kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Живая глина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка из глины стала для нас увлекательным хобби, поэтому мы решили более подробно ознакомиться с материалом и его свойствами, узнать как правильно подготовить глину к работе, систематизировать знания о техниках, используемых при лепке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Живая глина"»

городская конференция
учебно-исследовательских работ школьников
«Шаги в науку»




 Секция: технология
и изобразительное искусство




Название работы
:
«Живая глина»





  • Автор работы: Денисов Андрей

  • ученик 5 «в» класса,

  • МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО

  • Соавторы: Паламарюк Николай,

  • Тагильцев Владислав.

  • Научный руководитель:

  • Зиганшина Зулейха Мухаметовна,

  • учитель рисования

  • первой квалификационной категории,

  • МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО


2015-2016 учебный год

Оглавление



Введение 2

1. Что такое глина? 4

1.1 Виды глины, ее применение 4

1.2 Свойства глины, опыты 6

2. Подготовка глины к лепке 8

2.1. Где достать глину для работы 8

2.2. Подготовка глиняного теста 9

3. Техники и приемы лепки из глины 13

3.1. Необходимые инструменты для работы с глиной 13

3.2. Основные приемы работы с глиной 13

3.3. Способы лепки 14

3.4 Сушка изделия 17

4. Изготовление собственных работ 20

Заключение 23



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:


  • Создать собственные глиняные изделия и декорировать их.


ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  • Изучить, что такое глина, какая она бывает.

  • Выяснить, какими свойствами обладает глина.

  • Найти для изготовления собственных работ глину хорошего качества в естественных условиях

  • Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.

  • Выяснить как пра ты и приспособления использовать в процессе работы.

  • Расширить вильно подготовить рабочее место и какие инструмен

  • и систематизировать знания о приемах и способах лепки.






Введение

Так или иначе, но вот уже 10 тысяч лет делают на земле посуду из глины. И мы уверены - человек ни разу об этом не пожалел.

Когда лепишь - чувствуешь себя творцом. Лепить нужно в хорошем настроении. Глина она как живая, чувствует с каким настроением идёт работа. Если с хорошим настроением, то она послушная, податливая, а если с плохим настроением, то изделие сминается, трескается, получается кривое.

Лепка из глины стала для нас увлекательным хобби, поэтому мы решили более подробно ознакомиться с материалом и его свойствами, узнать, как правильно подготовить глину к работе, систематизировать знания о техниках, используемых при лепке.

Для решения этих задач мы изучим различную литературу о глине, проведём ряд опытов, чтобы ознакомиться со свойствами материала, и, конечно же, создадим собственные работы.

Что такое глина? Виды глины, ее применение


Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Основным источником глинистых пластов служат полевые шпаты, при разрушении которых под воздействием атмосферных агентов образуются силикаты группы глинистых минералов. Некоторые глины образуются в процессе местного накопления этих минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, скапливающиеся на дне озёр и морей.

На нашей планете существует огромное мно­жество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом, в зависимости от входящих в ее состав минеральных примесей и солей металла. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и ко­ричневого. Редко встречается черная. Цвет глине придают окись алюминия, окись железа и окись титана.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч. Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах

Существует огромное количество разновидностей глин, но в промышленности применяют следующие виды:

• каолин – глина белого цвета, состоящая из минерала каолинит. Используется как сырье для изготовления бумажной и фарфорофаянсовой промышленности;

• огнеупорные глины белого или серо-белого цветов, иногда с желтоватым оттенком, состоят из каолинита и гидрослюды. Бывают разной степени пластичности. Их используют для изготовления огнеупорной и фарфорофаянсовой посуды;

• формовочные глины также являются разновидностью огнеупорных глин. Они обладают повышенной пластичностью и связующей способностью. Чаще всего используются как связующий материал при изготовлении форм для металлургического литья;

кирпичные глины относятся к легкоплавким, в них содержится довольно много кварцевого песка, бывают разного цвета. Их используют для изготовления кирпича;

    1. Свойства глины, опыты

Разнообразие в составе глин очень важно с технической точки зрения, так как оно влияет на основные свойства материала, делая его пригодным для различных технических целей. Самыми важными свойствами глины являются:

• способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;

• способность набухать в воде;

• способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;

• клейкость;

• связывающая способность;

• способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

Проведем ряд опытов для более подробного знакомства с некоторыми свойствами глины.

Опыт № 1

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.

Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Опыт № 2

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.

Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Опыт № 3

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.

Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Опыт № 4

Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.

Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.

Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.

Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства — прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу

Опыт № 5

Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.

Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.

Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.

Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.

Итак, можно сделать вывод, что сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. Это свойство и позволяет нам лепить из глины.

  1. Подготовка глины к лепке



Где достать глину для работы

Глину можно купить в готовом виде или в виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.

