1 | 2 мин. | Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. | Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку ? Беседа. - С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение? | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию . Ответы на вопросы. | Умение приготовиться к уроку самостоятельно. | Л1: Включение в деловой ритм, организация внимания. |
2 | 4 мин. | Формулирование темы урока, постановка цели. | Постановка проблемного вопроса. - Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1. Пусть каждый напишет на листочке , какие ассоциации возникают у вас со словом праздник.( заслушиваем) Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод , о каких праздниках мы будем говорить ( семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать , чтобы вашу работу похвалили , чтобы ей заинтересовались? | - Праздник. Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей. | Использовать знания, полученные на прошлых уроках. | К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении. Р. Навык целеполагания, самокоррекции. П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. |
3 | 12 мин. | Повторение пройденного материала на основе изучения нового . | - Вы сидите группами и сейчас работать будете группами.. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники , которые вы помните. Чья же группа вспомнит больше праздников? - На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Предлагаю вам поработать с учебником.(чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами) Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты , художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. Посмотрите , какую презентацию приготовили для вас учителя. В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего. | Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы. Обсуждение темы. Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни. Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов. Актуализация знаний , обратная связь. | Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев , Валерий Сысоев и другие) и композиторов( . Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.
| П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка. Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории. |
4 | 2 мин. | Физминутка | Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ. Под лучами яркими мы открываем ярмарку! Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки! Мы предложим вам товары: чайники и самовары, Пряники и сушки, отличные игрушки. Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем! | Коллективный отдых. | Постараться запомнить материал. | Л. Умение сменить вид деятельности. Р. Развитие образного воображения. |
5 | 21 мин | Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.
| Хочу предложить вам изобразить народный праздник . Пусть это будет « Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно праздник не состоится , если погода хмурится. Праздник – это радость . Вспомните , как выглядят избы, разместите их так , чтобы можно было изобразить гуляние . А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Индивидуальное выполнение заданий (надо придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования ). Выбирайте , чем вы будете работать : красками карандашами или мелками. А потом устроим выставку. И у нас получится целая губерния. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон) Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют , учитель из корзинки выдаёт по 3 яблока ( из жёлтого, зелёного и оранжевого картона) | Ученики выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем , кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам. | Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов. | К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка. П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы; Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны. |
6 | 3 мин | Выставка детских работ. | На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему? | Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают. | Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку. | К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника. Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам. |
7 | 3 мин. | Рефлексия деятельности. | Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками. Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, оранжевое. Выберите одно из них: Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Оранжевое, если на уроке вам было трудно , скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку . Подробнее о каждом празднике мы узнаем на уроках ОРК и СЭ. Урок окончен . | Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности. | Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия. | К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали. Контроль действий партнеров. Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции. |