kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мотивации к изобразительной деятельности у студентов в процессе творческой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящей статье раскрыты факторы, способствующие формированию и развитию у студентов мотивации к изобразительной деятельности в процессе творческой работы.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мотивации к изобразительной деятельности у студентов в процессе творческой работы»

Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности

Кадыров О.М. к.п.н., доцент

На сегодняшнем этапе реализации системных задач, заложенных в Национальной программе подготовке кадров главная задача – подготовка специалистов, способных творчески и нестандартно решать видоизменяющиеся и быстротекущие проблемы современной профессии. И поэтому формирование и развитие мотивации к творческой деятельности, в том числе и к изобразительной является актуальной в художественной педагогике. Таким образом задача исследователя способностей к творчеству состоит, по большому счёту, не только в том, чтобы уточнять, структурировать перечень качеств, необходимых для работы в какой – либо конкретной области искусства, а в постижении психологической сути и условий тех трансформаций, которые претерпевают различные качества и стороны психики, становясь способностями к художественному творчеству.

Говоря о способностях к изобразительной деятельности нужно коснуться мотивационных аспектов этого личностного качества. С. Рубинштейн, рассматривая вопрос о соотношении способностей и мотивации, полагал, что для формирования сколько – нибудь значительной способности нужно прежде всего создать жизненную потребность в соответствующем виде деятельности. Способности и потребности в таком случае не просто взаимодействуют внешним образом, помогая или противореча друг другу; само возникновение способности обусловливается соответствующей потребностью.

Как отмечает известный художник – педагог В.С. Кузин, успешная изобразительная деятельность требует развитые художественные способности к ведущим свойствам художественной способности в первую очередь относится:

- свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщению художественного образа, создание оригинальной композиции;

- свойства зрительной памяти, способствующие создание ярких зрительных образов в сознании художника и помогающий в успешной трансформациях их в художественный образ

- эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению

- волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Особенно важно с точки зрения формирования мотивации к изобразительной деятельности студентов развитие у них сенсомоторных качеств, предполагающие освоение технических приёмов в овладении рисунком, живописью и прикладным искусством.

Способность человека к эстетическим преобразованиям впечатлений действительности, т.е. к художественному творчеству проявляется в соответствующей потребности. В свою очередь потребность человека в эстетических переживаниях и творчестве выступает как свидетельство соответствующей способности, как энергия её актуализации и развития. В изобразительной деятельности у студентов должна сформироваться потребность эстетически преобразовывать впечатления жизни, «переводить всерьёз жизнь свою в слово» и в материал других видов искусства, а не в желании жить жизнью художников, быть в их числе, делать то же, что и они; не в желании самоутверждаться посредством искусства.

Таким образом деятельность художника и результаты этой деятельности, которые в современных культурно – исторических условиях предельно сконцентрировали в себе «эстетический потенциал» человечества, могут, в свою очередь, способствовать пробуждению и развитию эстетического отношения к жизни у всех людей.

Задача педагогической науки с точки зрения именно формирования и развития мотивации к творческой деятельности – разработка и совершенствование учебных программ и учебников, создание методических пособий для студентов и учителей, с опорой на разработку новых форм приобщения личностей к миру прекрасного в жизни и искусстве. Особое значение имеет укрепление и развитие тенденции новых форм и методов внеклассной и внешкольной художественно – творческой деятельности учащихся, как системой дополнительного образования, и конечно самостоятельного, творческого образования художников – педагогов. В результате длительного и серьёзного общения с изобразительным искусством развиваются не только те стороны личности студента, которые питаются в первую очередь образно – эмоциональным содержанием произведений искусства (эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус), но и формируется весь строй личности (мировоззрение, личные и общественные представления о происходящей вокруг действительности), складывается её нравственный и эстетический идеал.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Слово эстетика происходит от греческого (aisthesis), что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому, в общем плане, эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащейся молодёжи способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся.

Следует отметить, что для этого необходимо формировать у студентов эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества.

Большое значение в содержании эстетического, творческого развития занимает формирование высоких художественных вкусов. Нужно научить чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность и эстетическую потребность к культуре поведения, что и возможно в процессе самостоятельного образования.

Таким образом, формирование и развитие мотивации к изобразительной деятельности у студентов в процессе самостоятельного творчества предусматривает:

- Определение эффективных путей формирования профессиональной направленности в преподавании художественных дисциплин и дидактические средства достижения их качественной реализации.

- разработка модели совместной продуктивной деятельности преподавателей и студентов, базирующиеся на единстве целей и позволяющие решать на занятиях как художественные, так и педагогические задачи.

- разработка программ и научно – методических комплексов их обеспечения по совершенствованию процесса формирования мотивационной направленности в преподавании художественных дисциплин.


Литература:

1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. – Москва, С.Художник, 1981.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты – Москва. Просвещение, 1989.

3. Кузин В.С. Психология. Изд; 2-е, перераб. и дополн. – Москва. Высшая школа, 1982.

4. Основы эстетического воспитания. Под ред. Н.А. Кушаева – Москва 1989.

5. Полунина В.Н. Искусство и дети. – Москва. Просвещение, 1988.

6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание //Сборник научных трудов. – Москва. 1991.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кадыров А.М.

Дата: 17.04.2017

Номер свидетельства: 409641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках гуманитарного и социально – экономического цикла "
    ["seo_title"] => string(130) "mietodika-ispol-zovaniia-izobrazitiel-nykh-sriedstv-naghliadnosti-na-urokakh-ghumanitarnogho-i-sotsial-no-ekonomichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "136323"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417091058"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Досугово-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием"
    ["seo_title"] => string(66) "dosughovoobrazovatielnaiaproghrammalaghieriasdnievnympriebyvaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "307901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458474473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства