«Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
«Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»
Занятия по изобразительному искусству таят в себе огромный творческий потенциал. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству.
Для решения этих задач применяются многочисленные инновационные технологии:личностно - ориентированное обучение, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по изобразительному искусству»»
Доклад на тему
«Развитие творческих способностей обучающихся
на занятиях по изобразительному искусству»
Выполнила: Романова Елена Юрьевна
Педагог дополнительного образования
"Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются этой красотой."
В.А. Сухомлинский
Каждый педагог, воспитывающий новое поколение, должен серьезно задуматься над тем, как развить заложенные в человеке творческие, художественные способности, укрепить духовные силы, помочь ему найти самого себя. В любой профессии, в любом труде творческая способность является основойдля мотивации двигаться вперед и добиваться поставленных целей. Занятия по изобразительному искусству таят в себе огромный творческий потенциал. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность надо с детского возраста, со школьной скамьи, так как именно в этот период лучше усваивается информация и есть стремление ее получить. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка - предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Одной из главных задач современного образования является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии:личностно - ориентированное обучение, игровые технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
На занятиях по изобразительному искусству я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у обучающихся интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом. Кроме того, искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость.
Для развития художественных ,творческих способностей на занятиях изобразительного искусства, я считаю, целесообразно внедрение ИКТ. Так как каждое занятие программы ИЗО построен на зрительном ряде, использование компьютерных возможностей и интерактивного оборудования предоставляет возможность детям побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменит педагога, а только дополняет его.
Применение компьютерных технологий может осуществляться и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Целью игровых технологий , применяемых на занятиях ИЗО является решение ряда следующих задач:
- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
На занятиях ИЗО я стараюсь инициировать субъектный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно прежде познакомив их с различными видами творчества.
На своих занятиях я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники;метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.
Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные, творческие способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительного искусства позволяет раскрыть способности ребенка и выявить талантливых обучающихся.
Самой большой наградой для педагога, является успех ученика. Анализируя опыт работы, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство обучающихся усваивают полученные знания по изобразительному искусству . В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках.
Список используемой литературы:
Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.
// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.
Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998 г. — 250 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991-159 с.