2. Можно найти в естественных условиях и собственными руками извлечь ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов, которые и образуются, потому что дождевая или родниковая вода попадает в глиняную чашу. Цвет (обычно голубой или зеленый) и состав глины может быть разным, в сухом виде ее качество не определить, но имея водичку и кислоту проверить пригодность можно: смочить, дать впитаться и растереть… при надавливании должен образоваться блестящий след (хорошая глина прилипает к языку). Чем жирнее и пластичнее масса, тем лучше глина. Если капнуть кислотой, то «вскипания» не должно быть. Далее можно проверить на пластичность — размять, скатать жгутик, загнуть его в «баранку» и если глина пластичная, то на «баранке» не появится крупных трещин, не будет разрыва.

Очень важно, чтобы глина была чистой, без лишних примесей (камешков и больших песчинок, ощущаемых руками). Очистить в домашних условиях можно руками, отщипывая от теста маленькие кусочки и перебирая их в «ласточкино гнездо» или же продавить ее в пластичном состоянии через мелкую сетку. Можно еще глину с целью очищения залить водой в металлической емкости и хорошо размешать до состояния жидкой сметаны (шликер), дать отстояться в течение 2-х часов, чтоб крупные тяжелые включения осели на дно.

После чего чистую глину сверху слить не разбалтывая и подвялить (высушить на солнышке или в теплом месте держать открытой), вода в ней лишняя испарится, а глина останется. Осадок в емкости выбросить (песок, камешки, мусор).

2.2. Подготовка глиняного теста



Самостоятельное приготовление глиняного теста — это продвинутый этап работы с глиной. Работать следует на прочном столе, приготовить деревянную доску. Деревянную потому, что она впитывает влагу и тесто пробивать и лепить на ней очень хорошо и глина снимается лучше (не липнет), если правильно тесто приготовлено. А еще нужен стек — это инструмент, с помощью которого мы разделяем, выглаживаем и декорируем, т.е. основной помощник нашим пальцам. Еще на столе под рукой должна быть емкость с водой (миска, с которую можно обмакнуть пальцы), губка (обычная хозяйственная, которая используется для мытья посуды) — предназначена для выглаживания изделия в сыром виде и шлифования в сухом, причем обе стороны пригодны и салфетка. Можно воспользоваться и кусочком натуральной ткани, хорошо впитывающей влагу.

А теперь собственно о самой подготовке теста. Проминать его можно на столе, подложив деревянную доску. Замес делается руками, а дальше ее следует хорошенько промять. Перебивание вылежавшейся глины делается непосредственно перед лепкой, чтобы удалить пузырьки воздуха и повысить ее однородность.

Сухая глина соединяется с водой и вымешивается руками до состояния пельменного теста. Это самая трудоемкая часть работы с глиной, но она отзовется благодарностью, если все проделаете правильно.

Теперь немного о взаимоотношениях глины с водой. Если, замешивая глиняное тесто, вы переусердствовали и налили слишком много воды, ее будет сложно удалить. Придется дать ей подсохнуть, а для этого потребуется определенное время или дозамесить, добавив сухой глины. Правильный процесс замеса означает, что руками, формируя глиняную массу, мы добиваемся такой ее увлажненности и вымешиваем столько, чтоб добиться теста, которое будет с усилием переминаться в руках и не липнет к тыльной стороне рук.

После замеса теста его нужно хорошенько пробить. Глиняное тесто можно пробивать разными способами:

Ком глины уплотнить колотушкой (не бойтесь бить посильнее Скатать шар, приподнять его, бросить с силой на доску, чтоб он от удара сплющился, как каравай, такую операцию несколько раз.

Проделать замешивание, освобождая глину от воздуха.



Нормально приготовленная глина тоже должна легко принимать нужную форму под действием незначительных усилий, и ее отдельные куски могут слипаться друг с другом, но она уже не должна налипать на руки.

Готовое тесто нужно хранить «закутанным» во влажную ткань, если оно плотное, чтоб увлажнить и смягчить его. При этом хранить убираем желательно в прохладное место в плотном полиэтиленовом пакете.


Итак, какой должна быть готовая для лепки глина:

  • пластичная (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;

  • освобожденная от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь);

  • пробитая, т.е. освобожденная от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;

  • обернутая во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.



3. Техники и приемы лепки из глины 3.1. Необходимые инструменты для работы с глиной



Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу и материал к ней не прилипает.

В помощь рукам для лепки понадобятся специальные скульптурные инструменты – стеки. Стеки вырезают из твердых пород дерева - самшита, груши, яблони, бука, для влагостойкости протирают льняным маслом. Основное назначение этих инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.

Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в которую можно обмакнуть пальцы, губка для сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом, салфетка для поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине засохнуть.

3.2. Основные приемы работы с глиной

В процессе лепки важно привыкнуть работать пальцами: необходимо развить до высокой степени чувство осязания материала, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит. Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

Для начала необходимо ознакомиться с основными приемами работы с пластическим материалом.

  • Разминание – надавливание пальцами и руками на кусочек глины;

  • Отщипывание – отделение маленьких кусочков глины от большого куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала кусочек прищипывают, затем отрывают.

  • Сплющивание – сжимание куска глины для придания ему плоской формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев, большой кусок придавливают к поверхности стола круговыми движениями.

  • Скатывание – формирование шариков разных размеров между ладонями и ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.

  • Раскатывание – формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед-назад.

  • Вдавливание – изготовление деталей на глине путем нажатия пальцами.

  • Разрезание – деление куска глины с помощью стеки.

  • Соединение деталей – прикладывание деталей друг к другу с небольшим придавливанием.

  • Заострение – оттягивание пальцами одного конца жгута и его раскатывание, чтобы он стал острым.

3.3.Способы лепки

Для создания форм, состоящих из нескольких можно пользоваться несколькими способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Конструктивный

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.





  • Пластический

Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

  • Комбинированный

Этот способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей. Например, фигурка дымковского индюка лепится из целого куска, а голова и хвост отдельно или филимоновский петушок лепится из исходной формы яйца или широкого цилиндра, концы которого загибаются оттягиванием вверх – для шеи – повыше, для хвоста – пониже, закругляется форма головы, вытягивается клюв, прищипыванием или лепится отдельно бородка и гребешок. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.

    1. Сушка и обжиг изделия
Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем, только пройдя через огонь глина полностью потеряет воду. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.Сушат его около 10 дней.

Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче.

Обжиг может осуществляться разными способами. Ранее обжигали в горнах, вырытых в земле, которые топились дровами. Использовались для обжига и разные виды топлива (самые распространенные сейчас — электричество и газ). Удобно использование электрических муфельных печей, которые бывают разные по размеру

Обжиг требует высоких температур и длительного времени. Температура должна повышаться и понижаться постепенно, температура должна возрастать при этом медленно, чтоб не образовывались перекосы и трещины) до 150-200 в течении 1-2 часов, затем подъем температуры с интервалом 1 час до конечной температуры 900-1100 в течение 4-6 часов.

4.Изготовление собственных работ



Следуя простым правилам и подготовив свое рабочее место, мы создали коллекцию собственных работ:

  • Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

  • В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

  • Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

  • Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке самовара сначала лепят тулово, а затем другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

  • Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

  • Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

  • Сушка изделия сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться): 1-й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней , 2-й этап — это обжиг.

  • Декорирование после высыхания и обжига заключается в росписи красками.

Для изготовления своих изделий, мы подготовили рабочее место и глину. Для работы нам необходимо: глина, стеки, доска, миска с водой, губка, влажная тряпочка, гуашь, кисточки. Используя способы и методы лепки, описанные выше, мы вылепили свои изделия. После завершения работы мы просушили свои изделия, а затем расписали их

Заключение

Глина- это один из самых доступных и распространённых материалов для лепки, уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке, её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Во время работы над данным проектом мы изучили много литературы, посвященной глине и лепке, посещали занятия студии декоративно-прикладного искусства.

Выяснили, какие свойствами обладает глина, провели ряд опытов. Особо следует отметить природное свойство глины – это ее гигроскопичность (активно поглощает воду), при смешивании с водой глина меняет свою структуру, становится более гибкой и вязкой. Пластичность глины – это свойство позволяет получать сложные формы изделий. Пластичность глины, а также ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал, делают ее прекрасным материалом для лепки.

В результате мы расширили и систематизировали свои знания о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает. Изучили, как выбирать глину и готовить ее к работе, как правильно организовать рабочее место, какими инструментами пользоваться. Разобрались, какие приемы и способы лепки существуют.

И, конечно, создали коллекцию своих работ.

Если вы, как и мы, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное времяпровождение приносит ни с чем несравнимое удовольствие.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Живая глина"

Автор: Зиганшина Зулейха Мухаметовна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация проектной работы "Живая глина""
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia_proiektnoi_raboty_zhivaia_ghlina"
    ["file_id"] => string(6) "347610"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1475709545"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Расчет потери потока по длине для модели фонтана "
    ["seo_title"] => string(54) "raschiet-potieri-potoka-po-dlinie-dlia-modieli-fontana"
    ["file_id"] => string(6) "103010"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402563333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "« Развитие пространственного мышления  и творческого воображения учащихcя   методами декоративного прикладного искусства (на примере техники бумагапластика  ». "
    ["seo_title"] => string(176) "razvitiie-prostranstviennogho-myshlieniia-i-tvorchieskogho-voobrazhieniia-uchashchikhcia-mietodami-diekorativnogho-prikladnogho-iskusstva-na-primierie-tiekhniki-bumaghaplastika"
    ["file_id"] => string(6) "225763"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439881391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока Объемные изображения в скульптуре. "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obiemnyie-izobrazhieniia-v-skul-pturie"
    ["file_id"] => string(6) "133670"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416564412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства