kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Развитие пространственного мышления и творческого воображения учащихcя методами декоративного прикладного искусства (на примере техники бумагапластика ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т ема: Развитие  пространственного  мышления и творческого воображения учащихся методами декоративно прикладного искусства (на примере техники "бумагапластика")

год обучени: 5-й

Возраст детей 11-14 лет.

Форма проведения: миропонимание, мировосприятие, возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области, что, несомненно, принесёт огромную пользу.

Организация занятия: 4 минуты.

Теоритическая часть: 10 минут.

Практическая часть: (закрепление умений и навыков, самостоятельная работа): 20 минут.

Подведение итогов: 5 минут.

Методический средства: таблицы, образцы.

Оборудование: бумага, канцелярские ножи, ножницы, подкладочный материал, клей.

Используемая литература: О.В. Бондаренко "Поделки из бумаги" Ярославль: академия развития, 2010. и другие.

Задачи:

1. Обучающие: применение в работе стилизации, знакомство с историей бумаги и возможности бумаги.

2. Развивающие: дальнейшее развитие графических умений и навыков, выполнять композиционные задачи, подчиняя рисунок форме, возможность для свободного творчества.

3. Воспитательные: воспитание у детей аккуратности, бережное отношение к бумаге,  расширяет кругозор, раскрывает индивидуальные возможности.

План занятия:

1. Беседа "История возникновения бумаги", "Технология производства".

2. Анализ работ.

3. Объяснение  самостоятельной работы - выбор сюжета.

4. Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов.

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняя историческую память.

В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике). Показательными являются работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова, А.Ф. Голубева, В.Д. Кракиновской, Н.В. Калмыковой, И.А. Максимовой, М.М. Литвинова и других, представляют интерес в этом плане статьи, опубликованные в изданиях ВНИИТЭ, в методических материалах Московской и Ленинградской школ дизайна. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей. И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.

Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообзии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования.

Назрела необходимость не просто обобщения творческого опыта художников, дизайнеров, историков и теоретиков, но и выяснения корней совре менной философии моделирования из бумаги, ее культурно-исторических и проектных предпосылок. Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер, - это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание и профессиональных дизайнеров, и специалистов в области образования, и людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.

Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопласти-ка» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т.д.

Представляется, что термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования. Этот термин отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей.

Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы формотвор-ческих закономерностей. Это своеобразный современный «дизайнерский фольклор», тайны и приемы которого передаются непосредственно в процес-се живой работы и являются формотворческим бага жом художественных лабораторий.

Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается по-степенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы "скорлупку" изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.
Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создается изделие на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Развитие пространственного мышления и творческого воображения учащихcя методами декоративного прикладного искусства (на примере техники бумагапластика ». »

Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» с. Подбельск Похвистневского района
















План – конспект открытого занятия

Тема: « Развитие пространственного мышления и творческого воображения учащихя методами декоративного прикладного искусства (на примере техники бумагапластика ».



Преподаватель: Романюк И.Н. с учащимися V класса.
















Подбельск 2011г.


Предмет: декоративно – прикладное искусство.

Педагог: Романюк И.Н.

Дата проведения: 16 марта 2011г.

Тема: « Развитие пространственного мышления и творческого воображения учащихя методами декоративного прикладного искусства (на примере техники бумагапластика ».

Год обучения: 5 – й.

Возраст детей: 11 – 14 лет.

Форма проведения: коллективная.

Цель занятия: миропонимание, мировосприятие, возможность безграничной творческой деятельности в любой профессиональной области, что, несомненно, принесёт огромную пользу.

Организация занятия: 4 минуты.

Теоритическая часть: 10 минут.

Практическая часть: (закрепление умений и навыков, самостоятельная работа) 20 минут.

Подведение итогов: 5 минут.

Методические средства: таблицы, образцы.

Оборудование: бумага, канцелярские ножи, ножницы, подкладочный материал, клей.

Используемая литература: О.В. Бондаренко «Поделки из бумаги» Ярославль: Академия развития, 2010. и др.

Задачи.

  1. Обучающие: применение в работе стилизации, знакомство с историей бумаги и возможности бумаги.

  2. Развивающие: дальнейшее развитие графических умений и навыков, выполнять композиционные задачи, подчиняя рисунок форме, возможность для свободного творчества.

  3. Воспитательные: воспитание у детей аккуратности, бережное отношение к бумаге, расширяет кругозор, раскрывает индивидуальные возможности.

План занятия.

  1. Беседа «История возникновения бумаги», «Технология производства».

  2. Анализ работ.

  3. Объяснение самостоятельной работы – выбор сюжета.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Подведение итогов работы.

Методическое пояснение

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание и художественный опыт народа, сохраняя историческую память.

В течении XX века теоретики и практики дизайна неоднократно обращались к теме объемного моделирования и формообразования из бумаги, бумагопластике (бумажной пластике). Показательными являются работы отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова, А.Ф. Голубева, В.Д. Кракиновской, Н.В. Калмыковой, И.А. Максимовой, М.М. Литвинова и других, представляют интерес в этом плане статьи, опубликованные в изданиях ВНИИТЭ, в методических материалах Московской и Ленинградской школ дизайна. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтани, К. Наказоы, развивающие традиции японской бумагопластики, и т.д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей. И хотя в 70-80-е годы издавались книги и учебные пособия, публиковались статьи, в них, как правило, затрагивались лишь изолированные аспекты данной темы. Например, такие как построение моделей звездчатых многогранников, создание выкроек для складчатых поверхностей, учебные курсы по данной тематике, классификации приемов трансформации плоскости. В целом же к теме бумагопластики в нашей стране не обращались уже долгое время. Исключение составляет пропаганда оригами, являющаяся по существу лишь небольшой частью культурного и проектного опыта в этой области.

Разрозненность тематики публикаций и их разбросанность во времени не позволяют представить эту область искусствоведения как целое, в многообзии ее связей с проектной культурой, творческой лабораторией и методикой проектирования .

Назрела необходимость не просто обобщения творческого опыта художников, дизайнеров, историков и теоретиков, но и выяснения корней совре менной философии моделирования из бумаги, ее культурно-исторических и проектных предпосылок. Не секрет, что значительная часть современных материалов, с которыми имеет дело дизайнер, - это плоские материалы. Безусловно, стоит снова обратить внимание и профессиональных дизайнеров, и специалистов в области образования, и людей, занятых осмыслением современных проблем дизайна, к творческим возможностям бумагопластики.

Несмотря на то, что бумажное формообразование существует в России не один десяток лет, непосредственного употребления термина «бумагопласти-ка» в отечественной литературе не встречается. Традиционно в теории дизайна использовались следующие термины: «бумажная пластика», «орнаментальная структура», «бумажная конструкция», «структурное пространство с направляющими поверхностями», «трансформация плоского листа» и т.д.

Представляется, что термин «бумагопластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра, он шире, чем просто «использование складчатых или прочих структур из бумаги в графическом дизайне». С введением этого термина становится возможным исторически выстроить эволюцию бумаги как материала моделирования, развитие приемов и техник моделирования, показать преемственность жанра экспериментального моделирования. Этот термин отражает специфику авторского подхода к изучению композиционных, конструктивных, структурно-технологических закономерностей.

Сами композиции становятся не просто образцами бумагопластики, но и аналитическим материалом, позволяющим проникнуть в основы формотвор-ческих закономерностей. Это своеобразный современный «дизайнерский фольклор», тайны и приемы которого передаются непосредственно в процес-се живой работы и являются формотворческим бага жом художественных лабораторий.

Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается по-степенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы "скорлупку" изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.
Технология поделок из бумаги не сложна, но имеет ряд специфических особенностей. Создается изделие на основе конструкции. Она представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа по прямой линии. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера, которые выполняют только с помощью резака.

Отнести к бумажной пластики можно - все, что лепится из пластилина: архитектура, цветы и фрукты, фигурки птиц, рыб, животных, зверей и человека.
Отметим, что в пластике из бумаги законченный вариант изделия может быть различной степени завершенности. Так, на фотографиях мы видим три варианта изображения рыбок. Изделия объемны, конструктивны и завершены, хотя отличаются по количеству затраченного на изготовление времени и по степени сложности.
Для макета любой тележки, автомобиля достаточно аккуратно вырезать кружок из бумаги. Однако такое колесо без конструктивной основы будет подвержено деформации. Поэтому следует ввести в изделие ребро жесткости, представляющее собой надрез по кривой произвольного радиуса. Если рассечь кружок от центра до края насквозь, затем края свести вовнутрь, то заготовка согнется по надрезу, и из плоского кружочка начнет образовываться воронкообразная форма. В склеенном виде это уже довольно прочная конструкция. А если провести еще один подобный надрез меньшим или большим диаметром с другой стороны, то колесо получит дополнительную жесткость и после окончательного склеивания приобретет более сложную и богатую форму. На фотографиях это хорошо видно. У некоторых могут возникнуть сомнения: материал-то недолговечен. Конечно, бумага не металл и даже не гипс, у нее короткая жизнь. Но бумажная пластика и рассчитана на занятия обучающего характера, а значит, на определенный временный этап. Здесь главное - процесс творчества! И этому способствует доступность материалов и инструмента (резак, ножницы, шило, линейка, циркуль, клей ПВА, бумага). И результативность: изделия любой сложности выполняются гораздо быстрее, чем при лепке. А что касается развития у начинающих художников творческого мышления и пространственного воображения, то бумажная пластика в этом не уступает любым другим видам искусства.

Примерная схема работы

  Для начала нужно определиться с внешним видом будущей поделки:можно использовать шаблоны, но лучше задействовать собственную фантазию. Затем подбираются необходимые материалы. Не забывайте, что бумага, буквально, окружает нас повсюду:в виде оберток и упаковок, журналов и газет – так что не всегда нужно покупать материал для очередной поделки, стоит просто оглянуться вокруг. Зачастую, красивая бумага слишком тонка, для того, чтобы держать определенную форму. Тогда ее наклеивают на более плотное основание.

  Далее, вырезают отдельные элементы и придают им нужную форму, складывая, сминая, скручивая, делая на бумаге надрезы. Завершающим этапом является сборка композиции. Отдельные части поделки приклеивают на клей или двусторонний скотч.

Бумагопластика – с чего начать?

  Для первых поделок стоит выбрать композиции с небольшим количеством элементов. Например, открытка с крупным цветком или объемной надписью. После первых успехов можно переходить к более сложным поделкам – попытайтесь воплотить в объемной аппликации любимую картину или иллюстрацию из книги.

   В бумагопластике, как и в других видах прикладного искусства, главное – практика. Мастерство, приходящее с годами, позволяет создавать настоящие шедевры из бумаги. В мире проводятся конкурсы изделий в технике бумагопластики, существует несколько известных дизайнеров и художников, посвятивших свою карьеру бумагопластике.

 Бумажный туннель

Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.

Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов. Название tunnel book прижилось в английском языке после создания поделок в этой технике, в честь строительства первого в мире подводного туннеля (459 метров) под рекой Темза в Лондоне и соединение берегов в 1840 году. А недавно бумажные туннели были воскрешены художницей Кэрол Бартон в книге «Скульптурные формы». Более сложные модели даже имеют вращающиеся части.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Романюк Ирина Николаевна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства