kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа Беседа об ИЗО ( ФГТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа предназначена  для ДШИ, ДХШ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа Беседа об ИЗО ( ФГТ)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании художественного на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________202___г. «___»___________202___г.






Программа учебного предмета

«ЖИВОПИСЬ (ФГТ)»




срок реализации 4 года

Художественное отделение






Директор ДШИ №2 _______________





г. Альметьевск

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






















Пояснительная записка.


Живопись - вид изобразительного искусства, традиционно занимающий первое место в их триаде (живопись, скульптура, графика).

Главное выразительное средство живописи - цвет (колорит). Его характеристики способны вызывать различные ассоциации, чувства, усиливать эмоциональность и выразительность изображения. Также важными средствами художественной выразительности в живописи являются светотень, «общий тон» и техника исполнения работы. Поэтому много заданий в программе отведено изучению выразительных средств живописи.

Следующая важная проблема, рассматриваемая в программе, - это построение объема и пространства в живописи. Она связана с воздушной и линейной перспективой, пространственными свойствами теплых, холодных и дополнительных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего тона постановки. Решение этих проблем и создание хорошей живописной работы без предварительного и параллельного рассмотрения их в рисунке и композиции невозможно. Поэтому в предлагаемой программе по живописи все задания отстают на 1-2 занятия от заданий по рисунку, и тесно связаны с заданиями по композиции. Такая система хороша тем, что знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на занятиях по рисунку, пополняются, закрепляются и рассматриваются уже с новых позиций в живописи. Это способствует повышению мастерства.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет. Объем учебного времени за весь курс составляет 408 академических часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая. Количество детей 4- 10 человек.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 –й год






Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Часы

50

52

50

52

50

52

50

52

Всего академических часов

102

102

102

102

Итого:408ч

Цель программы формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.

Задачи учебного предмета:

1) Обучающие: дать знания видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; и научить к практическим навыкам живописной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей; познакомить разными техниками, материалами.

2) Развивающие: развивать эстетические способности и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;

3) Воспитывающие: воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.

Программа составлена в соответствии с требованиями государственных программ для ДХШ и ДШИ (ИЗО) и рассчитана на 4 года обучения и сориентирована с «Интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ»

В 1-м классе учащиеся знакомятся с азами цветоведения (как теоретически, так и практически), понятиями «локальный» цвет и колорит. Учатся сочетать цвета всех предметов натюрморта, добиваться цельности изображения. В конце 1-го класса учащиеся должны грамотно компоновать изображение на листе, уметь точно определять локальный цвет предметов и уметь теоретически обосновывать возникновение определенного цвета, а также владеть основными приемами и навыками работы акварелью.

Во 2-м классе основными темами являются перспектива цвета, светотень в живописи, выполнение кратковременных этюдов. Эти проблемы могут быть понятны учащимся только при условии, что программа первого класса усвоена достаточно хорошо. В конце 2-го класса учащиеся должны уметь передавать изменение локального цвета предмета в зависимости от освещения и окружения, при помощи цвета передавать пространство. Очень важно, чтобы эти темы были усвоены учащимися с достаточно полно, так как это легко позволит перейти к программе 3-го класса.

В 3-м классе основное внимание уделяется моделировке фор предметов цветом, а также передаче плановости и материальности. Интересным и полезным являются задания на изменение общего тона и цвета натюрморта в зависимости от удаления от источника света. Это наиболее сложный год обучения, к его окончанию учащиеся должны научиться видеть и передавать предметы в многообразии тональных и цветовых характеристик, решать технологические живописные задачи, разрабатывать тепло-холодные отношения в натюрморте.

На 4-м году обучения учащиеся изучают способы перед материальности предметов и колористического богатства, то есть многообразия тональных и цветовых нюансировок. К концу 4-го года обучения учащиеся должны уметь передавать материальность предметов, следовательно, выполнять полную тональную и цветовую моделировку формы изображаемых объектов.

Учебно-тематический план по живописи

1 класс

Блок / темы




Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1 четверть

Блок 1. Основы цветоведения.





Тема 1.1. Цветовой ряд одного цвета по светлоте.

урок



6


Тема 1.2. Цветовой ряд. получение составных цветов.


урок



9


Тема 1.3. Цветовые оттенки. Способы их получения

урок



6

2 четверть






Блок 2. Локальный цвет предмета. Силуэт.

Тема 2.1. Изменение цвета предмета в зависимости от изменения окружающей среды.




урок



6

Блок 3. Теплые, холодные цвета, констрастные цвета. Тема 3.1. Понятия «теплые цвета». Психологическое воздействие цвета


урок



6




Тема 3.2. Понятия «холодные цвета» Психологическое воздействие цвета

урок

6


Тема 3.3. Понятия «контрастные цвета» Психологическое воздействие цвета

урок

3

3 четверть

Блок 4. Натюрморт. Сближенные цветовые

отношения. Четыре основных цвета.

урок

9

Тема 4.1. Зеленая цветовая гамма

урок

6

Тема 4.2. Красная цветовая гамма.



урок


6


Тема 4 3. Желтая цветовая гамма.



урок


6


Тема 4.4. Синяя цветовая гамма.


урок


6



4 четверть





Блок 5. Разложение локального цвета на составляющие





Тема 5.1. Холодная цветовая гамма.


Взаимодействие цветов.

урок


6



Тема 5.2. Теплая цветовая гамма. Взаимодействие цветов.

урок

6



Контрольное задание

урок



15


Всего




102



2 класс

Блок / темы




Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

Блок 1. Воздушная перспектива цвета. Тема 1.1. Изменение цвета в пространстве «Цветовая дорожка»


урок




6


Блок 2. Изменение общего тона и цвета

Тема 2.1. Передача локального предмета цветом.

предмета. «Натюрморт в теплой цветовой гамме».


урок



18


2 четверть





Тема 2.1. Натюрморт в холодной цветовой гамме.


урок



15


Тема 2.2. Этюды чучел птиц и животных.



урок

9



3 четверть





Блок 3. Светотень в живописи. Тема 3.1. Изменение локального цвета предмета на свету и в тени. Воздушная перспектива светотени в живописи.

урок

27

4 четверть





Блок 4. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте. Тема 4.1. Передача пространства в натюрморте.


урок

12

Контрольное задание



12



Всего



102





3 класс

Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1 четверть





Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 2 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт со цветами, фруктами или овощами.


урок


12

Тема 1.2. Передача объема предмета цветом. Натюрморт.

урок



9



2 четверть




Блок 3. Полная моделировка формы предмета цветом. Тема 3.1. Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей его среды.


урок



12

Тема 3.2. Передача материальности живописными средствами. Знакомство с понятиями «рефлекс» и «отражение».

урок

9

3 четверть





Блок 4. Изменение общего тона и цвета

натюрморта при удалении от источника света Тема 4.1. Натюрморт при боковом освещении


урок


15


Тема 4.2. Натюрморт при лобовом освещении.



урок



18

4 четверть





Блок 5. Складки в живописи.

Тема 5.1. Натюрморт со складками. Контрольное задание.

урок

24


Всего





102

4 класс

Блок / темы

Вид учебного занятия


Аудиторные занятия

(час)

1 четверть





Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.

урок

27



2 четверть



Блок 2. Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами. Тема 2.1. Портрет.

урок



12

Блок 3. Материальность. Пространственные отношения. Тема 3.1. Натюрморт с темными и светлыми предметами на нейтральном по тону фоне.

урок


15




3 четверть




Тема 3.3. Натюрморт с темными предметами на темном по тону фоне.



урок



12


Тема 3.4. Натюрморт со светлыми предметами на светлом фоне.



урок



12


Тема 3.5. Натюрморт в контрастной цветовой гамме.


урок

9

4 четверть





Итоговая экзаменационная работа.


урок



27

Всего




102



Содержание учебного предмета «Живопись»

1 КЛАСС

Блок 1. Основы цветоведения. Знакомство с акварельной техникой.

Тема 1.1. Беседа о живописи. Организация рабочего места.

Организация рабочего места.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «живопись»,

  • Познакомить учащихся с материалами, которые использует художник- живописец,

  • Научить организовывать рабочее место,

  • Познакомить с основными приемами работы акварелью.

Практическое задание:

  • Проба красок на палитре и листе (простейшая цветовая растяжка в 3-4 тона).

Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, различные живописные материалы, работы учащихся ДХШ и художественного училища выполненные различными живописными материалами).

У учеников: бумага, акварель, кисти различного размера.


Тема 1.2. Цветовой ряд одного цвета по светлоте.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с тремя основными характеристиками цвета (светлота, тональность, насыщенность),

  • Познакомить учащихся с понятиями «основные», «составные», «дополнительные» цвета,

  • Развивать навыки работы акварелью, научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешение цветов).

