РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУСТВА»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г. Воркута
Республика Коми
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ И
УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИССКУСТВА»
г. Воркута
2014 г.
Пояснительная записка
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представление в графической форме на плоскости листа бумаги. Подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Учиться рисовать не сложнее, чем учиться любому другому ремеслу и при желании с этим вполне можно справиться. Первым делом надо постараться избавить детей от страха и сомнений в своих силах. В процессе занятий предлагать такие упражнения, которые помогут детям расслабиться и добавят уверенности в руке.
Техника рисования и ее роль в создании рисунка
В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно –прикладного искусства.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ.
Основная цель обучения рисованию – научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает полученный результат.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предметов, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения
Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная важная задача. В изобразительном искусстве всегда придается большое значение рисунка.
Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство ) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственны результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр. ), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении этого понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предмета. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для цели изображения и художественного выражения. В понятии техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.
Необходимость обучения рисованию, и в частности техническими навыками, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения.
Формирование двигательных навыков и умений
Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их развития и формирования те же, что и у любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будут успешным лишь в том случае, если будут учтены физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.
Проблема развития моторики ребенка это постоянная тема для исследования, так как это необходимо для любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т. д.
Ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. Правильность узнавания фигуры находятся в тесной зависимости особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата.
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаз. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
На эту особенность изобразительной деятельности указывают и художники и психологи – исследователи детского рисунка. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаза оценивают «. Определяя способность к рисованию, необходимо развитие глаз и руки, координировать их действия. Детей нужно учить и самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др.
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных ( осязательных и кинестетических ) ощущений.
Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечьно – двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетические и зрительно: ребенок видит, как движется рука и ощущает это движение.
При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия. При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.
В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В результате восприятия движения формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.
Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве. Таким образом, необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.
В процессе обучению рисованию нужна четкая необходимость различения понятий навыка и умения. Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предполагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.
Однако важно не только научить детей правильно пользоваться карандашом, но и отработать более сложное пластичное умение свободно владеть карандашом, кистью при различных приемах рисования. В это умение входит ряд навыков: правильно держать карандаш, положение руки с инструментом при рисовании, положение руки при работе с кистью.
Такая последовательность определяется тем, что умение, как говорилось выше, могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.
Классификация навыков и умений
Группы
классификации
Навыки
Умения
1 группа
Навыки и уме-
ния владения
инструментом
1.Навык держания каранда-
ша и кисти.
2.Навык положения руки с
карандашем при рисовании
вертикальных и горизон-тальных линий
3.Навык ведения линии кистью.
4. навык держания кисти
при рисовании.
Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисова-
ния.
2 группа
Навыки, связан
ные с выработ-
кой качеств
движения, от
которых зави-
сит качество
линий и закрас
ки в рисунке
1.Навык произвольной регу-
ляции силы нажима.
2.Навыки произвольного
изменения амплитуды
(размах движения).
3.Навык произвольного из-
менения скорости движе –
ния.
4. Навык прекращения дви-
жения в нужный момент.
5. Навык ритмичного про-
ведения повторных, одно –
ролных движений.
Умение регулировать движе-
ния в соответствии с задачами
изображения.
3 группа
Навыки и уме-
ния, обеспечи-
вающие пере-
дачу простран-
ственных свойств предме
тов
Навык удержания направ –
лености движения
(по прямой, по дуге, по ок-
ружности)
1.Умение изменять
направление движения.
2. Умение подчинять движе -
ния соразмерению отрезка
по длинне.
3. Умение подчинять движе -
ния соразмерению изображе-
ний или их частей по величи-
не.
Развитие графических навыков
Исследователи детского изобразительного творчества подчеркивают необходимость овладения техникой для создания рисунка, для развития способностей к изображению.
Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения. Отсутствие какого-либо компонента будет влиять на протекание деятельности и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки.
Рассматривая структуру способностей к изобразительной деятельности, отмечается острая зрительная чувствительность, обеспечивающую легкость и полноту восприятия пространства и колоритных отношений; специальную умелость руки. Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы – владение мелкими и дифференцированными движениями руки (кисти руки, пальцев). Значительное снижение зрения, дефекты цветоощущений, безусловно, отрицательно сказываются на развитии способностей к изображению. Серьезные дефекты в развитии движений рук также не позволяют овладеть этой способностью.
Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движение его руки, координация руки и глаза.
Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления.
Может возникнуть мнение, что такого рода творческой направленности достаточно для того, чтобы отрабатывались технические навыки и приобретались умения. Но практика показала, что в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка.
Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально – волевые процессы творчества.
Процесс использования технических умений в творческих рисунках прослеживается как при изображении предметов, которые предварительно обследовались, так и при выполнении иллюстраций, когда мобилизовалось воображение детей.
Качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием (качеством анализа изображаемого предмета) и техническим умением изображать. При условии наличия систематической и целенаправленной рисовальной деятельности с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения.
Развитие способности к самовыражению
Что такое художественное творчество? Может ли быть какое-либо другое понятие столь важным для человеческого мышления, столь необходимым для развития ребенка и при этом столь неуловимым и познанным.
Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Здесь можно говорить о совершенствовании процесса обучения и о поиске нового в общении с детьми.
Путь развития творческого сознания ребенка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идет через развитие творческой активности, и чем раньше начинать этот процесс, тем лучше.
Развивать творческие способности – это развивать;
- творческое отношение и мышление;
- зрительную память и эмоциональность;
- целенаправленность и природную чувствительность;
- сенсомоторные свойства руки.
Еще П. Чистяков сказал; « рисовать – значит размышлять». Творчество – одно из важнейших внутренних способностей человека, заложенных с детства, а мы, взрослые должны помочь развиться этим способностям.
Стереотип мышления часто мешает творческому процессу. Спросите ребенка о цвете или форме чего-либо. Ответ, как правило, однозначен.
Так можно перечислять до бесконечности, а вот варианты ответов, увы, будут весьма и весьма ограничены.
Это говорит о стереотипе мышления. Более того, это стереотип, зачастую, сформировался с подачи взрослого.
Поэтому нужно развивать творчески подход к цветовому решению, обращать внимание ребенка на влияние и взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдать красоту цветовых и линейных отношений в природе и искусстве.
Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что цвет и линия могут радовать и отпугивать, вызывать чувство покоя и тревоги, нежности и раздражения.
Итоги рисунка могут помочь понять душевное состояние ребенка. В рисунке ребенка есть и «вчера», и «сегодня», а, значит можно спрогнозировать и его «завтра».
Изобразительное искусство является мощным средством улучшения восприятия, без которого проблемным может стать продуктивное мышление в любой области знания.
Недопустимо пренебрежение к визуальному мышлению. Побороть стереотип мышления – задача педагога. Нужно приоткрыть дверь в творческий процесс и помочь ребенку испытать радость от встречи с неизвестным и неожиданным, но увиденным только им.
Через творческое задание идет развитие;
самостоятельности и активизации инициативы в процессе мышления;
настойчивости и последовательности в работе;
наблюдательности;
способность в рисунке выразить свою мысль;
умение мыслить оригинально и интуитивно;
эстетического вкуса.
Это, несомненно, поможет ребенку показать свое личное восприятие.
Творческие задания учат ребенка не просто активно мыслить самостоятельно, но и укладываться в ограниченное время, так как возвращаться к работе через несколько дней совершенно бессмысленно. На таких уроках ребенок открывает в себе способность к творчеству.
Если человек – творческая личность, то он сумеет применить свои способности в любой сфере интересов и роде занятий. Требуется подбирать задания с учетом возраста и индивидуальных наклонностей, что дает возможность развивать не только творческий потенциал, но и повышать художественную грамотность, эстетический вкус, остроту образного мышления и сенсомоторные свойства руки, что особенно важно нашим детям.
Для повышения качества рисования необходимо возбудить у детей эмоциональное творческое отношение, вызвать радостное ожидание интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «Я».
Любые задания составляются, естественно, в полной зависимости от возраста, художественной, творческой и психологической готовности к той или иной успешной работе.
Задача – пробудив у ребенка мысль, подойти к работе над рисунком с повышенной требовательностью, найти равновесие в изображении, гармонию цвета и формы, выразительность ритма, соотношение порядка и хаоса и помочь ребенку определиться в решении:
как заставить мысль говорить?
как нарисовать ощущение?
как рисовать интуицию?
как запечатлеть мысль?
Если у ребенка в глазах появился интерес, если у него появилось желание к работе, то можно предположить, что пора преступить к творческой работе.
Рисуем и видим, видим и рисуем.
Можно считать искусство рисования своего рода волшебством и даже внушить себе, что оно выше нашего понимания. Тем не менее, рисование было и остается одним из элементарных навыков, которые мы можем освоить. Проще говоря, рисовать - это значит показать другим, что и как вы видите. Рисунок одновременно является и основой для других видов изобразительного искусства, и тем чудесным зеркалом, в котором отражается неповторимая поэзия самых простых на первый взгляд вещей.
Из всех способов использования простой линии для взаимного общения рисование является самым основным. Сегодня нам известно, что рисунок родился задолго до письменности, - и не исключено, что он определил и саму речь.
Несмотря на то, что дети внушают себе, будто рисование – это непостижимое для них искусство, оно не более чем основной навык, подобный навыкам речи, письма или ходьбы. Как только они научаться рисовать, то это будет у них получаться автоматически, хотя – как и для остальных основных навыков – чем больше они будут практиковаться, тем выше станет их мастерство.
Тайна рисунка вовсе не является тайной: все дело в умении видеть, чтобы потом перенести на бумагу то, что увидели. Для того чтобы видеть и рисовать, надо усвоить пять основных навыков:
Восприятие границ предмета.
Восприятие пространства между предметами.
Восприятия связи между предметами, или видение.
Восприятия света и тени, или формы.
Восприятия картины в целом, или образ.
Кроме этих основных навыков потребуется память и воображение, благодаря которым дети получат возможность создавать новые работы и постоянно совершенствовать своё мастерство. Чем больше дети будут рисовать, тем больше развиваться их способность видеть и изображать с помощью линий пространство, формы, объём, тяжесть, свет, тень, фактуру и текстуру предметов, и отдельные детали.
Учиться рисовать – это значит учиться видеть мир по-новому. Для этого нужно мысленно разделить серое вещество на две части, или два полушария.
Учёные определили, что левое и правое полушария несут различную нагрузку. Все, что относится к рациональному, логичному, словесному, аналитическому и последовательному мышлению, находится в ведении левого полушария. Интуиция, зрительные образы, чувственное восприятие, картина мира в целом – в ведении правого полушария. Левое полушарие имеет дело с отдельными предметами и словами, оно старается идентифицировать их и организовать логичную схему, чтобы понять окружающий мир. В тоже время правое полушарие воспринимает этот мир как единое целое, в виде живых картин и взаимодействие между предметами.
Рисование – это навык, контролируемый процессами, проходящими в правом полушарии, и большинству представителей западной цивилизации не так-то просто с этим смириться. Тем не менее есть способы поддержать правое полушарие, чтобы помочь ему преодолеть превосходство левого. И способность полагаться на свое правое полушарие станет первым шагом в обучении. Чтобы научить детей развивать в себе способности обоих полушарий, нужно поставить перед ними три основных задачи:
Учить одновременно функциям, подконтрольным обоим полушариям: словесному, символическому, логическому мышлению левого полушария и зрительному, обобщенному, чувственному правого.
Учить прибегать к тому образу мыслей, который больше отвечает конкретной задаче.
Учить использовать одновременно оба способа мышления для достижения наилучших результатов.
Эти упражнения действительно изменят способность видеть мир. Избыточная рассудительность и самокритика уступят место интуиции и углубленному зрительному восприятию.
Поскольку большинство основных навыков дети овладевают ещё в детстве, многим с трудом удаётся вспомнить точно, сколько времени было потрачено на то или иное умение. Кому-то могли запомниться уроки чтения, особенно если оно давалось им с трудом, но по большей части дети забывают своё обучение, как только овладевают тем или иным навыком.
Но с другой стороны, они могут вспомнить во всех подробностях, как учились чему-то в более поздние годы. Это даёт им понять, что все приобретённые навыки нужно осваивать постепенно и для этого требуется время и практика. Непонятно, по какой причине многие дети упорно стоят на том, будто навык рисования освоить очень трудно, и по этому считают неприемлемым тратить на обучение лишнее время. Возможно, именно это неосуществимое желание в два счета превратиться в опытного художника и отпугивает детей от занятий. Чтобы перейти этот барьер нужно научиться, произвольно отключать левую половинку и обращаться к правой либо во время рисования, либо просто из желания отдохнуть.
Переход от словесного, рассудительного восприятия к восприятию зрительному и интуитивному – гораздо более ценный дар, чем умение рисовать само по себе. В мире высоких технологий и сумасшедших скоростей ребенку не так-то легко понять, что можно получить удовольствие просто от того, что вы умеете пользоваться своим правым полушарием. Помогая видеть и рисовать окружающий мир, это полушарие одновременно меняет и восприятие самого ребенка.
Чтобы научиться рисовать, главное – научиться видеть и располагать минимум необходимых вещей. Детское любопытство, нетерпение и личный интерес сам подтолкнет их к творчеству.
Задания для развития творческих способностей, образного мышления, воображения:
Упражнение « Линия»
Развивает творческого мышления, воображения.
Построить как можно больше предметов или сюжетных картинок из каждой пары линий.
Эти линии должны составлять основную часть картины.
Можно рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий – где угодно.
Рисунки оцениваются за оригинальность и разработанность.
Сложить лист бумаги пополам, на одну половинку капнуть несколько капель тушью, затем сложить лист бумаги. Получиться симметричный отпечаток, который необходимо рассмотреть и найти образы и с помощью одного, двух штрихов подчеркнуть увиденный образ.
Работа оценивается за количество образов, оригинальность, завершенность.
Сложить лист бумаги и на одну из половинок положить нить смоченную в туши. Сложить лист бумаги вместе одной рукой слегка придавить лист, а другой вытянуть нить при этом можно ее двигать. Полученный симметричный отпечаток, который необходимо рассмотреть и найти знакомые образы и с помощью одного двух штрихов подчеркнуть увиденный образ. Можно вырезать и наклеить на другой лист, дорисовав подходящий для этого образа композиционный фон.
Работа оценивается за количество образов, оригинальность, завершенность.
Упражнение « Музографика»
Развивает процесс воображения, способности к ассоциированию и зрительному восприятию предмета.
Предлагается несколько отрывков из разных музыкальных произведений. В конце прослушивания одной из них предлагается изобразить тот образ или композиционный момент, который предстал перед ними в момент прослушивания музыкального отрывка.
Работа оценивается за эмоциональную выразительность линеограммы музыки, количество образов, оригинальность, сюжетная разработка, фантастический образ.
Упражнение « Закончи рисунок»
Развивает творческое мышление, воображение.
Способности к ассоциированию.
Детям даются незаконченные рисунки с различными фигурками, которые необходимо дорисовать. С помощью подрисовки и корректировки, постараться сделать их как можно интересней.
Рисунки оцениваются за оригинальность, разработанность, название.
Дорисовать представленный образ так, чтобы каждый раз это был новый образ. Изображение должно быть четким и понятным и по возможности более художественным.
Рисунки оцениваются за оригинальность, художественное исполнение, разработанность.
Упражнение « Где мы это видим»
Развивает образное мышление, способность к ассоциированию.
Даны три разные фигуры, с помощью которых нужно создать образ, который ассоциируется при виде этих фигур.
Рисунки оцениваются за количество образов, оригинальность, творческий подход и четкое очертание.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения у детей. В итоге они вообще отказываются рисовать.
Дети привыкают ценить главным образом академическую успеваемость, тогда как визуальные способности либо вообще игнорируются, либо принижаются до уровня хобби. Это означает, что дети рисуют лишь до того времени, пока образование не притупляет в них невинное ощущение чуда и способность просто «делать», без опасений быть уличенным в «неправильности» и получить низкую оценку своей работы. Это раз и навсегда отбивает у них охоту рисовать. Или они попросту меняют свой карандаш на компьютер.
Мы учим детей, вкладывая в них знания по способу «делай, как я», а затем проверяем их способности, навыки и интеллект раз и навсегда избранным образом, совершенно не думая о том, что существуют разные способы мышления и духовной работы. Горькая правда заключается в том, что хотя мы и учим, но все обучение основано на словесной , языковой передаче знаний и подчиняется исключительно левому полушарию.
Чтобы учить детей рисовать – прежде всего надо помочь им научиться воспринимать то, что дает им правое полушарие, и не впадать в отчаяние от ошибок, которые могут отпугнуть слишком робких учеников.
Используя способности своего правого полушария, дети смогут освоить зрительные (и не только зрительно ) навыки, которые пригодятся им и во взрослой жизни:
ощущение пространства;
внимание к деталям;
терпение;
доброту.
Вдобавок рисование обладает всеми положительными качествами обучающего процесса. И поскольку его принято считать скорее приятным, нежели занудным времяпрепровождением, оно лечит от стресса. В то же время, поскольку чаще всего за рисование не ставят плохих оценок или считают его не столь уж строгой академической дисциплиной, как прочие предметы, эти уроки не так действуют на честолюбие и не вызывают страха, в отличии от остальных предметов. Однако именно рисование помогает детям стать более организованными и развивать последовательное мышление и навыки.
Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного развития и воспитания.
Необходимость обучению рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способность к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисования и лучше всего в процессе обучения под руководством педагога.
Задача педагога, найти тактические приемы сделать рисование приятным и веселым времяпрепровождением.
Создать дружескую, благожелательную обстановку.
Общаться с детьми как с взрослыми, доброжелательно и открыто, нот без снисходительности. Тогда дети тоже будут вести себя более зрело.
Не прибегать к осуждению, менторскому тону. Избегать ненужных сравнений и слов, поощряющих соревновательный дух. Особенно избегать тех слов, которые могут обескуражить или напугать.
Уважать их выбор объекта для рисунка – хотя бы иногда, предложить им изобразить часть объекта по их выбору, а часть – по вашему.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что овладение детьми разными техниками и умение применить их в рисовании не самоцель. Это нужно ребенку для свободного творческого выражения своего отношения к миру.
Уроки творчества способствуют эффективному лечению детей. Радость приобщения детей к миру прекрасного, миру искусства раскрывает творческий потенциал, способствуют самовыражению.
Предварительные результаты показали, что ребята относятся к работе по творческим заданиям с интересом, пониманием и стремление работать самостоятельно.