В данной работе представлены проекты по темам "Дымковская игрушка" "Пасха" "Русская матрешка". Даются основные понятия и виды и приемы декоративного искусства, история их возникновения и развития. Описываются задачи, цели, доказывается гипотеза. Стоит отметить, что в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традиции своей веры, народа. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение-это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка.
Предмет исследования: процесс ее изготовления, роспись игрушки.
План
1. Введение. Дымковская игрушка.
2. Основная часть.
2.1 История возникновения дымковской игрушки.
2.2 Самые старые игрушки
2.3 Второй этап развития дымковской игрушки
2.4 Третий период жизни дымковской игрушки
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Введение
Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок,
на столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит,…, нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно - светла,
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
История возникновения дымковской игрушки
В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитров описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Самые старые игрушки
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. у них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике
Фигурки из собрания Кировского художественного музея
Второй этап развития дымковской игрушки.
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Элементы росписи: В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.
Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает:
круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды,
волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.
Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее.
Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.
Третий период жизни дымковской игрушки
Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымково. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи.
Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
Заключение
Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Разнообразие дымковских игрушек
Приложения
Приложения
Приложения
За работой
Мои работы
Мои работы
Источники информации :
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий 2008
http://ru.wikipedia.org
Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г.
В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г.