время при объяснении нового материала и оказывает большее эмоциональное воздействие на учащихся. У учителя есть возможность с помощью информационных технологий показать учащимся больше материала и на более высоком уровне.
В процессе обучения учащиеся самостоятельно решают творческие задачи, то есть выполняют проекты – презентации по какой-либо теме.
Учащиеся самостоятельно добывают информацию, пользуясь книгами, интернетом, отбирая необходимый материал. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Это наиболее распространенный вид демонстрационных материалов. Его может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Например, тема в 7 классе «Жизнь моего города 100 лет назад» знакомит учащихся с историческим прошлым родного города. Задачи этой темы:
- формирование понимания роли архитектуры в жизни общества, бережного отношения к памятникам монументального искусства;
воспитание отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, любви к Родине, родному краю;
развивать познавательную активность.
По тематическому планированию я отвожу на изучение темы три урока. На первом уроке мы знакомимся с творчеством художника-передвижника Б. Кустодиева (репродукции картин вывешены на доске, чтобы избежать перегрузки компьютерного использования). Рассматриваем и анализируем его произведения, обращая внимание на архитектуру изображенных городов, одежду персонажей, быт 19 в. Затем я показываю свою презентацию по архитектуре Симбирска, где представлены архитектурные постройки 18-19 в.в. В конце презентации мы рассматриваем несколько прекрасных картин ульяновской художницы Т. Щеголевой на которых изображена тихая жизнь провинциального Симбирска. Виды улиц завораживают детей. Ученики с сожалением высказываются о варварском уничтожении соборов и церквей нашего города, которые придавали неповторимый особый облик Симбирску. К следующему уроку прошу детей сделать презентации-проекты, а если нет компьютера, то написать реферат о каком-либо архитекторе Симбирска 18-19 в.в. и его работах в нашем городе, об основании города. Для выполнения этой работы разбиваю класс на микрогруппы по их желанию. Обговариваю принципы создания презентации. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Создается медиатека. Интересные творческие проекты в дальнейшем используются для проведения уроков или внеурочных мероприятий.
В своих презентациях дети показывают и рассказывают о внешнем облике старого Симбирска, о выдающихся архитекторах и их постройках, которые являются памятниками архитектуры. В конце презентации демонстрируют картины художников с изображением старого Симбирска. Всем классом анализируем увиденное, обращая внимание на внешний облик города, транспорт на улицах, одежду разных слоев населения и др. Переходим к практическому заданию: составление композиции на тему «Жизнь моего города 100 лет назад». Приступаем к эскизу, выполнению задания карандашом. Композиции учащиеся выполняют разные, каждый выбирает то, что ему понравилось из просмотренного материала, что запомнилось.
На следующем уроке ученики, опираясь на фото, медиаматериалы, выполняют работу в цвете. Рисунки получаются интересными, красивыми.
Использование программных средств, таких, как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации. Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применений могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.