Просмотр содержимого документа
«Решим проблемы экологии вместе!»
Решим проблемы экологии вместе!
Одет в асфальт и гранит современный облик моего родного города.
Казалось бы, созданы все условия и для получения достойного образования,
и для всевозможного вида досуга, и, тем не менее, год от года всё больше
ребят стремится к общению с природой.
Эту радость от близкого общения с живыми существами, от познания природы путём наблюдения за интересными живыми объектами — обитателями целой Вселенной, не заменит ничто!
Ведь живые существа, которым мы готовы дарить свою любовь и опеку, платят нам за это такой трогательной привязанностью…
Вы помните свои первые шаги в природе? И этот кузнечик, и эта бабочка, и песенка жаворонка в небе, и танец в травах, и взгляд в окружающий мир глазами котенка – ведь именно с них и начинается экологическое воспитание.
Родина, природа, окружающий мир… как и родителей, их не выбирают, они даются нам вместе с рождением и впитываются в наше сознание с детством. Для каждого из нас природа родного края - центр Земли, независимо от того, большой ли это город, или маленький хуторок.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток
Он нам открыт в жару и стынь,
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь…
К сожалению, в современном мире легче получить знания, но труднее сделать так, чтобы человек захотел соблюдать законы природы, правила совместного существования в мире флоры и фауны.
Поэтому современное общество должно воспитывать экологически грамотного, понимающего законы природы, действительно, неравнодушного гражданина, обладающего искренним желанием защищать и помогать природе сохранить свою красоту.
Уже несколько лет наши учащиеся являются активными участниками экологического кружка « Наша планета», который с увлечением ведут учитель изобразительного искусства Брунгарт В.А. и классный воспитатель Гурина Л.Е.
Это здорово, когда так творчески расширяется пространство совместного творчества (уроки ИЗО и внеклассная деятельность): ребята участвуют и в научно – исследовательских и творческих проектах, таких как: «Влияние звуков и шумов на состояние здоровья гимназистов», «Вредные привычки подростков», «Загрязнение окружающей среды», «Влияние ЗОЖ на здоровье подростков», «Здоровая семья- здоровый ребенок»; и в творческих проектах: «Спаси дерево!», «Защити бездомного друга»!, «Ландшафт твоей дачи», «Движение -350», «Энергосберегающие ресурсы планеты», «Лес – твой друг!», «Птицы нашего края», «День цветов», «Жалобная книга природы», и в театрально – музыкальных спектаклях, викторинах и конкурсах: «Путешествие вокруг света»; «Настоящее и будущее природы»; «Свалка по имени Земля», «Три тайны жизни», «Затерянный мир», «Посвящение в овощеводы», «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра», «Цветы – земной красы начало», «Сохраним живую природу», «Наркотики- жизнь или смерть», «Суд над наркоманией». «Посвящение в экологи», «В некотором царстве, в подземном государстве», и в проектах, где так ярко проявляются изобразительные таланты: «Народные промыслы и ремесла», « Искусство костюма казахского народа», «Родные просторы», «Моя малая Родина», «Мой город – Караганда».
Ребятам нашей гимназии небезразлична судьба планеты и поэтому мы на одном из занятий кружка « Наша Планета нами был проведен конкурс : «Флаг Земли» – своеобразный символ, призывающий относиться к природе с уважением.
Каждый год наша школа принимает участие в экологической акции «Мой дом - Земля», во всех конкурсах и проектах « SPARE» («Энергия и среда обитания», «Эффективные энергосберегающие проекты будущего», «Экогород будущего»), где всегда можно креативно выразить свои изобразительные и мировоззренческие идеи.
Также ежегодно мы являемся активными участниками городского конкурса агитбригад «Здоровый образ жизни», в котором неоднократно становились призерами.
Но больше всего нашим ребятам нравится участвовать в практической деятельности:
- в защите природной среды (создание тематических газет, плакатов, буклетов; подкормка зверей и птиц, изготовление кормушек и домиков для птиц, борьба с мусором);
- улучшении состояния природной среды (посадка растений, озеленение улиц, экологические рейды: «Сохраним родник», «Первоцвет», «Муравейник» «Посадим лес», «Очистим нашу планету от мусора» и др.);
- в профилактике негативных поступков в природе: (выступления с экологическими агитбригадами, иллюстрация журналов и агитационных листов на экологические проблемы; создание плакатов и газет по пропаганде красоты и неповторимости родного города; выпуск стенгазет, бюллетеней, съемки видеофильмов о красоте родного края и его экологических проблемах).
- в исследовании природной среды (участие в походах, экологических тропах).
Недавно в нашей гимназии был организован экологический круглый стол для старшеклассников: «О проблемах Арала, Каспия и Балхаша», где все желающие могли принять участие в обсуждении экологических проблем не только нашего региона, но и страны и планеты, в целом.
Ведь в природе все взаимосвязано, и километры, отдаляющие нас от этих проблем, важны для каждого из нас, неравнодушных к судьбе своей Родины.
Проблема Каспия, как и проблема Аральского моря, - это боль не одного только Казахстана, но и всех стран региона. Зато угроза экологической катастрофы на Балхаше - сугубо наша, казахстанская. Еще одна из самых явных экологических проблем - ухудшение здоровья казахстанцев, она, очевидно, всем, и, даже не специалистам: рост числа онкобольных, широко распространенные аллергические заболевания, тревожные показатели по анемии - это все представляет реальную угрозу здоровью нынешнего и - особенно - будущих поколений. Об этом надо говорить, об этом надо задумываться, эти проблемы – надо решать!
Тематические выставки, экологические рейды, создание творческих групп по пропаганде экологических знаний среди сверстников, личная инициатива, - вот тот малый вклад современного школьника в глобальный контекст современного отношения к природе.
Очень жаль, что очень долго до человечества приходит сознание того, что, именно, по его вине ухудшается жизнь на Земле: исчезают уникальные виды животных, птиц, растений; высыхают и превращаются в пустыни реки, под воздействием выбросов предприятий изменяется даже климат Земли! И в то же время человек продолжает стихийно использовать ресурсы биосферы.
Когда же Землян осознают неразрывность единства с природой, необходимость только научного подхода к ее использованию, недопустимости экологического невежества. Ведь ученые предупреждают: человек умрет раньше, чем умрет природа. А экологические катастрофы происходят все чаще, из года в год подвигают нас к огромной пропасти.
Подрастающее поколение может и должно спасти нашу планету, сохранить на ней жизнь.
Разве это так сложно: объединить свои усилия и всем вместе создать специальные фонды по спасению водоемов планеты; ужесточить контроль и штрафные санкции за выбросами промышленных предприятий; обновить и усовершенствовать очистительное оборудование; воспитывать молодежь в уважении и любви к природе с самого раннего возраста!
Кто же, если не мы сами должны спасти Планету от надвигающихся экологических катастроф, ведь природа, несмотря на наше бездушие и сверхпрактицизм, каждую весну, с распусканием цветов, пением птиц, рождением новой жизни опять и опять дает нам шанс осознать свои ошибки и попытаться их все – таки успеть исправить!
Брунгарт В.А.
учитель изобразительного искусства КГУ «Гимназия№9»