Аннотация:
Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о реке Оленек, встав на позицию «биолога», «историка», «архитектора», «географа».
В ходе проектной деятельности учащиеся создадут презентации, буклеты, стенгазеты, макеты.
Класс: 2
Продолжительность проекта
3 недели. 2 часа аудиторных занятий, 2 часа экскурсия и 3 часа групповой работы
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие(океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика). Природное сообщество «Водоем», влияние человека на природные сообщества. Условия жизни растений и животных.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания по теме проекта из школьного курса окружающего мира по темам «Водоем», «Взаимосвязи в природе», «Лента времени»
Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации)
Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет
Итоги обучения:
В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:
Знать:
взаимосвязи между живой и неживой природой внутри природного сообщества,
легко определяемые свойства воды;
значение для живых организмов;
водоемы, их разнообразие(море, река, пруд, болото);
о месте и роли человека в природе;
представителей природного сообщества «водоем»
Уметь:
выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов;
определять направление течения реки по компасу, различать правый и левый берег;
определять на местности скорость течения реки;
оформлять гербарий, определять родовую принадлежность птиц, насекомых, моллюсков с помощью карты-определителя;
пользоваться «лентой времени»;
выполнять объемный макет из бумаги, из природных материалов;
пользоваться справочной литературой и Интернет-источниками;
наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде буклета, презентации, стенгазеты, макета.
участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
- Вопросы, направляющие проект
- Основополагающий вопрос
Отчего река бежит?
Проблемные вопросы
Почему Оленек так зовут?
Что было, когда нас не было?
Откуда в речке вода?
Куда плывет кораблик?
От чего зависит скорость течения реки?
Обитаема ли речка?
Почему мелеет Оленек?
Как нам помочь речке?
- Учебные вопросы
Какие исторические события связаны с нашей рекой?
Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?
Судоходна ли Оленек?
Где находится исток Оленька? Куда впадает Оленек?
Как измерить глубину реки?
Как измерить скорость течения реки?
Какие животные обитают в реки и на берегах?
Какие растения растут у реки?
Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
- План проведения проекта
Введение в проект, распределение по группам.
Распределение ролей, постановка проблемных вопросов
Составление списка источников, изучение литературы.
Исследовательская работа (экспедиция)
Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
Защита проектов