Живопись - вид изобразительного искусства, традиционно занимающий первое место в их триаде (живопись, скульптура, графика).
Главное выразительное средство живописи - цвет (колорит). Его характеристики способны вызывать различные ассоциации, чувства, усиливать эмоциональность и выразительность изображения. Также важными средствами художественной выразительности в живописи являются светотень, «общий тон» и техника исполнения работы. Поэтому много заданий в программе отведено изучению выразительных средств живописи.
Следующая важная проблема, рассматриваемая в программе, - это построение объема и пространства в живописи. Она связана с воздушной и линейной перспективой, пространственными свойствами теплых, холодных и дополнительных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего тона постановки. Решение этих проблем и создание хорошей живописной работы без предварительного и параллельного рассмотрения их в рисунке и композиции невозможно. Поэтому в предлагаемой программе по живописи все задания отстают на 1-2 занятия от заданий по рисунку, и тесно связаны с заданиями по композиции. Такая система хороша тем, что знания, умения и навыки, которые учащиеся получают на занятиях по рисунку, пополняются, закрепляются и рассматриваются уже с новых позиций в живописи. Это способствует повышению мастерства.
Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет. Объем учебного времени за весь курс составляет 408 академических часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая. Количество детей 4- 10 человек.
Сведения о затратах учебного времени
Разделы
Затраты учебного времени
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4 –й год
Полугодие
1
2
1
2
1
2
1
2
Часы
50
52
50
52
50
52
50
52
Всего академических часов
102
102
102
102
Итого:408ч
Цель программы формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Задачи учебного предмета:
1) Обучающие: дать знания видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; и научить к практическим навыкам живописной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей; познакомить разными техниками, материалами.
2) Развивающие: развивать эстетические способности и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;
3) Воспитывающие: воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество. Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.
Программа составлена в соответствии с требованиями государственных программ для ДХШ и ДШИ (ИЗО) и рассчитана на 4 года обучения и сориентирована с «Интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ»
В 1-м классе учащиеся знакомятся с азами цветоведения (как теоретически, так и практически), понятиями «локальный» цвет и колорит. Учатся сочетать цвета всех предметов натюрморта, добиваться цельности изображения. В конце 1-го класса учащиеся должны грамотно компоновать изображение на листе, уметь точно определять локальный цвет предметов и уметь теоретически обосновывать возникновение определенного цвета, а также владеть основными приемами и навыками работы акварелью.
Во 2-м классе основными темами являются перспектива цвета, светотень в живописи, выполнение кратковременных этюдов. Эти проблемы могут быть понятны учащимся только при условии, что программа первого класса усвоена достаточно хорошо. В конце 2-го класса учащиеся должны уметь передавать изменение локального цвета предмета в зависимости от освещения и окружения, при помощи цвета передавать пространство. Очень важно, чтобы эти темы были усвоены учащимися с достаточно полно, так как это легко позволит перейти к программе 3-го класса.
В 3-м классе основное внимание уделяется моделировке фор предметов цветом, а также передаче плановости и материальности. Интересным и полезным являются задания на изменение общего тона и цвета натюрморта в зависимости от удаления от источника света. Это наиболее сложный год обучения, к его окончанию учащиеся должны научиться видеть и передавать предметы в многообразии тональных и цветовых характеристик, решать технологические живописные задачи, разрабатывать тепло-холодные отношения в натюрморте.
На 4-м году обучения учащиеся изучают способы перед материальности предметов и колористического богатства, то есть многообразия тональных и цветовых нюансировок. К концу 4-го года обучения учащиеся должны уметь передавать материальность предметов, следовательно, выполнять полную тональную и цветовую моделировку формы изображаемых объектов.
Блок 3. Полная моделировка формы предмета цветом. Тема 3.1. Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей его среды.
урок
12
Тема 3.2. Передача материальности живописными средствами. Знакомство с понятиями «рефлекс» и «отражение».
урок
9
3 четверть
Блок 4. Изменение общего тона и цвета
натюрморта при удалении от источника света Тема 4.1. Натюрморт при боковом освещении
урок
15
Тема 4.2. Натюрморт при лобовом освещении.
урок
18
4 четверть
Блок 5. Складки в живописи.
Тема 5.1. Натюрморт со складками. Контрольное задание.
урок
24
Всего
102
4 класс
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.
урок
27
2 четверть
Блок 2. Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами. Тема 2.1. Портрет.
урок
12
Блок 3. Материальность. Пространственные отношения. Тема 3.1. Натюрморт с темными и светлыми предметами на нейтральном по тону фоне.
урок
15
3 четверть
Тема 3.3. Натюрморт с темными предметами на темном по тону фоне.
урок
12
Тема 3.4. Натюрморт со светлыми предметами на светлом фоне.
урок
12
Тема 3.5. Натюрморт в контрастной цветовой гамме.
урок
9
4 четверть
Итоговая экзаменационная работа.
урок
27
Всего
102
Содержание учебного предмета «Живопись»
1 КЛАСС
Блок 1. Основы цветоведения. Знакомство с акварельной техникой.
Тема 1.1. Беседа о живописи. Организация рабочего места.
Организация рабочего места.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «живопись»,
Познакомить учащихся с материалами, которые использует художник- живописец,
Научить организовывать рабочее место,
Познакомить с основными приемами работы акварелью.
Практическое задание:
Проба красок на палитре и листе (простейшая цветовая растяжка в 3-4 тона).
Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, различные живописные материалы, работы учащихся ДХШ и художественного училища выполненные различными живописными материалами).
У учеников: бумага, акварель, кисти различного размера.
Тема 1.2. Цветовой ряд одного цвета по светлоте.
Задачи:
Познакомить учащихся с тремя основными характеристиками цвета (светлота, тональность, насыщенность),
Познакомить учащихся с понятиями «основные», «составные», «дополнительные» цвета,
Развивать навыки работы акварелью, научить добиваться в работах плавного перехода одного цвета в другой (равномерное пропорциональное смешение цветов).
Практическое задание:
Цветовая растяжка одного цвета от светлого к темному и наоборот (3 цветовых растяжки различных цветов на выбор учащегося),
Цветовые растяжки на получение составных цветов из трех основных (от синего к желтому, от красного к желтому, от синего к красного), можно заменить эти растяжки выполнением цветового спектра,
Цветовые растяжки на смешение дополнительных цветов (от красного к зеленому, от синего к оранжевому, от фиолетового к желтому).
Материалы:
У учителя: цветовой спектр (с дополнительными цветами), работы учащихся ДХШ и
художественного училища.
У учеников: 1/4 листа акварельной бумаги, акварель, кисти различных размеров.
Объяснить различные способы получения различных оттенков одного цвета.
Развитие навыков работы с акварелью.
Практическое задание:
Написать ветку дерева с листьями (по представлению). Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училищ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.
Тема 1.4. Цветовые оттенки. Способы их получения.
Задачи:
Показать разнообразие зеленых и коричневых оттенков,
Объяснить различные способы получения.
Практическое задание:
Написать ветку дерева с листьями (по представлению). Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училищ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.
Блок 2. Общий (локальный) цвет предмета. Силуэт.
Тема 2.1. Изменение цвета предмета в зависимости от изменения окружающей среды.
Задачи:
Объяснить понятие «локальный» цвет,
Закрепить знания об основных характеристиках цвета,
Познакомить с понятием «цветовые отношения» в натюрморте,
Объяснить взаимосвязь отношений локального цвета предмета и окружаю его среды.
Практическое задание:
Осенние листья на разных по цвету и тону фонах (2 работы - светлое на тем! темное на светлом).
Материалы:
У учителя: материалы для проведения эксперимента на выявление взаимосвязи между локальным цветом предмета и окружающей его средой.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров..
Блок 3. Теплые, холодные, дополнительные цвета.
Тема 3.1. Понятия «теплые, холодные цвета».
Задачи:
Познакомить учащихся с разнообразием теплых цветов и их оттенками,
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.
Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Написать бабочку или рыбку в теплой цветовой гамме (локальными цветам
Натюрморты в теплой цветовой гамме (желто-коричневая, красно- зеленая цветовые гаммы). Исполнение с разложением локального цвета составляющие.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Блок 4. Натюрморт. Сближенные цветовые отношения. Четыре основных цвета.
Тема 4.1. Зеленая цветовая гамма.
Задачи:
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморт на сближенные цветовые отношения.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Тема 4.2. Красная цветовая гамма.
Задачи:
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморт на сближенные цветовые отношения.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Тема 4.3. Желтая цветовая гамма.
Задачи:
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморт на сближенные цветовые отношения.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Тема 4.1. Синяя цветовая гамма.
Задачи:
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Развивать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморт на сближенные цветовые отношения.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров. .
Блок 5. Разложение локального цвета на составляющие.
Тема 5.1. Подбор цвета. Работа с натуры.
Задачи
Научить находить тепло-холодные отношения в одном локальном цвете; Практическое задание:
Натюрморт на оптическое смешение цветов, пуантель.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Тема 5. 2.Холодная цветовая гамма.
Задачи:
Познакомить учащихся с разнообразием холодных цветов и их оттенками,
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.
Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморт на оптическое смешение цветов, пуантель.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Тема 5.3.Теплая цветовая гамма.
Задачи:
Познакомить учащихся с разнообразием теплых цветов и их оттенками,
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Научить находить оттенков одного цветового ряда,
Научить видеть и уметь раскладывать локальный цвет на его составляющие.
Развить навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Научить компоновать натюрморт с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Натюрморты в теплой цветовой гамме (желто-коричневая, красно- зеленая цветовые гаммы). Исполнение с разложением локального цвета составляющие.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ. художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Блок 6. Натюрморт на дополнительные и контрастные цвета.
Тема 6.1. Контрастная цветовая гамма.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «цветовой контраст» (контраст дополнительных цветов, по светлотности, по тепло-холодности),
Научить видеть и анализировать различные характеристики цвета,
Выработать навык подбора локального цвета предмета и его окружения,
Развивать навык компоновки натюрморта с учетом больших цветовых отношений. Практическое задание:
Написать бабочку или рыбку в контрастной цветовой гамме (выбрать один из видов контраста).
Натюрморт в контрастной цветовой гамме (тепло-холодный - 2 натюрморта, на дополнительных цветах - 2 натюрморта). Натюрморты выполняются с разложением локального цвета на составляющие.
Материалы:
У учителя: цветовой спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, гуашь, кисти различных размеров.
Контрольное задание
Задачи:
Выявить уровень усвоенных учащимися знаний и умений (умение закомпоновать натюрморт, работать большими цветовыми отношениями, отразить разнообразных цветовых оттенков, разложить локальный цвет на составляющие).
Практическое задание:
Натюрморт из 3-х предметов быта. Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училище У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель, кисти различных размеров.
2 КЛАСС
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного 1 классе материала.
. Воздушная перспектива цвета.
Тема 1.1. Изменение цвета в пространстве «Цветовая дорожка».
Задачи:
Объяснить теорию изменения цвета в пространстве,
Научить применять теоретические знания на практике,
Закрепить навыки работы акварелью.
Практическое задание:
Упражнение на изменение цвета в пространстве («цветовая дорожка представлению),
«Цветовая дорожка» с натуры.
Материалы:
У учителя: спектр, цветовая дорожка, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
Объяснить и показать способы передачи объема предмета шарообразной
формы цветом,
Закрепить навыки работы акварелью.
Практическое задание:
Натюрморт в холодной цветовой гамме.
Материалы:
У учителя: спектр, цветовая дорожка, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: ватманского листа, акварель.
Тема 2.3. Этюды чучел птиц или животных.
Задачи:
Объяснить характерные особенности изображения птиц и животных,
Закрепить навыки работы над натюрмортом большими цветовыми отношениями,
Познакомить учащихся с техникой работы «по сырому».
Практическое задание:
Кратковременный этюд птицы или животного.
Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников:1\4ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.
Блок 3. Светотеньв живописи.
Тема 3.1. Изменение локального цвета предмета на свету и в тени. Воздушная перспектива светотени в живописи.
Задачи:
Объяснить влияние световых лучей на изменение локального цвета предмета на свету и в тени,
Научить различать и передавать лобовое и боковое освещение,
Сформировать навык передачи основных тональных отношений в натюрморте. Практическое задание:
Натюрморт (сближенные цветовые и тональные отношения) при лобовом освещении,
Натюрморт (сближенные цветовые и тональные отношения) при боковом освещении,
Натюрморт (контрастные цветовые и тональные отношения) при лобовом освещении,
Натюрморт (контрастные цветовые и тональные отношения) при боковом освещении.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с этапами работы над натюрмортом, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.
Блок 4. Светотеневые и цветовые отношения в натюрморте.
Тема 4.1. Передача пространства в натюрморте средствами светотеневых и цветовых отношений.
Задачи:
Закрепить на практике теорию изменения цвета в пространстве ,
Закрепить навыки работы над натюрмортом большими цветовыми отношениями,
Выработать навыки работы с акварелью.
Практическое задание:
Простой натюрморт в интерьере около окна.
Простой натюрморт в интерьере (тот же) в глубине комнаты.
Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников:1\4ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель.
Контрольное задание
Задачи: Выявить уровень усвоения учащимися пройденного во втором классе материала (компоновка в листе, общие цветовые и тональные отношения натюрморта светотеневые отношения в натюрморте, моделировка объема предметов и пространства цветом).
Практическое задание:
Натюрморт из 3-4-х предметов при лобовом или боковом освещении.
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4или 1/2 ватманского листа, акварель
3 КЛАСС
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в классе материала.
Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.
Задачи:
Повторить и закрепить знания полученные учащимися во втором классе (большие светотеневые отношения в натюрморте, передача объема предметов и пространства натюрморта цветом, технически грамотное исполнение).
Практическое задание:
Натюрморт с цветами, фруктами или овощами около окна.
Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель.
Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами.
Тема 2.1. Этюд фигуры человека в интерьере.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными пропорциями человека,
Показать особенности изображения человека живописными изобразителными средствами,
Закрепить навыки работы большими цветовыми и тональными отношения Практическое задание:
Этюд фигуры человека в интерьере на нейтральном по цвету фоне.
Материалы:
У учителя: пособие с изображением пропорций человека, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель.
Тема 2.2. Передача объема предмета цветом.
Задачи:
Закрепить знания теории изменения цвета в пространстве на практике,
Закрепить навыки передачи объема предмета цветом, и расположении его в пространстве.
Практическое задание:
Нейтральные по цвету предметы на различных по тепло- холодности фонах. Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель.
Блок 3. Полная моделировка формы предмета цветом.
Тема 3.1. Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей его среды.
Задачи:
Объяснить из чего состоят «большой свет» и «большая тень» (блик, полутон, ближняя точка тени, рефлекс).
Научить анализировать светотеневые отношения натюрморта (с полным тональным разбором),
Закрепить знания о влиянии окружающей среды на локальный цвет предмета. Практическое задание:
Кратковременные этюды фруктов или предметов быта на разных фонах,
Натюрморт из 3-4-х предметов с ярко выраженными рефлексами.
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 или 1/5 ватманского листа (на каждую из работ), акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.2. Передача материальности живописными средствами. Знакомство с различиями понятий «рефлекс» и «отражение».
Задачи:
Провести полный разбор предметов натюрморта в тоне и цвете,
Продемонстрировать на конкретных примерах отличие рефлекса от отражения,
Объяснить особенности изображения предметов, выполненных из блестящих материалов,
Закрепить знания о влиянии окружающей среды на собственный цвет предмета. Практическое задание:
Натюрморт из разнофактурных предметов (1 или 2 из которых блестящие). Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Блок 4. Изменение общего тона и цвета натюрморта при удалении от источника света.
Тема 4.1. Натюрморт при боковом освещении.
Задачи:
Научить применять на практике теорию изменения общего тона и цвета предмета по мере удаления его от источника света,
Научить выявлять разнообразие оттенков цвета и его изменения в зависимости от удаления от источника света,
Выявить характерные особенности бокового освещения и его передачи в работе,
Закрепление навыков работы акварелью или гуашью.
Практическое задание:
Три этюда простого и понятного натюрморта из 2-3-х предметов при боковом освещении (у окна, в середине комнаты, в глубине комнаты).
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/8 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Тема 4.2. Натюрморт при лобовом освещении.
Задачи:
Научить применять на практике теорию изменения общего тона и цвета предмета по мере удаления его от источника света,
Научить выявлять разнообразие оттенков цвета и его изменения в зависимости от удаления от источника света,
Выявить характерные особенности лобового освещения и его передачи работе,
Закрепление навыков работы акварелью или гуашью.
Практическое задание:
Три этюда простого и понятного натюрморта из 2-3-х предметов при лобовом освещении (у окна, в середине комнаты, в глубине комнаты).
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожках спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/8 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Блок 5. Складки в живописи.
Тема 6.1. Изображение складок живописными средствами.
Задачи:
Провести анализ формообразования складок,
Научить выявлять цельность цветовых и тональных отношений натюрморта,
Научить изображать тоном форму складок в пространстве, подчиняя их. Практическое задание:
Натюрморт из 2-х предметов с введением простых складок.
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель или гуашь.
Подведение итогов
Время: 1 час.
4 КЛАСС
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала.
Тема 1.1. Натюрморт с цветами, фруктами или овощами.
Задачи:
Закрепит умение выполнять кратковременные этюды,
Закрепит умение технически свежо точно передавать точность цветовых и тональных отношений в натюрморте.
Практическое задание:
Натюрморт с живыми цветами и фруктами на окне или при лобовом освещении. Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Блок 2. Особенности изображения человека живописными изобразительными средствами.
Тема 2.1. Этюды фигуры человека в интерьере на разных фонах, при различных характерах освещения.
Задачи:
Закрепить знания о пропорциях человека,
Закрепить умение определять большие цветовые и тональные отношения в постановке.
Практическое задание:
Этюд сидящего натурщика на светлом фоне.
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 или 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Блок 3. Материальность. Пространственные отношения.
Тема 3.1. Натюрморт из разнофактурных предметов.
Задачи:
Закрепить умение передавать объем и материальность предметов натюрморта живописными средствами,
Закрепить умение выявлять большие цветовые и тональные отношения натюрморта.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-4-х разнофактурных предметов в контрастной цветовой гамме Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.2. Натюрморт с темными и светлыми предметами нейтральном по тону фоне.
Задачи:
Закрепить умение передавать объем и материальность предметов натюрморта живописными средствами,
Закрепить умение выявлять большие цветовые и тональные отношения натюрморта,
Закрепить умение нахождения разнообразных оттенков одного цвета.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-4-х темных предметов различных по материальности на светлом фоне (тональный контраст).
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.3. Натюрморт с темными предметами на темном по тону фоне.
Задачи:
Закрепить навыки передачи объема, материальности предметов натюрморта,
Закрепить навыки передачи пространственных отношений в натюрморте живописными изобразительными средствами,
Развитие навыков работы над постановкой большими цветовыми и тональными отношениями.
Практическое задание:
Натюрморт из 4-5-ти предметов в контрастной цветовой гамме (контраст по тепло-холодности или на основе пар дополнительных цветов).
Материалы:
У учителя: Те же что в предыдущем задании.
У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.4. Натюрморт со светлыми предметами на светлом фоне.
Задачи:
Те же что в темах 3.2. и 3.3.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (теплая цветовая гамма). Возможно применение различных техник.
Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (холодная цветовая гамма). Возможно применение различных техник.
Материалы:
У учителя: Те же что в предыдущем задании
У учеников: 1/2 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.4. Натюрморт в контрастной цветовой гамме
Задачи:
Те же что в темах 3.3. и 3.4.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-х, 4-5-ти светлых разнофактурных предметов на светлом фоне (контрастной цветовой гамме). Возможно применение различных техник.
Материалы:
У учителя: Те же что в предыдущем задании.
У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Тема 3.5. Натюрморт в сдержанной цветовой гамме.
Задачи:
Те же что в предыдущей теме.
Практическое задание:
Натюрморт из 4-5-ти предметов различных по материальности в «сдержанной» цветовой гамме.
Материалы:
У учителя: Те же что в предыдущем задании.
У учеников: 1/2 ватманского листа, акварель или гуашь на выбор.
Контрольное задание
Задачи:
Выявить уровень знаний и умений, приобретенных учащимися за весь курс обучения живописи.
Практическое задание:
Тематический натюрморт (можно с гипсовой головой).
Материалы:
У учителя: пособие с поэтапным ведением работы над натюрмортом, цветовая «дорожка», спектр, пособие с «выступающими» и «отступающими» цветами. Репродукции работ художников, работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/2 ватманского листа (на каждый натюрморт), акварель или гуашь на выбор.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончании полного курса данной программы учащиеся должны при работе над натюрмортом или этюдом фигуры человека приобрести следующие навыки:
Чувствовать большую форму, тон и цвет предметов постановки;
Передавать общий цветовой и тональный строй постановки;
Изображать месторасположение предметов в пространстве (плановость) и пространство, их окружающее.
Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях художественного профиля.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1Мольберты
2.Книги
3.Стулья
4.Софиты
5.Доска.мел.тряпка
6.Натурный фонд, содержающий предметы, необходимые в постановке
7.Работа выпускников
8.Таблица по цветоведению
9.Репродукции произведений классиков
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации программы включает в себя следующий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся
В качестве текущего контроля используются педагогом просмотры учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудитоного времени, предусмотренного на учебный предмет грамотность.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, в конце каждой четверти на учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»
Критерии оценивания по предмету «Живопись»
Оценка 5- «Отлично».
учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки,
Умение поставить предметы на плоскость;
выявление формы, объема ,пространства цветом ;
Уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения и учебная задача выполнена полностью. Демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы; задание выполнено полностью без ошибок;
Оценка4- «Хорошо».
Выполнение поставленных задач с незначительными ошибками;
полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; умение поставить предметы на плоскость; выявление формы, объема пространства цветом;
уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения.
Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении
Оценка 3- «Удовлетворительно»
при выполнении задания есть несоответствия требованиям ;
- уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью)
- Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011
П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008
Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004
Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002
Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.
Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил