На своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, поролон, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей и становятся отличным стимулом для творчества. Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях не наблюдается, некоторые ученики за урок успевают сделать несколько рисунков. У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ »
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
Леванова Наталья Ивановна учитель технологии
МБОУ «СОШ№1» г Шумерля
Чувашской Республики
Современная школа дает ребенку два образования: основное и дополнительное. Часто так бывает, что именно дополнительное образование выводит вчерашнего школьника на профессиональный путь и помогает обрести дело всей жизни.
Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и его надо раскрывать. Одарённые дети станут художниками, архитекторами или дизайнерами, а остальные приобретут хороший опыт творческого воплощения собственных замыслов. Художественное творчество помогает развивать воображение, образное мышление, сенсорные способности, все эти навыки помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в профессиях, не связанных с искусством непосредственно.
Младший школьный возраст это период, когда изобразительная деятельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это увлечение, чтобы заинтересовать ребёнка миром искусства, развивать его воображение, фантазию, способности.
В начале занятия кружка несколько минут дети рассматривают, изучают, обсуждают произведения знаменитых художников. Мы начали с картин мастера Сказочно-былинного жанра Виктора Васнецова. Герои этих картин особенно любимы детьми. Русские сказки они читают на уроках чтения, а на дополнительных занятиях, рассматривая репродукции, они пересказывают содержание сказок, то есть у детей есть возможность продемонстрировать свои знания, которые они получили на уроках в чтения основной школе. Кроме того большое внимание уделяем пейзажному жанру, здесь я стараюсь привить любовь к родной природе, что актуально всегда, а ребята вспоминают то, что изучали на уроках Окружающего мира.
Затем начинаем практическую творческую деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках. Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность, они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка, фломастер оставляют след на бумаге, у него появляется желание творить, а его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно в детстве, должна быть красочной и счастливой. Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно это стихия, из которой возникают образы, а образы это фантазия. Рисовать гелиевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное и привычное дело. Но на своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, поролон, марлевый тампон, трубочку, соломинку, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей и становятся отличным стимулом для творчества. Нетрадиционные способы рисования хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях не наблюдается, некоторые ученики за урок успевают сделать несколько рисунков. У детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.
Мною используются многие нетрадиционные способы изображения в рисовании, сегодня я расскажу о некоторых из них. 1. Рисование сангиной.
Материалы: картон, сангина, мел.
Если позволяет погода, я стараюсь проводить занятия на улице, без соответствующих приспособлений на мягких альбомных листах на улице рисовать очень неудобно и поэтому я предложила детям рисовать на небольших картонках. Сангиной рисовали все великие художники, в основном ею делали зарисовки с натуры, которые затем использовали для создания больших полотен. Мы тоже как великие художники попробовали сделать зарисовки с натуры сангиной на картоне. Рисование с натуры развивает наблюдательность, глазомер.
2. Рисование с помощью ладошек и пальчиками.
Материалы: тонированная или белая бумага, гуашь, кисточки для дорисовки отдельных деталей, салфетки для вытирания рук. На ладонь наноситься краска, затем ладошку прижимаем к листу бумаги, получиться отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы. Также ладонь можно использовать в качестве трафарета. Ладошку с раздвинутыми пальчиками обвили простым карандашом дорисовали клюв, крылья, получился петушок. Пальчики можно использовать вместо кисточки и создавать интересные образы. 3. Рисование ватными палочками.
Материалы: бумага, гуашь, ватные палочки.
Вместо кисточки используется ватные палочки. Если краски сухие, то воду надо налить непосредственно в них. Рисунок создается прикосновениями ватной палочки с краской к листу бумаги, для каждого цвета используется отдельная палочка.
4. Рисование с помощью свечи.
Материалы: бумага, акварель, свечка, кисти.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели свечой. Сначала дети свечкой на бумагу наносят рисунок, например морозные узоры, затем большой кистью с голубой краской закрашивают весь лист, там где есть след от свечи бумага остается белой. Процесс проявления рисунка вызывает восторг, удивление и восхищение у детей. 5. Рисование с помощью губки или поролона. Тампонирование. Материалы: бумага, гуашь, поролон.
На поролон наносится немного краски и легкими прикосновениями к поверхности листа создается рисунок. Изображение получается легким, прозрачным, воздушным.
6. Печать растениями.
Материалы: растения (листья, травы, плоские цветы), бумага, кисти, газета.
Разложить растения на листе бумаги, так чтобы получилась композиция, на растения с помощью кисти нанести краску и сделать отпечатки.
В школе мы часто устраиваем выставки, на которых дети с удовольствием демонстрируют рисунки, выполненные в разных техниках.
По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем 20 %, а взрослые лишь 2 %. Это те, которые выдержали давление социума и остались творческими личностями. Эти цифры заставляют задуматься о том, как важно учителю не упустить момент и не оттолкнуть ученика, а, наоборот, приблизить, заинтересовать, научить видеть и творчески реализовывать себя. Не только ученик у учителя учится, но бывает, и наоборот. Было такое и в моей практике. Тема занятия «Орнамент» я объясняю, что орнамент это узор, состоящий из повторяющихся и чередующихся элементов. Дети внимательно выслушиваю формулировку, которую второклассник запомнить просто не может, и сообщают мне свою версию, орнамент – это закономерность. Я была просто в восторге от такой краткости и точности.
В заключении хочется сказать: именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина. Изобразительная деятельность один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребёнка. Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребенок расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.
Что на самом деле даёт дополнительное образование? Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. И мне очень хочется, чтобы в дальнейшем их профессионализм всегда вызывал восхищение у окружающих. Я не изобрела ничего нового, но возможно творчество моих учеников вдохновит кого-то на создание настоящих шедевров.
Рисование сангиной.
Рисование с помощью ладошек и пальчиками.
Рисование ватными палочками.
Рисование с помощью свечи.
Рисование с помощью губки или поролона.Тампонирование.