Практическое задание:

  • Цветовая растяжка одного цвета от светлого к темному и наоборот (3 цветовых растяжки различных цветов на выбор учащегося),

  • Цветовые растяжки на получение составных цветов из трех основных (от синего к желтому, от красного к желтому, от синего к красного), можно заменить эти растяжки выполнением цветового спектра,

  • Цветовые растяжки на смешение дополнительных цветов (от красного к зеленому, от синего к оранжевому, от фиолетового к желтому).

Материалы:

У учителя: цветовой спектр (с дополнительными цветами), работы учащихся ДХШ и

художественного училища.

У учеников: 1/4 листа акварельной бумаги, акварель, кисти различных размеров.


Тема 1.3. Цветовой ряд. Получение составных цветов.

Задачи:

  • Показать разнообразие оттенков одного цвета,

  • Объяснить различные способы получения различных оттенков одного цвета.

  • Развитие навыков работы с акварелью.

Практическое задание:

  • Написать ветку дерева с листьями (по представлению). Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училищ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.


Тема 1.4. Цветовые оттенки. Способы их получения.

Задачи:

  • Показать разнообразие зеленых и коричневых оттенков,

  • Объяснить различные способы получения.

Практическое задание:

  • Написать ветку дерева с листьями (по представлению). Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училищ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.

Блок 2. Общий (локальный) цвет предмета. Силуэт.

Тема 2.1. Изменение цвета предмета в зависимости от изменения окружающей среды.

Задачи:

  • Объяснить понятие «локальный» цвет,

  • Закрепить знания об основных характеристиках цвета,

  • Познакомить с понятием «цветовые отношения» в натюрморте,

  • Объяснить взаимосвязь отношений локального цвета предмета и окружаю его среды.

Практическое задание:

  • Осенние листья на разных по цвету и тону фонах (2 работы - светлое на тем! темное на светлом).

Материалы:

У учителя: материалы для проведения эксперимента на выявление взаимосвязи между локальным цветом предмета и окружающей его средой.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров..


Блок 3. Теплые, холодные, дополнительные цвета.

Тема 3.1. Понятия «теплые, холодные цвета».

Задачи:

  • Познакомить учащихся с разнообразием теплых цветов и их оттенками,

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.

  • Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Написать бабочку или рыбку в теплой цветовой гамме (локальными цветам

  • Натюрморты в теплой цветовой гамме (желто-коричневая, красно- зеленая цветовые гаммы). Исполнение с разложением локального цвета составляющие.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.

Блок 4. Натюрморт. Сближенные цветовые отношения. Четыре основных цвета.

Тема 4.1. Зеленая цветовая гамма.

Задачи:

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморт на сближенные цветовые отношения.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.


Тема 4.2. Красная цветовая гамма.

Задачи:

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморт на сближенные цветовые отношения.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.

Тема 4.3. Желтая цветовая гамма.

Задачи:

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморт на сближенные цветовые отношения.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.

Тема 4.1. Синяя цветовая гамма.

Задачи:

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморт на сближенные цветовые отношения.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров. .


Блок 5. Разложение локального цвета на составляющие.

Тема 5.1. Подбор цвета. Работа с натуры.

Задачи

  • Научить находить тепло-холодные отношения в одном локальном цвете; Практическое задание:

  • Натюрморт на оптическое смешение цветов, пуантель.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.


Тема 5. 2.Холодная цветовая гамма.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с разнообразием холодных цветов и их оттенками,

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.

  • Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморт на оптическое смешение цветов, пуантель.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.


Тема 5.3.Теплая цветовая гамма.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с разнообразием теплых цветов и их оттенками,

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Научить находить оттенков одного цветового ряда,

  • Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.

  • Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Натюрморты в теплой цветовой гамме (желто-коричневая, красно- зеленая цветовые гаммы). Исполнение с разложением локального цвета составляющие.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.

Блок 6. Натюрморт на дополнительные и контрастные цвета.

Тема 6.1. Контрастная цветовая гамма.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «цветовой контраст» (контраст дополнительных цветов, по светлотности, по тепло-холодности),

  • Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,

  • Выработать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,

  • Развивать навык компоновки натюрморта с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:

  • Написать бабочку или рыбку в контрастной цветовой гамме (выбрать один из видов контраста).

  • Натюрморт в контрастной цветовой гамме (тепло-холодный - 2 натюрморта, на дополнительных цветах - 2 натюрморта). Натюрморты выполняются с разложением локального цвета на составляющие.

Материалы:

У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.


Контрольное задание

Задачи:

  • Выявить уровень усвоенных учащимися знаний и умений (умение закомпоновать натюрморт, работать большими цветовыми отношениями, отразить разнообразных цветовых оттенков, разложить локальный цвет на составляющие).

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х предметов быта. Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училище У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.

2 КЛАСС

Блок 1. Повторение и закрепление пройденного 1 классе материала.

. Воздушная перспектива цвета.

Тема 1.1. Изменение цвета в пространстве «Цветовая дорожка».

Задачи:

  • Объяснить теорию изменения цвета в пространстве,

  • Научить применять теоретические знания на практике,

  • Закрепить навыки работы акварелью.

Практическое задание:

  • Упражнение на изменение цвета в пространстве («цветовая дорожка представлению),

  • «Цветовая дорожка» с натуры.

  • Материалы:

У учителя: спектр, цветовая дорожка, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель.


Блок 2. Изменение общего тона и цвета

Тема 2.1. Передача локального предмета цветом. Натюрморт в теплой цветовой гамме

Задачи:

  • Объяснить и показать способы передачи объема предмета шарообразной

формы цветом,

  • Закрепить навыки работы акварелью.

Практическое задание:

  • Натюрморт в теплой цветовой гамме.

Материалы:

У учителя: спектр, цветовая дорожка, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: ватманского листа, акварель.


Тема 2.2. Передача объема предмета цветом. Натюрморт в холодной цветовой гамме

Задачи:

  • Объяснить и показать способы передачи объема предмета шарообразной

формы цветом,

  • Закрепить навыки работы акварелью.

Практическое задание:

  • Натюрморт в холодной цветовой гамме.

Материалы:

У учителя: спектр, цветовая дорожка, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: ватманского листа, акварель.

Тема 2.3. Этюды чучел птиц или животных.

Задачи:

  • Объяснить характерные особенности изображения птиц и животных,

  • Закрепить навыки работы над натюрмортом большими цветовыми отношениями,

  • Познакомить учащихся с техникой работы «по сырому».

  • Практическое задание:

  • Кратковременный этюд птицы или животного.

  • Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников:1\4ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.

Блок 3. Светотень в живописи.

Тема 3.1. Изменение локального цвета предмета на свету и в тени. Воздушная перспектива светотени в живописи.

Задачи:

  • Объяснить влияние световых лучей на изменение локального цвета предмета на свету и в тени,

  • Научить различать и передавать лобовое и боковое освещение,

  • Сформировать навык передачи основных тональных отношений в натюрморте. Практическое задание:

  • Натюрморт (сближенные цветовые и тональные отношения) при лобовом освещении,

  • Натюрморт (сближенные цветовые и тональные отношения) при боковом освещении,

  • Натюрморт (контрастные цветовые и тональные отношения) при лобовом освещении,

  • Натюрморт (контрастные цветовые и тональные отношения) при боковом освещении.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с этапами работы над натюрмортом, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.


Блок 4. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте.

Тема 4.1. Передача пространства в натюрморте средствами светотеневых и цветовых отношений.

Задачи:

  • Закрепить на практике теорию изменения цвета в пространстве ,

  • Закрепить навыки работы над натюрмортом большими цветовыми отношениями,

  • Выработать навыки работы с акварелью.

  • Практическое задание:

  • Простой натюрморт в интерьере около окна.

  • Простой натюрморт в интерьере (тот же) в глубине комнаты.

  • Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников:1\4ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.

Контрольное задание

Задачи: Выявить уровень усвоения учащимися пройденного во втором классе материала (компоновка в листе, общие цветовые и тональные отношения натюрморта светотеневые отношения в натюрморте, моделировка объема предметов и пространства цветом).

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-4-х предметов при лобовом или боковом освещении.

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4или 1/2 ватманского листа, акварель


3 КЛАСС

Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в классе материала.

Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания полученные учащимися во втором классе (большие светотеневые отношения в натюрморте, передача объема предметов и пространства натюрморта цветом, технически грамотное исполнение).

Практическое задание:

  • Натюрморт с цветами, фруктами или овощами около окна.

Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель.


Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами.

Тема 2.1. Этюд фигуры человека в интерьере.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными пропорциями человека,

  • Показать особенности изображения человека живописными изобразителными средствами,

  • Закрепить навыки работы большими цветовыми и тональными отношения Практическое задание:

  • Этюд фигуры человека в интерьере на нейтральном по цвету фоне.

Материалы:

У учителя: пособие с изображением пропорций человека, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель.

Тема 2.2. Передача объема предмета цветом.

Задачи:

  • Закрепить знания теории изменения цвета в пространстве на практике,

  • Закрепить навыки передачи объема предмета цветом, и расположении его в пространстве.

Практическое задание:

  • Нейтральные по цвету предметы на различных по тепло- холодности фонах. Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель.


Блок 3. Полная моделировка формы предмета цветом.

Тема 3.1. Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей его среды.

Задачи:

  • Объяснить из чего состоят «большой свет» и «большая тень» (блик, полутон, ближняя точка тени, рефлекс).

  • Научить анализировать светотеневые отношения натюрморта (с полным тональным разбором),

  • Закрепить знания о влиянии окружающей среды на локальный цвет предмета. Практическое задание:

  • Кратковременные этюды фруктов или предметов быта на разных фонах,

  • Натюрморт из 3-4-х предметов с ярко выраженными рефлексами.

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 или 1/5 ватманского листа (на каждую из работ), акварель или гуашь на выбор.


Тема 3.2. Передача материальности живописными средствами. Знакомство с различиями понятий «рефлекс» и «отражение».

Задачи:

  • Провести полный разбор предметов натюрморта в тоне и цвете,

  • Продемонстрировать на конкретных примерах отличие рефлекса от отражения,

  • Объяснить особенности изображения предметов, выполненных из блестящих материалов,

  • Закрепить знания о влиянии окружающей среды на собственный цвет предмета. Практическое задание:

  • Натюрморт из разнофактурных предметов (1 или 2 из которых блестящие). Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.


Блок 4. Изменение общего тона и цвета натюрморта при удалении от источника света.

Тема 4.1. Натюрморт при боковом освещении.

Задачи:

  • Научить применять на практике теорию изменения общего тона и цвета предмета по мере удаления его от источника света,

  • Научить выявлять разнообразие оттенков цвета и его изменения в зависимости от удаления от источника света,

  • Выявить характерные особенности бокового освещения и его передачи в работе,

  • Закрепление навыков работы акварелью или гуашью.

Практическое задание:

  • Три этюда простого и понятного натюрморта из 2-3-х предметов при боковом освещении (у окна, в середине комнаты, в глубине комнаты).

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/8 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.


Тема 4.2. Натюрморт при лобовом освещении.

Задачи:

  • Научить применять на практике теорию изменения общего тона и цвета предмета по мере удаления его от источника света,

  • Научить выявлять разнообразие оттенков цвета и его изменения в зависимости от удаления от источника света,

  • Выявить характерные особенности лобового освещения и его передачи работе,

  • Закрепление навыков работы акварелью или гуашью.

Практическое задание:

  • Три этюда простого и понятного натюрморта из 2-3-х предметов при лобовом освещении (у окна, в середине комнаты, в глубине комнаты).

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожках спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/8 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.


Блок 5. Складки в живописи.

Тема 6.1. Изображение складок живописными средствами.

Задачи:

  • Провести анализ формообразования складок,

  • Научить выявлять цельность цветовых и тональных отношений натюрморта,

  • Научить изображать тоном форму складок в пространстве, подчиняя их. Практическое задание:

  • Натюрморт из 2-х предметов с введением простых складок.

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель или гуашь.


Подведение итогов

Время: 1 час.


4 КЛАСС

Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала.

Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.

Задачи:

  • Закрепит умение выполнять кратковременные этюды,

  • Закрепит умение технически свежо точно передавать точность цветовых и тональных отношений в натюрморте.

Практическое задание:

  • Натюрморт с живыми цветами и фруктами на окне или при лобовом освещении. Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами.

Тема 2.1. Этюды фигуры человека в интерьере на разных фонах, при различных характерах освещения.

Задачи:

  • Закрепить знания о пропорциях человека,

  • Закрепить умение определять большие цветовые и тональные отношения в постановке.

Практическое задание:

  • Этюд сидящего натурщика на светлом фоне.

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Блок 3. Материальность. Пространственные отношения.

Тема 3.1. Натюрморт из разнофактурных предметов.

Задачи:

  • Закрепить умение передавать объем и материальность предметов натюрморта живописными средствами,

  • Закрепить умение выявлять большие цветовые и тональные отношения натюрморта.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-4-х разнофактурных предметов в контрастной цветовой гамме Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.


Тема 3.2. Натюрморт с темными и светлыми предметами нейтральном по тону фоне.

Задачи:

  • Закрепить умение передавать объем и материальность предметов натюрморта живописными средствами,

  • Закрепить умение выявлять большие цветовые и тональные отношения натюрморта,

  • Закрепить умение нахождения разнообразных оттенков одного цвета.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-4-х темных предметов различных по материальности на светлом фоне (тональный контраст).

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Тема 3.3. Натюрморт с темными предметами на темном по тону фоне.

Задачи:

  • Закрепить навыки передачи объема, материальности предметов натюрморта,

  • Закрепить навыки передачи пространственных отношений в натюрморте живописными изобразительными средствами,

  • Развитие навыков работы над постановкой большими цветовыми и тональными отношениями.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 4-5-ти предметов в контрастной цветовой гамме (контраст по тепло-холодности или на основе пар дополнительных цветов).

Материалы:

У учителя: Те же что в предыдущем задании.

У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Тема 3.4. Натюрморт со светлыми предметами на светлом фоне.

Задачи:

  • Те же что в темах 3.2. и 3.3.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (теплая цветовая гамма). Возможно применение различных техник.

  • Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (холодная цветовая гамма). Возможно применение различных техник.

Материалы:

У учителя: Те же что в предыдущем задании

У учеников: 1/2 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель или гуашь на выбор.

Тема 3.4. Натюрморт в контрастной цветовой гамме

Задачи:

Те же что в темах 3.3. и 3.4.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (контрастной цветовой гамме). Возможно применение различных техник.

Материалы:

У учителя: Те же что в предыдущем задании.

У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Тема 3.5. Натюрморт в сдержанной цветовой гамме.

Задачи:

  • Те же что в предыдущей теме.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 4-5-ти предметов различных по материальности в «сдержанной» цветовой гамме.

Материалы:

У учителя: Те же что в предыдущем задании.

У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.

Контрольное задание

Задачи:

Выявить уровень знаний и умений, приобретенных учащимися за весь курс обучения живописи.

Практическое задание:

  • Тематический натюрморт (можно с гипсовой головой).

Материалы:

У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, пособие с «выступающими» и «отступающими» цветами. Репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/2 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель или гуашь на выбор.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончании полного курса данной программы учащиеся должны при работе над натюрмортом или этюдом фигуры человека приобрести следующие навыки:

  • Чувствовать большую форму, тон и цвет предметов постановки;

  • Передавать общий цветовой и тональный строй постановки;

  • Уметь передавать художественными средствами материальность предметов;

  • Изображать месторасположение предметов в пространстве (плановость) и пространство, их окружающее.

Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях художественного профиля.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1Мольберты

2.Книги

3.Стулья

4.Софиты

5.Доска.мел.тряпка

6.Натурный фонд, содержающий предметы, необходимые в постановке

7.Работа выпускников

8.Таблица по цветоведению

9.Репродукции произведений классиков

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Оценка качества реализации программы включает в себя следующий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся

В качестве текущего контроля используются педагогом просмотры учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудитоного времени, предусмотренного на учебный предмет грамотность.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, в конце каждой четверти на учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Критерии оценивания по предмету «Живопись»

Оценка 5- «Отлично».

  • учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки,

  • Умение поставить предметы на плоскость;

  • выявление формы, объема ,пространства цветом ;

  • Уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения и учебная задача выполнена полностью. Демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; задание выполнено полностью без ошибок;


Оценка4- «Хорошо».

  • Выполнение поставленных задач с незначительными ошибками;

  • полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; умение поставить предметы на плоскость; выявление формы, объема пространства цветом;

  • уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения.

  • Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении

Оценка 3- «Удовлетворительно»

  • при выполнении задания есть несоответствия требованиям ;

- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью)

- Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта






























СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011

П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008

Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004

Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002

Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005

Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа Беседа об ИЗО ( ФГТ)

Автор: Фархутдинова Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656041

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа урока по лепке для 2 класса дхш"
    ["seo_title"] => string(40) "proghrammaurokapoliepkiedlia2klassadkhsh"
    ["file_id"] => string(6) "307684"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458399197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые инструменты» "
    ["seo_title"] => string(134) "dopolnitiel-naia-priedprofiessional-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-v-oblasti-muzykal-nogho-iskusstva-dukhovyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "133992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416641930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Комплексно-тематическое планирование в средней логопедической группе"
    ["seo_title"] => string(76) "komplieksnotiematichieskoieplanirovaniievsriednieiloghopiedichieskoighruppie"
    ["file_id"] => string(6) "258044"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448440355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Консультация для родителей формирование основ компетеннтности безопастной жизнедеятельности дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_formirovanie_osnov_kompetenntnosti_bezopastnoi_zhiz"
    ["file_id"] => string(6) "560148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602759289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства