Пейзаж как средство развития образного мышления у школьников на уроках изобразительного искусства
Пейзаж как средство развития образного мышления у школьников на уроках изобразительного искусства
Понятие образное мышление у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
На сегодняшний день к ребенку предъявляется множество требований со стороны школы. С самого начала учебы младшие школьники должны относиться внимательно и ответственно, поскольку это способствует последовательному овладению системой понятий, для этого требуется развитие образного мышления. Рассмотрим понятие мышления.
В Толковом словаре С. И. Ожегова мышление определяется как высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского мышление трактуется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
По Р. С. Немову, мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
В учебнике Р. С. Немова мышление трактуется как особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций исследовательского и познавательного характера.
По данным Ф. Р. Филатова «Мышление — это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их измерений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач».
JI.C.Рубинштейнопределял мышление как опоcредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение – это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пейзаж как средство развития образного мышления у школьников на уроках изобразительного искусства»
Понятие образное мышление у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
На сегодняшний день к ребенку предъявляется множество требований со стороны школы. С самого начала учебы младшие школьники должны относиться внимательно и ответственно, поскольку это способствует последовательному овладению системой понятий, для этого требуется развитие образного мышления. Рассмотрим понятие мышления.
В Толковом словаре С. И. Ожегова мышление определяется как высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского мышление трактуется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
По Р. С. Немову, мышление – это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
В учебнике Р. С. Немова мышление трактуется как особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций исследовательского и познавательного характера.
По данным Ф. Р. Филатова «Мышление — это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их измерений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач».
JI.C.Рубинштейнопределял мышление как опоcредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение – это обобщение, анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления актуальным целям и задачам.
Мышление — составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: понимание себя как субъекта мышления; дифференциация собственных и «чужих», привнесённых мыслей; осознание еще не решенной задачи как именно своей; осознание собственного отношения к задаче. В системе межличностных отношений и в процессе межличностного сознания наиболее существенными являются такие компоненты мышления, как понимание высказывания других людей - партнеров по общению, способность к интерпретации и прогнозированию их внешних проявлений, реакций, поступков, а также к выявлению скрытых причин, мотивов поведения и даже образов мыслей другого человека.
Как известно, мышление дает понятие о вещах и сообщает, что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать, непосредственно, при помощи ощущения и восприятия, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления.
Мышление — это вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними (Я.Л.Коломенских, Е.А.Панько).
Таким образом, получается, что мышление представляет собой cоциально-обуcловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассников. Оно преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.
Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Итак, исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что в науке существует несколько определение понятия «мышление», но мы будем придерживаться толкования А. В. Петровского.
Как уже отмечалось, мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания.
Образ - на латинском языке обозначает имитация. Художественный образ - это свойственная искусству форма отражения действительности и отношения к ней художника, раскрывающая, через частное, общее и реализовываемая в творческом процессе.
Образ имеет очень сложное и собирательное строение, в котором можно выделить такие уровни, которые являются основой для художественного образа:
образ - замысел, находящийся в воображении художника, он является неким вдохновением, возникающим в процессе мышления творца, что закладывается в основу образа-произведения;
образ - произведение, воплощенный в том или ином материале;
образ - восприятие, возникающий в сознании зрителя и становится итогом этой совместной деятельности.
Способностью цельно видеть объекты, во взаимосвязи, является умение мыслить образами. Основной частью творческой личности становится именно это умение. Образное мышление пользуется образами непосредственного чувственного принятия реального мира и их мысленным преобразованием.
Образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.
Образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. C помощью наглядно-действенного мышления наиболее полно воссоздаётся все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
C точки зрения Р.С. Немова: «Образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти».
По словам Н.Н. Поддъякова: «Наглядно-образное мышление –чрезвычайно сложное образование, выступающее как определенная системавзаимосвязанных разнородных элементов, ведущими cреди которых являются различные виды детских представлений и умение оперировать ими».
Поэтому теоретическое мышление включает в себя понятийное и образное, а практическое – наглядно-образное и наглядно-действенное. Это можно представить в следующей схеме:
Рис.1. Виды мышления
А.В.Петровский в своем словаре предлагает такое определение: «Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своём качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением»/
По мнению Конюхова Н.И. образное мышление - вид мышления, связанный с оперированием образами и сочетающий в себе чувственные и логические компоненты образного мышления нередко бывает связано с интуицией, с воображением.
Как пишет Выготский Л.С. образное мышление - мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.
Платонов К.К. так видит образное мышление - вид мышления, сущность которого в оперировании образами бывших ранее восприятий. Оно лежит в основе воображения.
В словаре под редакцией Никифорова А.С. образное мышление - Мышление, оперирующее наглядными, чувственными представлениями.
Жмуров, В. А. автор «Большой энциклопедии по психиатрии» говорит форма умственной деятельности с участием речи и посредством оперирования мысленными образами или что то же самое, с конкретными и собирательными понятиями. Данная форма мышления, как указывают психологи, доминирует у детей в возрасте от 4-5 до 8-11 лет. Типичные признаки такого мышления представляют:
а) недостаточное овладение абстрактными и общими понятиями;
б) предпочтение ситуационных связей между мыслями логическим, а также
в) то значительное влияние, которое оказывают на ход умственной деятельности эмоции. Другими словами, в этом возрасте возникают нормальные для указанного возраста варианты эмоционального и аутистического мышления, поскольку дети еще слабо дифференцируют реальность и плоды своего воображения, им всем свойственно желаемое принимать за действительное.
Образное мышление — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы - представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
Пcихолого-генетические исследования показали, что переход от -действенного к образному образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.
Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия c содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых cущественных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели.
Такие понятия складываются еще при наглядно - действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит главным образом в процеccе хранения, актуализации и переработки представлений.
C точки зрения М.Г. Ярошевского: «образное мышление - это один из видов мышления, cвязанный с представлением cитуаций и изменений в них. C помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воccоздается все многообразие различных фактических характериcтик предмета. В образе может быть зафикcировано одновременно видение предмета c нескольких точек зрения. Важной оcобенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» cочетаний предметов и их свойств. В этом cвоем качестве наглядно образное мышление практически неразличимо с воображением».
Выделяют три этапа развития образного мышления у детей:
Этап подражания, служащий для выработки умений и навыков.
Этап репродуктивного развития образного мышления, необходимый для преемственности прежних форм художественной культуры и выработки у учащихся определенного типа образного мышления, ограниченного рамками определенной художественной культуры. .
Этап творческого развития образного мышления, необходимый для дальнейшего развития культуры в целом и развития оригинальности и неповторимости мышления в частности.
К первому этапу мы относим теоретико-эмпирические знания младших школьников основных законов рисунка, живописи и декоративного рисования. Такие знания в практическом воплощении составляют конструкцию художественного образа, его выразительности. Умение образно мыслить и качественно передавать продукт мыслительной деятельности в творческих работах особенно важно на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Второй этап превращает знания первого этапа в умения и владения. Высшим результатом развития образного мышления младших школьников является творческий уровень оперирования или владения образами. Показателем развития образного мышления в условиях изобразительной деятельности учащихся может служить устойчивое проявление позитивного развития «образности» в творческих работах.
Развитие происходит в процессе освоения определенных типов деятельности. Следовательно, «развитие» обозначает как изменение мышления школьников, так и связанное с ним изменение продуктов их изобразительной деятельности в определенных условиях среды. Говоря о таких условиях, мы, прежде всего, говорим о психолого-педагогических условиях развития образного мышления учащихся на уроке изобразительного искусства. Необходимо отметить основные условия, препятствующие современной школе обеспечивать весь спектр задач по развитию художественно-эстетических способностей детей. В первую очередь это недостаточное количество часов, отводимых Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ на образовательную область «Искусство» (один урок в неделю на каждый класс). Следующим фактором является отсутствие отдельного кабинета изобразительного искусства, учебный кабинет обычно предназначен и для занятий другими предметами. Низкая укомплектованность методического и натурно-постановочного фондов школ. Отсутствуют элементарные технические средства обучения в школах. И третий фактор — отсутствие компетентных, квалифицированных специалистов в области «Изобразительное искусство» в начальной школе. Все это вызывает острую необходимость разработки оптимизированных методик преподавания изобразительного искусства и, в частности, методов развития образного мышления как творческой грани личности современного ученика.
Таким образом, образное мышление — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли.