Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
«Детский сад № 19 «Родничок»
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Развитие сенсорных способностей у детей
дошкольного возраста через самостоятельную
деятельность
Воспитатель
Апанасевич Наталья Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Обучение лепки в детскоя саду
1.1. Сенсорные основы лепки
1.2. Вторая младшая группа (3-4 года)
2. Организация развивающей среды
2.1. Методы и приёмы работы
3. Пятый год жизни (средняя группа)
Изобразительная деятельность как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Диагностика
Заключение
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Истоки способностей и дарований у детей на
кончиках пальцев. От них, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые
питают источники творческой мысли.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем больше взаимодействие
руки с орудием труда.
Сложнее движения, ярче творческая стихия детского
разума. Чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее»
В.А. Сухомлинский
Введение
Ребенок открывает глаза и созерцает мир — незнакомый и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отображения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь, или то, что создала фантазия. Один из знаменитых скульпторов И.Я. Гинцбург говорил о лепке: «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение изложение предмета». Трехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности. Под влиянием своих чувств, они наделяют образы теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к тем или иным событиям и явлениям.
Считается, что ведущим в познаниях становления образа у детей, опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отвечал, что телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны. Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке. Именно на этой стадии очень важная роль взрослого.
Таким образом, я поставила перед собой следующую:
Цель: Обобщить опыт работы по развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста через совместную деятельность.
Поставленная цель определяет задачи:
1. Изучить литературу и опыт коллег по данной теме.
2. Создать необходимые условия в развивающей среде для организации совместной и самостоятельной деятельности.
3. Провести анализ эффективности выбранных форм организации совместной деятельности.
1. Обучение лепке в детском саду.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин — из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или куличи, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов явлений. «Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве. Обучение в дошкольных учреждениях осуществляется на основе требований». Программы воспитания и обучения в детском саду.
Изобразительной деятельности в дошкольном воспитании отводится достаточно большое место, и это обоснованно исследованиями педагогов и психологов. Изобразительная деятельность — важнейшее средство эстетического воспитания. Это отличали еще древние греки, произведения которых до сих потрясают и радуют мир красотой и совершенством, много веков служат воспитанию в человеке чувств прекрасного. В процессе лепки создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию определенного отношения к действительности. Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения за детьми и разговора с ними о том, что они видели, воспитателю важно наполнить слово «красиво» конкретным содержанием, показать, что делает предмет красивым.
Например: рассматривая цветок, можно обратить внимание на плавно изогнутый стебель, тонкий изящный, склонившийся под тяжестью цветков, на великолепную форму бутона, созданную волшебницей — природой. Осознав, что значит красиво, малыш сам начнет искать и находить красоту в предметах и явлениях.
Взрослые формируют отношение детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвета, числа, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различия, разнообразие форм.
Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга.
Чтобы научить более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам строения предметов. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной, пластилином и т.д. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям и быть в состоянии помочь каждому. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести последовательный показ действий, дать четкие указания, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят и в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяют их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия к работе. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указаниям воспитателей, но умеют при случае и сами сделать для себя нужные игрушки из глины, пластилина, соленого теста, не представит трудности и в школе изготовить модель, макет, самостоятельно и творчески подойти к выполнению задания.
1.1. Сенсорные основы лепки.
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятий, а с другой — сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становлений образа у детей опорой.
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.
Для узнавания предметов детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок держит предмет или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. В этом должны помочь взрослые, научить его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомить с выработанными обществом сенсорными этапами.
Первый этап — это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует, предмет может стоять на столе неподвижно).
Второй этап — обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.) движения пальцев как бы измеряют соотношение глубины и определяют пространственное взаимоотношение частей.
Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляды сверху вниз позволяют объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук.
Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.
При обследовании предметов можно использовать следующие игры:
«Чудесный мешочек»
«Найди предмет такой же формы»
«Геометрическое лото»
«Угадай что это»
1.2. Вторая младшая (3-4 г)
Во второй младшей группе начала заниматься на занятиях, которые продолжались в течение 15-20 минут. Этого было недостаточно не только для меня, но и для детей, потому что дети медленно познавали навыки лепки. В это время входило то, что детей для работы было необходимо правильно рассадить и рассказать какие несложные предметы должны были лепить.
В первом квартале раскатывали кругообразными движениями между ладонями и лепили шарообразные предметы разной величины (яблоко, шарики, вишенки, мяч и т.д.).
Во втором квартале учились расплющивать ладонями, лепить печенье, лепешки для кукол.
В третьем и четвертом дети объединяли вылепленные детали в более сложные предметы, плотно прижимали части фигурок друг к другу, сгибали колбаски в кольцо, нажимали пальцами на вылепленные лепешки и ритмично выдавливали узор на ней.
Старались вызвать у детей интерес к лепке, желание лепить, иногда на глазах у детей лепила более сложные предметы: фигурки зайчика, игрушечного медведя, играя с ними. Такой прием вызвал у детей еще больший интерес к материалу и работе с ним. Дети с интересом ждали, когда им снова дадут этот материал. Я пыталась давать им разнообразный материал (пластилин, глина и ввела новый материал — лепка из соленого теста).
В этом возрасте с 3-4 лет замысел еще близок к тому, что им уже показано мной.
Лишь отдельные дети могли делать успешные попытки.
Это такие как: Баяндина Даша, Казанцева Даша, Отинов Саша, Климова Таня, Тудвасева Таня, Чакилев Антон, Мокрушина Лера. Расширяя интерес к лепке, проводила игры, инсценировав коротенькую сказку при одновременной лепке персонажей. Так, вылепливая курочку, мышку, яйца, рассказывала детям сказку «Курочку-Рябу». Так же слепили персонажей по сказке «Теремок».
Таким образом, игра повышает работоспособность, обостряет интерес к процессу лепки, способствует расширению тематики лепки, особенно по замыслу.
2. Организация развивающей среды.
Правильно организованная среда — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития дошколят. Подбор дидактического материала, развивающих игр, пособий, детской литературы с учетом возраста и интересов, уровней развития детей.
Групповые помещения детей оборудуются в соответствии с требованиями по созданию предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с концепцией В.А. Петровского.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная, учебная: уголок уединения, центр искусства.
Средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования.
Зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Центр искусства играет существенную роль в программе, поскольку способствует развитию во всех его аспектах, так же этот центр дает детям ощущение радости, волнения и удовлетворенности. Он выполняет различные функции. Однако прежде всего питает любознательность, воображение и инициативу детей. Центр искусства обычно популярен у детей. Они пробуют разные средства: рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются пластилином, соленым тестом, мелками, ножницами и множеством других средств и материалов. Важно помнить, что самое важное — это процесс исследования.
Организую свой центр, я учла принцип стабильности, динамичности среды, который реализуется при разделении общего игрового пространства.
При размещении центра искусства я постаралась учесть, как ребенок будет чувствовать себя каждый день в этом пространстве. Так как этот центр находится в группе, в нем много места, светло и уютно. Есть удобные столы и стулья и много пособий и материалов в работе, когда мы будем заниматься, играть и развивать свои сенсорные способности. Кроме того детям очень нравится проигрывать свои работы, которые они сами сделали своими руками. Что позволяет мне видеть, как дети радуются этому. Например, при изготовлении «Чайной посуды» дети напоили чаем друг друга и украсили свои чайники бусинками, им было приятно, что у них так хорошо и красиво получилось.
Изготовили разные виды игр, например, драматизация сказок «Теремок», «Колобок», игра «Напоим куклу чаем». Большую помощь в разнообразии развивающей среды оказывают родители. Образ ребенка, как активного участника творческого процесса, должен найти отражение в окружающей обстановке.
Безусловно, стремиться нужно к тому, чтобы планирование было удобным, конкретным и не отнимало много времени.
2.1. Методы и приемы работы.
Второй момент, считаю, правильную организацию сенсорных игр в лепке. При организации сенсорных способностей через лепку, я придерживалась следующих требований:
Содержательность и разнообразие тематики
Постоянное ежедневное включение работы в центре искусства
Сотрудничество детей друг с другом и взрослыми.
Самостоятельная деятельность детей на занятиях лепкой зависит от того, насколько они знают разнообразные приемы лепки.
Подготовка занятия начинается с выбора темы, затем с детьми обсуждаем какие материалы понадобятся, какого цвета, рассматриваем инструменты (палочки, веточки, зубочистки и другие материалы), и для оформления (бисер, бусинки, камешки и т.д.). Когда тема выбрана, появились у нас правила:
Каждый ребенок имеет творчество, ребенок может изменить образец по своему творчеству, если предложенный ему не интересен.
Все работы хорошие или можно сказать, не допуская резкой критики, а постепенно, не обижая ребенка.
С уважением относиться к результатам детей, что позволяет создать доброжелательную атмосферу у детей.
3. Пятый год жизни (средняя группа)
В средней группе я предлагаю детям:
Особенности пластичной формы создаваемой детьми.
Чем отличаются по своему развитию дети пятого года жизни? В достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения, становятся более внимательными во время объяснений воспитателя и в процессе занятия. Однако результаты работы мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе, так как дети еще не владеют способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении: нарушаются пропорции предметов, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части.
При этих всех особенностях у детей средней группы я поставила такие задачи:
Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к занятию лепкой
Развивать активность воображения, мышления, координацию движения рук
Учить лепить всей кистью руки и пальцами
Уточнить представление о форме предметов, строении, пропорциях и деталях, учить передавать эти представления в лепке
После этих поставленных задач, я начала выполнять их по кварталам.
1 квартал.
На первых занятиях я предлагала раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивая полученную форму между ладонями. Старалась проводить повторные задания для закрепления способов лепки и более точного выполнения требования. Для этого я учила не только лепить движениями ладони, но и чтобы передавали пальцами характерные детали формы. Кроме того, дети пальцами уточняют овальную форму, например, морковку. Этот процесс трудный для них, он требует понимания формы предметов, умения отчетливо представить себе образ.
Таким образом, я старалась в начале года, примерно до декабря, изображать с детьми знакомые предметы, уточнять форму, совершенствовать способы лепки.
2 квартал
Во втором квартале предлагала детям лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты, а так же фигурки, состоящие из нескольких частей). Они с удовольствием лепили куколки, фигурку девочки в шубе, кролика, кошку, игрушечного мишку.
Все эти предметы состояли из нескольких частей, которые дети научились лепить, но не передавали пропорции, строение предметов, способы соединения частей, в этом они еще испытывали затруднения.
Строение фигуры человека дети начнут быстрее лепить, если вначале лепить фигуру снеговика. Например, в младшей группе снеговика мы лепили из 2-х шаров.
А в средней группе мы лепили из 3-х частей, дети уже запоминают пропорции человека
внизу — большой шар
в середине — поменьше
вверху — самый маленький (все это является первоначальным условием основных пропорций фигуры человека)
Для оживления снеговика, мы делаем шапку, глаза, рот, носик. Мы используем бросовый материал, а также бисер и бусинки. После этого лепим девочку в длинной шубке и так же украшаем ее.
Постепенно усложнили задачу и стали изображать животных, например, кошку. Вначале они лепили туловище овальной формы, затем головку и хвост, передние лапы оттягиваются от общей массы.
Дальше продолжала совершенствовать способы лепки, учила заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края для создания более красивой формы. Используя этот прием лепки мы лепили:
ватрушку
морковку
пирожки
печенье
блюдечки и т.д.
3 квартал
В этом квартала решала новые задачи: учила детей оттягивать при лепке мелкие части, вдавливать пальцами для получения полных предметов, загибать края у расплющенной формы, так же замазывать места скрепления.
Так же учились лепить посуду следующими способами: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы (для получения стакана, кружки). Оттягивание краев из расплющенной формы использовали для лепки тарелок, блюда и подноса.
Так же в третьем квартале более часто используем путь н (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей).
Таким образом, развивается чувство ритма, симметрии, хочется создать положительные эмоции настроения. Стремление сделать свою работу красивой и законченной.
4 квартала
В четвертом квартале продолжу работу. В летний период будет создана возможность закрепить приобретенные умения. Дети будут лепить все предметы, которые научились делать в течение учебного года. Кроме того, мне хочется предложить детям лепить предметы, изображение которых будет соответствовать их умениям, например, мышку, ежика, блюдо с ягодами, корзинку с грибами, посуду.
Все занятия будут характеризоваться тем, чему они научились за год.
Изобразительная деятельность (практическая часть)
Как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
В моей группе 24 человека. Все они разные дети: сообразительные и не очень, контактные и замкнутые, но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда — они удивляются и восхищаются все меньше, их интересует однообразная кукла Барби, модели машинок, компьютеры. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих детях. Как же разбудить интерес к миру и к самому себе у детей? Как заставить их трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
Одним из самых главных критериев развития сенсорных способностей у детей. Чем больше ребенок работает руками, тем богаче и больше развито сенсорное мышление. Проведя диагностику сенсорного развития в начале года и в конце по следующим критериям:
передача формы (форма передана точно, есть незначительные искажения, форма не удалась)
строение предмета (части расположены верно, есть искажения, предметы расположены не верно)
передача движений (движение передано, движение передано неумело)
Результаты анализа и проведенной диагностики в средней группе, с целью познания умения и навыков, полученных детьми, приведены в таблице.
На основе диагностики, я запланировала следующие задачи, которые решались на протяжении двух лет.
Включать движения рук по предмету при знакомстве с его формой, подчеркивая что движения руки при восприятии формы и при изготовлении поделок при лепке.
Учить детей сравнивать предметы по форме, величине, цвету, устанавливать сходство и различие разных предметов.
Учить создавать изображение в лепке, используя различные выразительные средства (пропорции, характерные детали, композиции).
Для того чтобы работа по обучению, развитию сенсорных способностей у детей в лепке получилась предоставленной системой и дала положительный результат, я составила перспективный план работы. В нем были отражены следующие моменты: занятия, создание развивающей среды, совместная работа с детьми и работа с родителями.
Я убедилась, что объяснения становятся более понятными, если они еще и иллюстрированы. С этой целью я использую технологические карты (схемы в приложении).
По личному опыту знаю, чтобы работа получилась творческой, интересной помогает просмотр мультфильмов, диафильмов по выбранной теме. Во время таких просмотров, я обращаю внимание детей на движения героев, характерные жесты, мимику.
При повторении темы активность ребят увеличивается, т.к. они овладевают различными приемами лепки и применяют дополнительные средства для создания выразительного образа.
При проведении итогов дети участвуют в диалоге с педагогом, обыгрывают поделки, имитируют движения, голос, интонацию.
Детям интересно не только когда они лепят, но и когда играют, поэтому при игре я обращаю внимание на способы и приемы, которые помогли создать образ, делаю ненавязчивым, а доброжелательным тоном.
Заключение
Не каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать художником, но определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек и этот потенциал надо раскрывать.
Задача педагогов — настроиться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство, увидят, как прекрасен окружающий мир, и полюбят его.
В заключении я хочу сказать, что развивать художественное творчество ребенка нужно начинать с самого раннего возраста. Учить правильно пользоваться глиной, пластилином, соленым тестом.
Проведенная мною диагностика в средней группе показала следующие результаты.
При анализе лепных работ в средней группе я обращала их внимание не только на технические характеристики — скрепление деталей, заглаженность поверхности, но, главным образом, на правильное построение пропорций, на пластичность формы, на выразительность образа, который чаще всего передавался в изображении движений. Анализ детских работ проводился, привлекая детей, которые отвечали на вопросы, сопоставляли, сравнивали и несложный анализ, лучшие работы демонстрировали на выставке.
Литература
Телюшка Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию»
Москва. Просвещение. 1983 г.
«Программа развития и воспитания детей в детском саду»
Издание 3-е переработанное. Санкт-Петербург.
«Детство-ПРЕСС», 2004 г.
«Воспитание и обучение детей 5-го года жизни»
Под редакцией Холмовской В.В.
Москва. Просвещение. 1986 г.
Комарова Т.С., Сакулина Н.П.
«Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования»