Т ема: Развитие пространственного мышления и творческого воображения учащихся методами декоративно прикладного искусства (на примере техники "бумагапластика")
год обучени: 5-й
Возраст детей 11-14 лет.
Форма проведения: миропонимание, мировосприятие, возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области, что, несомненно, принесёт огромную пользу.
Организация занятия: 4 минуты.
Теоритическая часть: 10 минут.
Практическая часть: (закрепление умений и навыков, самостоятельная работа): 20 минут.
Подведение итогов: 5 минут.
Методический средства: таблицы, образцы.
Оборудование: бумага, канцелярские ножи, ножницы, подкладочный материал, клей.
Используемая литература: О.В. Бондаренко "Поделки из бумаги" Ярославль: академия развития, 2010. и другие.
Задачи:
1. Обучающие: применение в работе стилизации, знакомство с историей бумаги и возможности бумаги.
2. Развивающие: дальнейшее развитие графических умений и навыков, выполнять композиционные задачи, подчиняя рисунок форме, возможность для свободного творчества.
3. Воспитательные: воспитание у детей аккуратности, бережное отношение к бумаге, расширяет кругозор, раскрывает индивидуальные возможности.
План занятия:
1. Беседа "История возникновения бумаги", "Технология производства".
2. Анализ работ.
3. Объяснение самостоятельной работы - выбор сюжета.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняя историческую память.
В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике). Показательными являются работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова, А.Ф. Голубева, В.Д. Кракиновской, Н.В. Калмыковой, И.А. Максимовой, М.М. Литвинова и других, представляют интерес в этом плане статьи, опубликованные в изданиях ВНИИТЭ, в методических материалах Московской и Ленинградской школ дизайна. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей. И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.
Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообзии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования.
Назрела необходимость не просто обобщения творческого опыта художников, дизайнеров, историков и теоретиков, но и выяснения корней совре менной философии моделирования из бумаги, ее культурно-исторических и проектных предпосылок. Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер, - это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание и профессиональных дизайнеров, и специалистов в области образования, и людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.
Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопласти-ка» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т.д.
Представляется, что термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования. Этот термин отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей.
Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы формотвор-ческих закономерностей. Это своеобразный современный «дизайнерский фольклор», тайны и приемы которого передаются непосредственно в процес-се живой работы и являются формотворческим бага жом художественных лабораторий.
Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается по-степенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы "скорлупку" изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.
Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создается изделие на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака.