kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДОО»



РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДОО


Артемова Оксана Сергеевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №124»,г.Новокузнецк



Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

В изобразительной деятельности, в тесном взаимодействии с развитием художественного творчества формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт, через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.

Как указывал Л.С.Выготский, творчество – это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

  Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Тематическое рисование является интереснейшим и нужнейшим разделом "изобразительного искусства". В этот вид рисования входит изображение по памяти, выполнение иллюстраций к литературным произведениям, а также сочинение рисунков на заданные сюжеты. Именно этот вид рисования дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное по памяти, а так же с помощью воображения. Этот вид рисования является наиболее творческим, где воспитанники изображают разнообразные сюжеты и решают композиционные задачи.

В числе воспитательных задач на занятиях тематического рисования следующие: развитие зрительной памяти, пространственных представлений, образного мышления; воспитание художественного вкуса интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни; развитие творческих способностей; развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.

Подготовка к занятиям должна проходить поэтапно, с начала необходимо преподнести детям то или иное настроение в зависимости от темы занятия, для того чтобы они могли, как можно глубже проникнуться предлагаемой им темой. Например перед занятием «Путешествие на луну» (Приложение 1) целесообразно провести цикл бесед о космосе, (Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Мне очень хочется прочесть вам эти замечательные стихи поэта В . Степанова ,посвященные Юрию Алексеевичу Гагарину

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.    )   

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи.

Со временем знания людей в различных областях становились прочнее, инженерная и конструкторская мысль придумала аппараты намного тяжелее воздуха, которые получили способность перемещаться не только в атмосфере, но и выходить за ее пределы в космическое пространство.

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Спутники помогают метеорологам предсказывать погоду, ориентироваться в океане судам и самолетам во время полета. Предоставлять ученым информацию о строении земных недр, движении ледников и активности вулканов — тоже задача спутников. Однако несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, эта наука еще очень молода, впереди у нее много побед и открытий. Возможно вам, подрастающему поколению, в недалеком будущем придется осваивать звездные миры.

Начинать знакомить детей можно в группе, демонстрируя материалы по заданной теме, делать это лучше всего в игровой форме. Предварительно необходимо подготовиться к демонстрации материала, подобрав как можно больше различных примеров, для того чтобы каждый ребенок смог бы выбрать более близкий для него образ. Затем рассматривать заданный материал во время прогулки с детьми на улице.

Дети более свободно и непринужденно воспринимают информацию во время прогулок. И непосредственно перед занятием желательно дать ребенку возможность выбора, не только образа который ему понравится, а так же выбора инструмента которым он будет работать (краски, карандаши, фломастеры и т. д.).

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия .В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду, в которой активное участие должны принимать воспитанники . Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок.

Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей 3-10 лет. В свой профессиональной деятельности результаты детской деятельности оцениваю по показателям количественной и качественной оценки. К ним относятся:

  1. Принятие задачи (понимание инструкции);

  2.  Наличие и стойкость интереса к деятельности;

  3. ​ Способность использовать образы восприятий, памяти;

  4.  Владение способами творческой деятельности (способность к пере комбинированию образов);

  5. ​ Полнота изображения (точность в передачи строения, пропорций, движение, цвета, формы и т.д.);

  6.  Продуктивность и вариативность созданных образов (запас представлений об окружающем);

  7.  Оригинальность образов (элементы творчества);

  8. Помощь воспитателя;

  9. ​Эмоциональная насыщенность образов.

В зависимости от выраженности данных показателей выделяются следующие уровни развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста. ( таблица1)

Таблица 1 «Уровни развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»

уровень

критерии

оценка

Высокий уровень 

Передана полнота изображения предмета при этом предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма предмета передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции перемета и изображение соответствуют относительно формату листа.

Цветовая гамма многоцветна и соответствует замыслу и характеристики изображаемого, используются различные варианты и комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий. Изображение выполнено аккуратно без помарок, самостоятельно без помощи взрослого, замысел рисунка возник до начала рисования

3 балла

Средний уровень 

Передача формы, строение, пропорций предмета и изображения незначительно искажены и отступают от реального изображения, движение предмета передано не умело, неопределенно, есть отступление от задуманной и реальной окраски предмета, преобладают несколько цветов и оттенков в большей степени случайные.

Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, но не доведенные до задуманного. Требуется помощь со стороны педагога, замысел рисунка возник в процессе рисования и меняется.

2 балла

Низкий уровень 

Передача формы, строение предмета, пропорций предмета и изображения незначительно искажен, форма не удалась, движение предмета передано не умело в большей степени статично, неопределенно, есть отступление от задуманной и реальной окраски предмета в частности проявляется безразличие к цвету или же изображение выполнено в одном цвете. Критическое отношение к полученному рисунку, заниженная оценка своего рисунка, помощь взрослого не принимает.

Отсутствует увлеченность и способность «войти» в воображаемые обстоятельства

1 балл



Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности.

От степени элементарной подготовленности детей зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах. Известный отечественный художник-график В.А.Фаворский писал:«Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком.»













Литература





1. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Т.С. Комаровой, Е. К. Брыкиной. – М.: Пед. общество России, 2002. – 147с.

2. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Н. А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1974. – 250 с.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1986. – 312 с.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Завед. – М., 1999.

5. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - с. 52-60.

6. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. –– с. 48-50.

7. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

8. Лилов, А. Природа художественного творчества [Текст] / А. Лилов. - М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

9. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 1990. – 150 с.

10. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1956. – 208 с.















































Приложение





























Приложение 1

Занятие «Путешествие на луну»



Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Мне очень хочется прочесть вам эти замечательные стихи поэта В . Степанова ,посвященные Юрию Алексевичу Гагарину

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.       

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи.

Со временем знания людей в различных областях становились прочнее, инженерная и конструкторская мысль придумала аппараты намного тяжелее воздуха, которые получили способность перемещаться не только в атмосфере, но и выходить за ее пределы в космическое пространство.

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Спутники помогают метеорологам предсказывать погоду, ориентироваться в океане судам и самолетам во время полета. Предоставлять ученым информацию о строении земных недр, движении ледников и активности вулканов — тоже задача спутников. Однако несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, эта наука еще очень молода, впереди у нее много побед и открытий. Возможно вам, подрастающему поколению, в недалеком будущем придется осваивать звездные миры.


Цель: Напомнить детям о дате 12 апреля, о событии связанным с этим днем.

1. Развивать зрительную память, творческое воображение, самостоятельность при выполнении работы.

2. Воспитывать аккуратность при работе с восковыми мелками

Материалы и инструменты: ширма со звездным небом; макет луны; зеленая, черная серая краски.

Предварительная работа: беседа о космосе и его красках, изображение космического пространства и части луны.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. создание позитивного настроения.

(дети находяться в раздевалке)

- Уважаемая группа старших научных сотрудников. Я приглашаю вас в нашу секретную лабораторию для важного сообщения. (дети из раздевалки заходят в группу) .

2. Мотивация деятельности.

- Присаживайтесь. Ребята, сегодня у нас 12 апреля. В этот день, 52 года назад произошло событие, которое потрясло все человечество, и о котором говорил весь мир. Впервые в истории человек полетел в космос. Он сделал виток вокруг Земли и вернулся назад. Больше всего ликовал Советский Союз, наша страна, потому что это сделал наш советский космонавт.

- Как его звали (Юрий Гагарин) .

В наше время космонавты не просто летают в космос, они там живут и работают. Не смотря на то, что человек покорил космос, в нем осталось много тайн. Я вам предлагаю полететь в космос и разгадать одну из тайн – тайну Луны, и ответить на вопрос «Есть ли живые существа на Луне, и если есть, то как они выглядят? »

- Все готовы отправиться на Луну?

- Тогда рассаживаемся в нашей ракете, которая готова к старту. Ну что – поехали?

3. Физкультминутка (под спокойную музыку) .

Мы в ракету дружно сели.

На Луну все полетели.

Мы летим, летим, летим,

В иллюминаторы глядим.

Вот так чудо! Вы видали?

В невесомость мы попали.

От скамеек оторвались –

И все в воздухе поднялись.

Мы как бабочки летали,

И немного приседали,

До скамеек дотянулись,

Сели в них и пристягнулись!

4. Изобразительная деятельность.

- Пока мы разминались – незаметно подлетели к Луне. Ребята, запоминайте все что увидите

- Что это? (из-за ширмы появляется голова Лунатика) .

- Кто это? Да действительно Лунатик.

- Уважаемый, вы житель этой планеты (Лунатик прячется) .

- Ребята, вы успели запомнить его. Давайте быстро нарисуем Лунатика. Мы же должны привезти доказательство их существования. Пройдемте к столам.

- Вы знаете краски мы взяли, листочки взяли, а вот кисточки забыли. Но, ничего, давайте рисовать пальцем.

- Какого цвета Лунатик?

- Мы увидели только его голову. Какой она формы (форма капли)

- Если Лунатик боится нам показаться весь, давайте его дорисуем сами. Вообразите, какое туловище, какие ноги, руки.

Ребята выполняют работу под музыку, за ними наблюдает Лунатик.

5. Подведение итогов.

- Ребята, давайте покажем, что у нас получилось.

- Уважаемый Лунатик, вы такой (звучит смех)

- Что вас так рассмешило? Покажитесь.

- Ну вот мы разгадали тайну Луны. Там действительно живут Лунатики. А сейчас нам пора возвращаться на Землю. Садимся в ракету:

Мы в ракету дружно сели.

И на Землю полетели.

Луне мы до свиданья скажем

И Лунатику помашем.

- Вот мы и в саду. Благодаря вам ребята, в космосе на одну тайну стало меньше.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в след миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

Наше занятие окончено, но знакомство с удивительным миром космоса продолжается. До новых встреч, ребята!
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Артемова Оксана Сергеевна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Консультация для родителей  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(146) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "166094"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422899943"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Консультация для родителей  «Развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности и художественного труда» "
    ["seo_title"] => string(144) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-posriedstvom-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-i-khudozhiestviennogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "166087"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422899473"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа "Пластилиновая живопись" "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-plastilinovaia-zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "235032"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443582849"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Кружковая работа "Книжкина страна" "
    ["seo_title"] => string(35) "kruzhkovaia-rabota-knizhkina-strana"
    ["file_id"] => string(6) "208136"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430744350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства