«Объемные изображения в скульптуре»
6 класс
Урок по теме: Объемные изображения в скульптуре.
Цели: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить создавать объемные изображения животных. Используя пластилин, воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству, воспитывать уважение к учительскому труду.
Оборудование: репродукции скульптур из разных видов материалов; образец педагогического изделия.
Словарь: Скульптура, лепка, пластика.
Ход урока.
1) Организационный момент.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем с вами необычный урок изобразительного искусства.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Вам сегодня понадобятся:
Пластилин, пластмассовый ножик, подставка под работу, салфетки, тетрадь.
Готовы?
2) Ответьте пожалуйста на вопросы для повторения пройденных тем из карточек.
Эти знания вам очень понадобятся когда вы будете работать над проектными творческими работами.
Надо повернуться к ребятам назад, объединяясь в группы из 4-х человек и ответить на вопросы из карточек.
3) Сообщение темы урока.
Ребята сегодня у нас будет необычный урок,
- а необычен он тем, что начну его с рассказа об истории любви:
Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.
Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.
Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть.
Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.
Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита.
Ребята, почему Пигмалион полюбил Галатею?
Потому что она была слишком реальна, хороша и выразительна, очень похожа на живую девушку
А еще почему ?
Она была объемна как человек.
Именно скульптура выявляет всю полноту эстетических возможностей художника, поэтому, сегодня мы поговорим о скульптуре
Вам уже приходилось быть скульпторами…да-да. Вы были скульпторами, когда лепили на песке фигуры, из снега снежную бабу, в детском саду вы лепили из пластилина. В ваших руках был мягкий податливый материал, поэтому эта работа называется лепкой. Но иногда мастера не лепят, а отсекают от твердого материала лишнее. Именно поэтому «скульптура» первоначально означало высекать, вырубать, например, из камня, дерева или мрамора.
Слайд № 1
4) Изучение нового материала
1.Сообщение теоретических сведений о скульптуре
Руки скульптора обладают особой чувствительностью, осязательностью, благодаря которым пальцы тонко воспринимают поверхность, ощущают ее гладкость или шероховатость, теплоту или холодную как сталь прочность.
Слайд № 2
Существует два вида скульптуры: круглая и рельефная.
Круглая скульптура объемна, трехмерна и существует в той же реальности, что и сам зритель. Ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Когда скульптор изображает человека или животное, то он может достичь вершин своих замыслов, но сможет ли он изобразить пейзаж? Не все жанры подходят круглой скульптуре.
Но есть вид скульптуры, который можно приспособить под рассказ или историю – это рельеф. Изображение в рельефе строится на плоскости. Оно либо выступает, либо углубляется в изображение.
Слайд № 3,4
- А вы встречались с какими-нибудь скульптурами?
Вы должны помнить о том, что скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, поэтому случается, что произведение не похоже на оригинал.
Мастера создают свои работы из различных материалов:
Бумага, пластилин, глина, гипс, мрамор, гранит, дерево, метал, стекло и других
Слайд № 5,6,7,8.
Обратимся к изображению животных. Эта тема неисчерпаема! Человек начал изображать зверей еще в первобытные времена и достиг в этом совершенства. И сегодня анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства – всеми любим, ведь все любят животных. В древних царствах Египта и Месопотамии были созданы удивительные изображения животных.
Слайд № 9,10.
- Есть ли у вас дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно называются произведениями мелкой пластики?
- Обратите внимание на небольшую выставку. Вот такие небольшие скульптуры украшают наши дома, можно и самому сделать скульптуру из пластилина.
- Все у нас для начала работы готово, необходимо только размяться.
5)Физкультминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
6) Практическая работа.
Алгоритм действий при выполнении практической работы:
1) Разомни кусок пластилина так, чтобы он стал мягким и податливым.
2) Раздели этот кусок на части: туловище, голова, хвост и ноги
3) соедини эти части в одно целое, хорошо закрепляя стыки
4) можно выполнить эту работу выдавливая части тела из общего куска
7) Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Рефлексия:
- Что из изученного на уроке показалось вам важным и нужным?
- Какая информация оказалась для вас новой?
- Где и когда тебе приходилось видеть скульптуру?
- Приходилось ли тебе видеть парковую скульптуру, украшающую аллеи и фонтаны?
- Есть ли у тебя дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно называть произведениями мелкой пластики?
- К какому жанру относятся выполненные вами скульптуры?
Вопросы на повторение:
Посмотрите на цветную иллюстрацию и скажите: отличаются ли предметы один от другого? Почему мы их хорошо видим?
Т. к. они отличаются по цвету.
А теперь рассмотрим чёрно-белую фотографию.
Почему все предметы на черно-белой фотографии (Серый котик на сером фоне) чётко видны? Они ведь не цветные.
Контраст света и тени
что такое ТОН?
(это слово появляется на доске) и определить, насколько он необходим при рисовании.
Тон бывает "светлый", "тёмный".
Это насыщенность и светлота цвета, она зависит от освещения предмета светом.
Если я вас попрошу изобразить чёрную ткань, лежащую на столе. Какая краска вам понадобится?
Чёрная, белая.
Что такое тон вы почувствовали, выполняя свои работы.
Как вы думаете, что общего у тона и светотени ?
Они помогают в живописи изобразить форму предмета. Чтобы правильно изображать предметы окружающего мира, нам необходимо знать правила светотени, но чтобы эти плавила применить в рисунке каждый из вас должен использовать навыки получения тона.
Что такое «спектр» ?
Это та же радуга и цвета в нем располагаются в определенном порядке.
Возможен ли цвет без света?
Нет. Цвет – это волны частиц света, которые отражаются от предметов и мы их видим, или поглощаются предметами и мы их не видим.
Какие основные цвета вы знаете?
Красный, желтый, синий.
Как получить составные или промежуточные цвета?
Смешивая основные цвета в равных пропорциях или в большей и меньшей степени
Как получить оранжевый цвет?
Красный+желтый
Как получить зеленый цвет?
Желтый + синий
Как получить фиолетовый цвет?
Синий+красный
Как получить коричневый цвет?
Красный + зеленый
Рефлексия:
7.Что из изученного на уроке показалось вам важным и нужным?
8.Какая информация оказалась для вас новой?
9.Где и когда тебе приходилось видеть скульптуру?
10.Приходилось ли тебе видеть парковую скульптуру, украшающую аллеи и фонтаны?
11.Есть ли у тебя дома маленькие скульптурные произведения из стекла, фарфора, дерева, керамики, металла, камня, которые правильно называть произведениями мелкой пластики?
Алгоритм выполнения практической работы:
1) Разомни кусок пластилина так, чтобы он стал мягким и податливым.
2) Раздели этот кусок на части: туловище, голова, хвост и ноги
3) соедини эти части в одно целое, хорошо закрепляя стыки
4) можно выполнить эту работу выдавливая части тела из общего куска.