kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проекты по ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены проекты по темам "Дымковская игрушка" "Пасха" "Русская матрешка". Даются основные понятия и виды и приемы декоративного искусства, история их возникновения и развития. Описываются задачи, цели, доказывается гипотеза. Стоит отметить, что в настоящее время, все больше и больше людей обращаются к традиции своей веры, народа. Из наблюдений видно, что немалую часть из них занимает молодежь. Давно известна истина о том, что если народ не помнит своих корней, то он обречен на вымирание. А разве традиции народа, это не корни его? Следовательно, их возрождение-это верная дорога к возрождению Русского народа, как великой нации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проекты по ИЗО »

  Проект-исследование на тему:   « Дымковская игрушка» Проект выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МБОУ « СОШ№1» Матренина Алина Руководитель: Коробова Раиса Николаевна

  Проект-исследование на тему:

« Дымковская игрушка»

Проект выполнила:

учащаяся 6 «Б» класса

МБОУ « СОШ№1»

Матренина Алина

Руководитель:

Коробова Раиса Николаевна

Цель:  Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.

Цель:

Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.

Задачи:

Задачи:

  • Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
  • Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
  • Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
  • Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка. Предмет исследования: процесс ее изготовления, роспись игрушки.

Объект исследования: дымковская игрушка.

Предмет исследования: процесс ее изготовления, роспись игрушки.

План

План

  • 1. Введение. Дымковская игрушка.
  •   2. Основная часть.
  • 2.1 История возникновения дымковской игрушки.
  • 2.2 Самые старые игрушки
  • 2.3 Второй этап развития дымковской игрушки
  • 2.4 Третий период жизни дымковской игрушки
  • 3.Заключение
  • 4. Приложения
  • 5. Источники информации
Введение Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

Введение

Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка.  Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

на столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит,…, нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно - светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

История возникновения дымковской игрушки В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

История возникновения дымковской игрушки

В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитров описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
  • Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитров описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Самые старые игрушки

Самые старые игрушки

  • Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
  • Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. у них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике
Фигурки из собрания Кировского художественного музея

Фигурки из собрания Кировского художественного музея

Второй этап развития дымковской игрушки. Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

Второй этап развития дымковской игрушки.

Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
  • В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Элементы росписи:    В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.

Элементы росписи: В орнаменте встречаются в основном простые формы: круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета - яркие.

Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает: круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды, волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

Каждый элемент Дымковской росписи что-нибудь означает:

круг – символ солнца, каравай – хлеба, точка – звезды,

волнистая линия – вода, прямая линия – дорога.

Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многообразие, а их сочетания стали контрастнее.

Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымково разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Третий период жизни дымковской игрушки

Третий период жизни дымковской игрушки

  • Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымково. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи.
  • Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымково оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина
  • Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.

Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.

Заключение Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Заключение

Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Разнообразие дымковских игрушек

Разнообразие дымковских игрушек

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

Приложения

За работой

За работой

Мои работы

Мои работы

Мои работы

Мои работы

Источники информации : Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий 2008 http://ru.wikipedia.org Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г. В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г. Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева .Киров( Вятка), ООО» Форекс».2007г Народная игрушка: [Электронный ресурс]:  http://www.pskovedu.ru/?project_id=1842&pagenum=4693

Источники информации :

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодий 2008
  • http://ru.wikipedia.org
  • Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г.
  • В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г.
  • Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г
  • Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева .Киров( Вятка), ООО» Форекс».2007г
  • Народная игрушка: [Электронный ресурс]:

http://www.pskovedu.ru/?project_id=1842&pagenum=4693


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проекты по ИЗО

Автор: Коробова Раиса Николаевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Проект " Из истории Российского календаря""
    ["seo_title"] => string(40) "proekt_iz_istorii_rossiiskogo_kalendaria"
    ["file_id"] => string(6) "509582"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557409635"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Учебный проект по окружающему миру "Река Оленек""
    ["seo_title"] => string(52) "uchiebnyiproiektpookruzhaiushchiemumiruriekaolieniek"
    ["file_id"] => string(6) "305862"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458010739"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС" проект "
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-fgos-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "139792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417794640"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проект "Числа в загадках, пословицах, поговорках" "
    ["seo_title"] => string(53) "proiekt-chisla-v-zaghadkakh-poslovitsakh-poghovorkakh"
    ["file_id"] => string(6) "232608"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442864048"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение» "
    ["seo_title"] => string(109) "gruppovoi-proiekt-po-russkomu-iazyku-tiema-sozdaniie-spravochnika-po-russkomu-iazyku-prostoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "204100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429609908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства